Внеклассное мероприятие по истории — игра Колесо истории


Игра «Колесо истории»
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий проводимых в нашей школьной Неделе истории. Традиционно в нашей школе в теме Недели присутствует сквозная идея, которая становится связующим звеном проводимых внеклассных мероприятий. Такие мероприятия всегда вызывают повышенный интерес у учащихся. В рамках исторической недели проводятся различные образовательно-игровые виды деятельности, такие как Колесо истории. Они хороши тем, что в них могут участвовать разновозрастные команды, то есть каждый класс формирует свою команду. Это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Но типы заданий для всех классов должны быть одинаковыми и желательно присутствие единой тематики.
Организация финального этапа Недели истории в виде игры «Колесо истории» помогает:
Вовлечению всех школьников в процесс внеклассной работы (даются опережающие задания, кроссворды, рисунки, рефераты, викторины и т.д.)
Раскрытию творческих способностей (участие в театрализованных представлениях, выпуск газет и т.д.)
Созданию ощущения праздничного настроения
Представляемый сценарий образовательно-игрового внеклассного мероприятия Колесо истории посвящен теме войн России с древнейших времен до второй мировой войны. Сквозная тематика позволила участвовать в игре на равных разновозрастные команды с 8 по 11 классы. Предполагаемая тематика игры и примерные задания были даны заранее, чтобы стимулировать учащихся к поисково-образовательной деятельности. Положительные стороны: соответствие изучаемых по программе тем с темами Колеса истории способствует расширению и углублению знаний, полученных на уроках, развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Правила игры:
участвуют 4 команды (с 8 по 11 класс)
за правильный ответ в блиц-раунде - 2 балла, за неполный ответ - 1 балл, в других раундах баллы указываются отдельно
если нет ответа, шанс выпадает сопернику (поочередно)
если нет ответа, требуется помощь зала (его класс)
очередность устанавливается по жребию.
Предварительные домашние задания:
синквейнподготовка примерного сценария для участия в VI раунде "Избирательная кампания"
примерная тематика заданий по параграфам учебных пособий
работа в школьной библиотеке
изготовление флажков команды
выбор названия команды
1 раунд. "От древности до ::::.." (блиц-раунд)
Условия раунда
Вопросы даются по очередности, установленного по жеребьевке
Ответить, быстро и правильно
Конкурирующая команда имеет право на ответ. Для этого они поднимают флажок.
1. У какой реки, впервые, произошло военное столкновение русских с монголо-татарским войском. (1223г. Калка)
2. В каком году Дмитрий Донской сокрушил войско Мамай-хана? (1380г.)
3. Как называется последняя схватка Руси и Золотой Орды, после которого Русь освободилась от монголо-татарского ига? ( "Стояние на Угре")
4. В каком году была Отечественная война в России против Наполеона Бонапарта? (1812г.)
5. После Крымской войны 1853-1855 годов, что исчезло с вооружения русского флота? (парусный флот)
6. 1877-78 гг. Россия начала войну за освобождение славянских народов Балканского полуострова. С каким государством Россия воевало? ( С Османской империей, Турцией)
7. Дата начала Великой Отечественной войны. (22 июня 1941 г.)
8. Как называется немецкий план нападения на СССР? (Барбаросса)
9. Что такое план "Ост"? (план колонизации и германизации в ходе завоевательных войн 3 рейха)
10. Москва, Ленинград, Киев, Севастополь, Одесса, Волгоград. Что объединяет эти города? (города - герои, ВОВ)
11. Парад Победы 1945 года 24 июня. Кто командовал парадом, а кто принимал? (командовал парадом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский, парад принимал Маршал Советского Союза Г.К.Жуков)
12. Тегеран, Ялта, Потсдам. Что объединяет эти города? ( В этих городах проходили конференции стран-союзников по антигитлеровской коалиции)
2 раунд. "Исторический портрет". Конкурс капитанов
Условия раунда
Угадать имя исторической личности или названия - 3 балла
Угадать событие и дату - 4 балла
Задание для капитана команды 8 класса
1. Выходец из бедной Корсиканской дворянской семьи. Его во Франции из-за бедности родителей военной школе содержали за государственный счет. (5 баллов)
2. 1793 году он стал героем Тулона. Его план штурма привело к победе. (4 балла)
3. В сентябре 1795 года он получил прозвище "Генерал Вандемьера". (3 балла)
4. 1798 году в битве при Абукире он разбил англичан и их сторонников. (2 балла)
5. Своей истинной славой он считал создание "Гражданского кодекса" Франции. (1 балл).
Ответ: Наполеон Бонапарт - император Франции.
Задание для капитана команды 9 класса
1. Знаменитый русский полководец конца XVIII века (5 баллов)
2. Родился слабым болезненным ребенком, но решил стать военным. Самостоятельно занимался закалкой организма. (4 балла)
3. Взял штурмом неприступную турецкую крепость Измаил. (3 балла)
4. Командовал русской армией во время знаменитого перехода через Альпы. (2 балла)
5. Непобежденный в 50-ти военных походах генералиссимус армии Российской империи. (1 балл)
Ответ: Великий русский полководец - Александр Суворов.
