Примеры компетентностно-ориентированных тестовых заданий по истории


ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО КАЖДОМУ ТИПУ ПО ИСТОРИИ
1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.
Прочитайте варианты ответов, выберите правильный и укажите в бланке номер выбранного ответа.
Приглашённый в Новгород князь:
1) вершил суд
2) командовал войсками
3) контролировал хозяйственную деятельность
4) отвечал за сбор налога с населения
П р а в и л ь н ы й о т в е т : 2.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : за правильный ответ – 1 балл , за неправильный – 0 баллов .
2. Задания с выбором нескольких (множественным выбором) правильных ответов из фиксированного набора вариантов.
Прочитайте варианты ответов, выберите правильные и укажите в бланке их номера.
Какие события и явления связаны с правлением Ивана IV?
1) присоединение Новгорода к Москве 4) стояние на реке Угре
2) Созыв первого Земского собора 5) принятие Судебника
3) Ливонская война 6) Смоленская война
П р а в и л ь н ы й о т в е т : 2, 3, 5.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : за 3 верно выбранных ответа – 2 балла ; если допущена 1 ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов .
3. Задания с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов.
Выберите наиболее правильный ответ.
Одна из причин выдвижения Москвы в качестве центра собирания русских земель в XIV веке заключалась
а) в преимуществах её географического положения
б) в отсутствии сильных соперников в борьбе за первенство
в) в заключении союза Москвы с Тверью
г) в поддержке Москвы Великим княжеством Литовским Русским
д) нет правильного ответа.
П р а в и л ь н ы й о т в е т : а ).
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : правильный ответ – 1 балл , неправильный – 0 баллов .
4. Задания с альтернативным ответом.
Если Вы согласны с утверждением, ответьте «Да », если не согласны – «Нет ».
№ п/п Утверждение Да Нет
1 Лжедмитрию I оказала поддержку шведская знать
2 Смутным временем называют период с конца XVI до середины XVII века
3 В период царствования Михаила Романова большую роль в жизни государства играли Земские соборы 4 В промышленности XVII века происходила специализация по районам и по видам изготовляемой продукции. 5 Ярмарки в XVII веке превращаются в центры всероссийских торговых связей. 6 По Соборному уложению Земские соборы становятся законодательным органом власти 7 Продвижение русских переселенцев в Сибирь наталкивалось на ожесточённое сопротивление со стороны коренных народов. 8 Приверженцев старой веры стали называть старообрядцами.
9 Наряду с иконописью появляются первые произведения портретной живописи. 10 Новые явления в культурной жизни России – придворный театр появился в период царствования Михаила Романова. П р а в и л ь н ы й о т в е т : 3, 4, 5,8, 9 – «да »;1, 2, 6, 7, 10 – «нет ».
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : ответ не содержит ошибки – 2 балла ; ответ содержит от 1 до 3 ошибок – 1 балл ; в ответе больше 3 ошибок – 0 баллов .
5. Задания на установление соответствия.
Установите соответствие между событием и исторической личностью, относящимися к их правлению; заполните таблицу в бланке ответов :Событие Историческая личность
А) Бородинское сражение
Б) Итальянский поход
В) Синопское сражение
Г) Полтавская битва 1) А.В. Суворов
2) П.С. Нахимов
3) М.И. Кутузов
4) Пётр I
А Б В Г
3 1 2 4
П р а в и л ь н ы й о т в е т : А 1, Б 2, В 3, Г 4.
Установите соответствие межу событием, его датой и историческим деятелем, с именем которого это событие связано, заполните таблицу в бланке ответов:
Дата Событие Личность
1380 Первое упоминание Москвы в летописи Ярослав Мудрый
1242 Разгром печенегов под Киевом Александр Невский
1147 Куликовская битва Дмитрий Донской
1036 Ледовое побоище Юрий Долгорукий
Дата Событие Личность
П р а в и л ь н ы й о т в е т :
1036 г – Ярослав Мудрый - Разгром печенегов под Киевом
1147 г. - Юрий Долгорукий - Первое упоминание Москвы в летописи
1242 г. - . Александр Невский - Ледовое побоище
1380 г. - Дмитрий Донской - Куликовская битва
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я :
Задание А оценивается в пределах от 0 до 2 баллов: если ученик установил правильное соответствие , – 2 балла, допущена ошибка – 1 балл и если допущено две ошибки – 0 баллов .Задание Б оценивается от 0 до 3 баллов; все верно – 3 балла; если допущена одна ошибка – 2 балла, если допущено две ошибки – 1 балл и если более 2 ошибок – 0 баллов.
6. Задания на установление правильной последовательности.
Установите правильную последовательность терминов в хронологическом порядке их появления,
запишите выбранные цифры в бланк ответа.
1) Уложенная комиссия
2) Верховный тайный совет
3) Сенат
4) Земский собор
П р а в и л ь н ы й о т в е т : 4, 3, 2, 1.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : Правильная последовательность – 1 балл.
7. Задания на сортировку.
Отсортируйте информацию, предложенную в задании.
Из предложенного списка выберите исторические личности, которые имеют отношение к XVIII веку, и исторические личности, относящиеся к XIX веку.
А) Г. Потёмкин
Б) Э. Бирон
В) А. Аракчеев
Г) Г. Распутин
Д) М. Лорис - МеликовЕ) М. Ломоносов
Ж) С. Соловьёв
Исторические личности XVIII века Исторические личности XIX века
П р а в и л ь н ы й о т в е т :
Исторические личности XVIII века Исторические личности XIX века
А Б Е В Д.Ж
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : задание оценивается в пределах от 0 до 2 баллов : если ученик установил правильное соответствие – 2 балла , допущена 1 ошибка – 1 балл, если допущено две ошибки – 0 баллов .
