Урок по литературному чтению по теме Мороз Иванович сказка В. Ф. Одоевского

Урок литературы.
Тема; Владимир Одоевский « Мороз Иванович».
Цели; 1. Создать условия для восприятия и осмысления биографии В.Одоевского, его произведением “Мороз Иванович”, его содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.
2. Содействовать развитию устной речи учащихся; развитию образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности
Ход урока.
Организационный момент
Психологический настрой
Выбери себе по настроению картинку ( солнышко, тучка)
Работа над выразительным чтением
У каждого на парте лежит скороговорка.
А) Прочтите скороговорку.
Б) Прочтите ее в интонации вопрос ответ( в паре).
В Прочтите ее весело, грустно.(в паре).
На парте у каждого ученика карточка по расширению поля зрения.
А) Прочитайте все числа по порядку.
Мотивационный этап.
Что знаете о сказках?
Какие бывают сказки?
- Какие из этих сказок народные? Почему?
- Назовите авторские сказки? Почему?
- Угадайте, из каких произведений эти сказочные персонажи?
Конек (Петр Ершов)
Жар-птица
Козлик (Бажов)
Баба-яга
Золотая рыбка (Пушкин)
 4. Постановка цели урока, сообщение темы.
- Сегодня мы увидим и услышим авторскую сказку, узнаем, из какой народной сказки она появилась. А для начала отгадайте ребус:
Морж -р - ж + роза - а
- Это слово мороз.
- В русском фольклоре много сказок о морозе. Может и вы знаете, какие-нибудь из них?
( Морозко, “Два Мороза”)
- Это русская народная сказка.
- А мы сегодня будем знакомиться со сказкой “Мороз Иванович”, которую написал Владимир Одоевский, за основу он взял народную сказку “Морозко”.
“Какой чудесный старик!” - написал об авторе книжки “Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея” один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – псевдоним Владимира Федоровича Одоевского, которому в год выхода книги не исполнилось еще сорока лет. Владимир Федорович был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Он просто заканчивает сказки со словами: “А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление”.
5. Первичное знакомство.
Сказку рассказывает учитель, по ходу рассказа на магнитной доске появляются персонажи сказки: Рукодельница, Ленивица, Яблоня, Печка, Мороз Иванович, Петушок, а также предметы быта из сказки: колодец, ведро.
6. Проверка первичного восприятия текста.
- С кем произошла сказочная история?
- Кто такой Мороз Иванович?
- Какое настроение вызвала сказка?
7. Чтение и анализ произведения
Чтобы читать быстро и правильно, выполним несколько упражнений.
Словарная работа
Толкование лексического значения слов.
Объясни
Мух считать
Рукодельница
Ленивица
Студенец
Нянюшка
спросонья
Чтение 1 части хорошо читающими учащимися.
Есть ли зачин у сказки? ( Прочитайте)
Что по именам девочек мы о них можем предположить?
Почему Ленивице всегда было скучно?
А почему никогда не скучала Рукодельница?
Чтение 2 части “по цепочке”
Вопросы :
Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?
Кто ей встретился в колодце?
Каким вы представляете Мороза Ивановича?
С чего началась их встреча?
Что было необычного в старике Морозе Ивановиче?
 Каким вы его себе представляете? Опишите.
Как вы думаете, сможет ли Рукодельница пройти все испытания старика?
 Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.
   Комментированное чтение 3-ей части.
 Почему Рукодельница послушалась старика?
 Брильянты – что это?
 Почему у Мороза Ивановича такой необычный дом?
 Что значит пальчики окостенели?
Как это – не ознобишь?
 Как вы думаете, что за диковинки могут быть у Мороза Ивановича?
 Почему Рукодельнице стало жаль бедной травки?
  Почему Мороз Иванович не выпускал ее на волю?
  А как вы думаете, почему он в колодце сидит?
  А вы слышали, как мороз в окошки стучит? А зачем он стучит?
  Что значит почивать?
 Как вы думаете, будет ли доволен Рукодельницей Мороз Иванович?
  Попробуйте предположить, что мог сказать Рукодельнице старик?
 Как он мог ее отблагодарить?
 
Обобщающие вопросы после чтения 3-ей части.
Легко ли было Рукодельнице взбивать перину? Почему?
 Сколько вопросов задала Рукодельница Морозу Ивановичу?
Какие это вопросы? Перечислите.
 Как отблагодарил ее Мороз Иванович за работу?
  Как вы думаете, какой он, Мороз Иванович – добрый или злой?
(Дети высказывают свои предположения, подкрепляя примерами из текста).
 Сравнение героев. Диаграмма Вена (Дети составляют в тетрадях самостоятельно).
Сравним Рукодельницу и Ленивицу. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.
Назовите качества, присущие Рукодельнице?
А Ленивице?
На кого вы хотите быть похожи?
У вас на парте лежат пословицы, но они рассыпаны их нужно соединить.
Объясните значение пословиц.
Работа с пословицами:
Какова работа
то и пожнешь

Что испек
не жди добра

Без труда
то и кушай

Сделав худо
не вытащить и рыбку из пруда

Что посеешь
такова и награда

Итог.
Какой урок извлекли для себя?
Зачем изучали данный текст?
Чем понравилась сказка?
Домашнее задание
Подготовить пересказ.
Сделать иллюстрацию к сказке.