Задание для капитана команды 10 класс
1. Младший сын "Тишайшего" (5 баллов)
2. С детства любил всевозможные военные игры. Для него были созданы потешные полки. (4 балла)
3. Для него и его брата Ивана был сделан двойной царский трон. (3 балла)
4. Победил шведов в Северной войне, "прорубил окно в Европу" (2 балла)
5. Первый император России. (1 балл)
Ответ: Петр Первый (Великий)
Задание для капитана команды 11 класс
1. Знаменитый русский полководец начала 19 века. Он участвовал во взятии Измаила. (5 баллов)
2. Командовал русской армией во время битвы при Аустерлице, когда русская и австрийская армия потерпели поражение от Наполеона Бонапарта. (4 балла)
3. Он на совете в Филях 1 сентября 1812 года сказал: С потерей Москвы не потеряна Россия. (3 балла)
4. Он дал генеральное сражение Наполеоновской армии в Бородинском поле. Битва показала, что русские войска могут на равных сражаться с "Великой армией" Наполеона (2 балла)
5. Фельдмаршал считал Суворова своим учителем. Умер во время заграничного похода русской армии 1813 года. (1 балл)
Ответ: Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов
III раунд. "Синквейн"
Тема "Великая Отечественная война"
(Команды готовятся к этому заданию заранее по заданной теме)
1. В первой строчке указывается тема стихотворения ( можно выбрать из перечня или предложить свой вариант)
2. Во второй строчке в 2-х словах (прилагательное) дается описание темы.
3. В третьей строчке тремя словами дается описание действий в рамках этой темы.
4. Четвёртая строчка - это фраза из 4 слов, показывающих отношение автора к теме, его чувства.
5. Последняя строчка - синоним слова, с которой синквейн начинается (по смыслу)
Пример синквейна и тема дается заранее. Кроме зтого дается примерный перечень названий синквейна
Петр.
Смелый, любознательный,
Открывает, строит, присоединяет
Построил великую морскую державу
Император
Возможные темы синквейна.
1.Жуков 6.Блокадники
2.Сталин 7.Фашисты
3.Гитлер 8.Сметанин
4.Панфиловцы 9.Гастелло
5.Партизаны 10.3орге и т.д.
IV раунд. "Историческая рифма"
Условия раунда
Угадать имя исторической личности, события - 3 балла
Угадать событие и дату - 4 балла
Задание для команды 8 класса
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики:Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли командиры Чужие изорвать мундирыО русские штыки?И вот нашли большое поле Есть разгуляться, где на воле Построили редут. [ 5 ]
Ответ: Отечественная война 1812г. Бородино
Задание для команды 9 класса
Бомба с неба
на землю полетела, звеня
Кто остался в живых,
кто с ума не сошел, тот запомнит
Этот грохот и гром,
этот гриб над землей,
этот купол огня. [ 1 ]
Ответ: II мировая война, атомная бомбежка американцами японских городов - Хиросима и Нагасаки, 6 и 9 августа 1945 г.
Задание для команды 10 класса
Пирует Петр. И горд и ясен,И славы полон взор его.И царский пир его прекрасен:..И славных пленников ласкает,И за учителей своихЗаздравный кубок подымает. [ 6 ]
Ответ: Полтавская битва. Блестящая победа русской армии. Петр поднимал кубок за шведов, помня о поражении на Нарве, которая явилось уроком для России. 27 июня 1709 г
Задание для команды11 класса
Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав как детей от дождя их к груди:..Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?Но, горе поняв своим бабьим чутьем,Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые, Покуда идите, мы вас подождем:..[ 2 ]
Ответ: Начало ВОВ, 1941 г. отступление Красной армии, полуторамесячное Смоленское сражение; катастрофа на Украине: попали в окружение 4 советские армии.
V раунд "Почемучка". Конкурс капитанов
Условия раунда:
Раздаются листы с заданиями, на раздумье дается 30 сек.
За правильный полный ответ - 3 балла, за неполный правильный - 1,5 балла
Отвечать на вопросы "Согласен или не согласен, почему"
Вопросы получают по жеребьевке
VI раунд "Избирательная кампания"
Условия раунда:
Команды готовятся к раунду во время состязания капитанов
Обязательно выступление перед избирателями
Командам раздаются по жребию листы с именами исторических личностей, предвыборные кампании которых они должны изображать (Сталин, Гитлер, Чингисхан, Иван Грозный)
Жюри оценивает артистичность, "достоверность" обещаний, по субъективному мнению членов жюри (понравилось - не понравилось)
Общий балл - 5 баллов
Подведение итогов
Жюри оглашает победителей
Участники по номинациям получают грамоты
Литература.
Гражданская лирика советских поэтов М. Дет. Лит. 1982 с 340
Гражданская лирика советских поэтов М. Дет. Лит. 1982 с 407
Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. М.: 2002
Кишенкова О.В. История для любознательных. 2 часть. - М.: 1996
Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. М. 1977 с 23
Пушкин А.С. Избранные сочинения. В 2-х т. Т. 1. М.: Худ. Лит. 1980, с 617