Музыкотерапия как средство коррекции эмоциональной дезадаптации воспитанников с особенностями развития


Попова Оксана Серафимовна-
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Отличник образования РС(Я)
Музыкотерапия как средство коррекции эмоциональной дезадаптации воспитанников с особенностями развития.
Музыкотерапия как лекарство, которое слушают. Музыка – одно из самых сильных средств воздействия на любого ребенка. Дети с множественными проблемами в развитии очень восприимчивы к музыке. Из-за прерывности процесса обучения, тяжести психофизических состояний детей с нарушениями в развитии речи и опорно-двигательного аппарата для музыкально-коррекционной работы с ними я сталкиваюсь с определенными трудностями. Эмоционально-волевая сфера детей сильно нарушена. Больные дети зачастую изолированы от общества. Для них характерно заторможенность повышенная пугливость, неуверенность в своих силах. Когда у ребенка постоянные переживания, то это вызывают страх речи, замкнутость, стеснительность, а позднее снижение речевой активности, своеобразные речевые и мимические сопутствующие движения. Степень фиксации внимания на своем дефекте с возрастом увеличивается. Неразборчивая речь способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию. Это способствует формированию патологических черт характера. Поэтому необходимо помочь ребенку в воспитании его морально-волевой сферы и развивать эмоционально-волевую сферу. Для коррекции этих нарушений эффективной формой работы является музыкотерапия.
Для детей с нарушениями интеллекта музыкотерапия является тренировкой наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие тонкой моторики и артикуляционной моторики.
Основными формами организации музыкальных занятий являлись:
Музыкально-художественная игра, основанная на импровизационных, ролевых, деятельностных ситуациях, активизирующих эмоционально-регулятивную, коммуникативную, социально-нравственную сферу младших школьников, включающих в процесс музыкального творчества.
Нравственно-эстетическая ситуация, понимая нами как дидактический оправданная совокупность условий и обстоятельств, при которых в эмоционально-познавательной деятельности учащиеся осваивают эмоциональные, коммуникативные формы поведения, этико-эстетические социально-нравственные человеческие ценности, явление и предметы окружающего мира.
Традиционные активные формы взаимодействия: детское музицирование, прослушивание музыкальных произведений, анализ музыкальных произведений.
На основе трехступенчатой деятельности модели Н.Н.Павловой, разработана авторская модель коррекции эмоциональной дезадаптации детей под воздействием музыкотерапии.
Ступени деятельности Цель Принципы Ориентировочная основа действииКоррекционно-воспитательная работа уровень
Мотив (мотивационно-побудительный этап) Своевременное определение характерна нарушений ребенка и поиск эффективных путей психолого-педагогической помощи. Принцип природосообразности (Е.В. Бондаревская), принцип триединства педагогических, психологических воздействий на личность. Создание эмоционально-комфортной ситуации развития младшего школьника, основанной на принципе его личностно-ориентированного взаимодействия с педагогом-воспитателем, воспринимающим ребенка как личность и субъекта своего развития. Снятие внутреннего напряжения воспитанников и создание положительного настроя на активное участие в обучении. Коррекция поведения с помощью позитивного сообщения. Изотерапия (проективный рисунок «Мое состояние»); игры и упражнения на снятие агрессии и гнева, упражнение на расслабление средствами музыкотерапии. Осознание собственных неадекватных стереотипов.
Аналитико-синтетический этап Гармонизация личности ребенка восстановления и коррекция его психоэмоционального состояния и психо-физических процессов средствами музыкального искусства. Принцип культуросообразности (Е.В. Бондаревская), принцип триединства педагогических, психологических и психотерапевтических воздействий на личность. Коррекционно-развивающее воздействие музыки, основанное на психофизических, эмоционально-коммуникативных, социально-нравственных смыслах музыкального искусства. Закрепление позитивного эмоционального реагирования. Поведенческие упражнения разыгрывание ролевых, игровых ситуаций, придумывание текстов, сценок средствами музыкотерапии, развитие техники общения. Приобретение новых средств эмоциональной экспреции; снятие психоэмоционального возбуждения.
Реализирующе-контролирующий этап Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми выход из психотравмирующей ситуации посредством восприятия музыки. Принцип сотрудничества и жизнетворчества (Е.В.Бондаревская) принцип педагогических и психотерапевтических воздействий на личность. Повышение уровня педагогического сотрудничества и общения педагога-воспитателя с целью личностного развития детей детского возраста. Развитие толерантного отношения к окружающим, адекватных форм взаимодействия со сверстниками. Упражнения, игры на свободное самовыражение с помощью музыки, тренинговые занятия по коррекции стрессов, невротических реакций, индивидуальная и групповая работа по танцетерапия и изотерапии под воздействием музыки. Раскрытие творческих способностей; управление своими состояниями, появление чувства уверенности в себе и партнерского общения.
Одним из условий успешной работы является оборудование и обустройство кабинета психологической разгрузки. Вся обстановка в комнате кабинета должна создавать ощущение уюта, комфорта, домашнего покоя. Вместе с тем, мы считаем необходимым создавать ореол некой таинственности, будит фантазию, помогая музыкальным путешествиям в мир часто болезненных прошлых воспоминаний.
Другое условие, необходимое для осуществления реабилитации средствами музыки, - личность педагога. Он выступает в роли реабелитатора. Это подразумевает владение различными психолого-педагогическими техниками. Роль музыкального терапевта предлагает владение несколькими музыкальными инструментами, голосом, свободное ориентирование не только в мире классической музыки. Педагог-реабилитатор должен хорошо знать и понимать внутренние мотивы поведения воспитанников.
В результате, лечебного действия музыкотерапии у детей наблюдалась гармонизация личности, восстановлении и коррекция психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов. Можно выделить следующие результаты:
- регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;
-снятие психоэмоционального возбуждения;
- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
- формирование оптимистического, жизнеутверждающего мира ощущения;
- развитие навыков общения со сверстниками;
- развитие умения передавать свое настроение через музыки, движение, цвет;
- выход их психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки;
- моделирование положительного состояния (катарсиса).
С 2009-2010 учебного года наша коррекционная школа ввела инклюзивное образование как комплексное сопровождение детей с особенностями развития. Тем самым улучшая решения проблемы развития духовности и интеллекта ребенка.