Музыкотерапия как средство коррекции эмоциональной дезадаптации воспитанников с особенностями развития


Прокопьева Любовь Ивановна,
учитель музыки
Категория — высокая
Музыкотерапия как средство коррекции эмоциональной дезадаптации воспитанников с особенностями развития
1
Музыкотерапия как лекарство, которое слушают. Музыка — одно из самых сильных средств воздействия на любого ребенка. Дети с множественными проблемами в развитии очень восприимчивы к музыке.
Из-за прерывности процесса обучения, тяжести психофизических состояний детей с нарушениями в развитии речи и опорно- двигательного аппарата для музыкально- коррекционной работы с ними я сталкиваюсь с определенными трудностями. Эмоционально-волевая сфера детей сильно нарушена. Больные дети зачастую изолированы от общества. Для них характерно заторможенность повышенная пугливость, неуверенность в своих силах. Когда у ребенка постоянные переживания, то это вызывают страх речи, замкнутость, стеснительность, а позднее снижение речевой активности, своеобразные речевые и мимические сопутствующие движения. Степень фиксации внимания на своем дефекте с возрастом увеличивается. Неразборчивая речь способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию. Это способствует формированию патологических черт характера. Поэтому необходимо помочь ребенку в воспитании его морально-волевой сферы и развивать эмоционально-волевую сферу. Для коррекции этих нарушений эффективной формой работы является музыкотерапия.
Для детей с нарушениями интеллекта музыкотерапия является тренировкой наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие тонкой моторики и артикуляционной моторики.
Основными формами организации музыкальных занятий являлись:
Музыкально-художественная игра, основанная на импровизационных, ролевых, деятельностных ситуациях, активизирующих эмоционально-регулятивную, коммуникативную, социально- нравственную сферу младших школьников, включающих в процесс музыкального творчества.
Нравственно-эстетическая ситуация, понимая нами как дидактический оправданная совокупность условий и обстоятельств, при которых в эмоционально-познавательной деятельности учащиеся осваивают эмоциональные, коммуникативные формы поведения, этико-эстетические социально-нравственные человеческие ценности, явление и предметы окружающего мира.
Традиционные активные формы взаимодействия: детское музицирование, прослушивание музыкальных произведений, анализ музыкальных произведений.
На основе трехступенчатой деятельности модели Н.Н.Павловой, разработана авторская модель коррекции эмоциональной дезадаптации детей под воздействием музыкотерапии.
Одним из условий успешной работы является оборудование и обустройство кабинета психологической разгрузки. Вся обстановка в комнате кабинета должна создавать ощущение уюта, комфорта, домашнего покоя. Вместе с тем, мы считаем необходимым создавать ореол некой таинственности, будит фантазию, помогая музыкальным путешествиям в мир часто болезненных прошлых воспоминаний.
Другое условие, необходимое для осуществления реабилитации средствами музыки, — личность педагога. Он выступает в роли реабилитатора. Это подразумевает владение различными психолого-педагогическими техниками. Роль музыкального терапевта предлагает владение несколькими музыкальными инструментами, голосом, свободное ориентирование не только в мире классической музыки. Педагог-реабилитатор должен хорошо знать и понимать внутренние мотивы поведения воспитанников.
В результате, лечебного действия музыкотерапии у детей наблюдалась гармонизация личности, восстановлении и коррекция психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов. Можно выделить следующие результаты:
— регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;
—снятие психоэмоционального возбуждения;
приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
формирование оптимистического, жизнеутверждающего мира ощущения;
развитие навыков общения со сверстниками;
развитие умения передавать свое настроение через музыки, движение, цвет;
выход их психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки;
моделирование положительного состояния (катарсиса).