8. Задание на исключение лишнего.
Выпишите лишнее и дайте краткое обоснование.
Соляной бунт, Медный бунт, восстание Хлопка, крестьянская война под предводительством
С.Т. Разина
О т в е т: восстание Хлока произошло в период Смуты в правление Б. Годунова, остальные в период правления Алексея Михайловича.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : оценивается в пределах от 0 до 1 балла : если все правильно – 1 балл, если нет – 0 баллов .
9. Задание на завершение предложения.
Закончите предложение.
В XVII веке складывается новый архитектурный стиль, получивший название _____________:
1) шатровый стиль
2) московское барокко
3) классицизм
П р а в и л ь н ы й о т в е т : 2.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : правильный ответ – 1 балл , неправильный – 0 баллов.
10. Задание на дополнение.
30 июня 1941 г. был создан __________________ - чрезвычайный орган власти, решения и распоряжения которого, имели силу закона. В боях у _________________ на волоколамском направлении 16 ноября 1941г. группа героев панфиловцев уничтожила 18 танков. 5-6 декабря 1941г. началось контрнаступление под _______________ . Контрнаступлением советских войск руководил командующий Западным фронтом _____________ . Выдающимся советским конструктором, начальником конструкторского бюро танкостроения Харьковского завода, создавшего танк Т-34, был ________________ .
О т в е т : Государственный Комитет Обороны (ГКО), Дубосеково, Москвой ,Жуков, Кошкин.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : правильный ответ – 2 балла ; допущена одна ошибка – 1 балл , допущено более одной ошибки или неправильный ответ – 0 баллов.
11. Задание с неструктурированным ответом .Расположите в правильной последовательности события XVII в.
Война с Турцией, Соляной бунт, правление Лжедмитрия I,Второе ополчение, Переяславская рада, лишение патриаршего сана Никона, правление царевны Софьи.
П р а в и л ь н ы й о т в е т : правление Лжедмитрия I, Второе ополчение , Соляной бунт, Переяславская рада, лишение патриаршего сана Никона, правление царевны Софьи, война с Турцией.
.К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : правильный ответ – 1 балл , неправильный – 0 баллов.
12. Задание с лишними данными.
Укажите лишние данные, если они имеются.
Укажите имена правителей Руси, которые не были киевскими князьями.
1) Лишних данных нет
2) Рюрик
3) Олег
4)Игорь
5) Святослав
6) Юрий Долгорукий
7) Андрей Боголюбский8) Всеволод Большое Гнездо
9) Александр Невский
П р а в и л ь н ы й о т в е т : 2, 7, 8, 9.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : если указан правильный ответ – 2 балла ; если пропущен только один правильный вариант ответа – 1 балл ; если указан любой другой ответ – 0 баллов.
13. Задание с кратким ответом.
В каком году был подписан Тильзитский мир?
П р а в и л ь н ы й о т в е т : 1807.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : если все правильно – 1 балл , если нет – 0 баллов.
14. Задание с противоречивыми данными.
Прочитайте текст, выберите правильный вариант ответа на вопрос из предложенных, укажите в бланке его номер.
Назовите имя императрицы, о которой идет речь в тексте.
« С приходом к власти [императрица] заменила всех сановников – немцев русскими людьми. В управлении страной, формально возродилась линия Петра I, но слишком далеко по уму и размаху реформаторства стояла дочь от отца. В её царствование были достигнуты успехи в развитии науки и культуры, во внешней политике, чему способствовала деятельность М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых …».
Варианты ответов:
1) Екатерина I
2) Анна Иоанновна
3) Анна Леопольдовна
4) Елизавета Петровна
5) Екатерина II
П р а в и л ь н ы й о т в е т : 4.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : если задача решена верно – 2 балла , если нет – 0 баллов .
15. Задания с недостаточными данными (многовариантные тестовые задания).
Определите, по какому принципу записан ряд имен, допишите недостающее имя.
М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Н.А. Римский – Корсаков, Ц.А. Кюи …
П р а в и л ь н ы й о т в е т :члены «Могучей кучки», М, П. Мусоргский.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : определен принцип ряда и дописано недостающее имя – 2 балла , или определен принцип ряда , ИЛИ дописано недостающее имя – 1 балл , нет ответа ИЛИ неправильный ответ – 0 баллов .
16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа.
Решите историческую задачу.
Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Чем больше я играл Бориса Годунова, грозного, Досифея, варяжского гостя и Голову в «майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».
а) Ф.И. Шаляпин
б) С.В. Рахманинов
в) С.П. Дягилев
г) С.И. Мамонтов
П р а в и л ь н ы й о т в е т : а ).
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : за правильный ответ – 1 балл , за неправильный – 0 баллов .
17. Расчетные задания на вычисление ответа.
Решите задачу и запишите ответ.
Этот выдающийся русский князь, причисленный православной церковью к лику святых, умер в возрасте 43 лет. До полного освобождения Руси от ордынского владычества оставалось еще 217 лет. О каком князе идет речь, и когда он родился?
П р а в и л ь н ы й о т в е т:
1480 – 217 = 1263
1263 – 43 = 1220
(1480 год – освобождение Руси от Золотой Орды).
П р а в и л ь н ы й о т в е т: Александр Невский, год рождения - 1220.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : если ответ правильный – 2 балла ; за решение – 1 балл ; за правильный ответ – 1 балл ; за неверное решение – 0 баллов .
18. Комбинированные задания.
Сформулируйте задание к исторической ситуации, сущность которой отражена в приведенных ниже фактах. Дайте как можно больше сопутствующих объяснений приведенных фактов: название реформы, дата проведения, в правление какого князя и др .1) Приобщение к греческой, византийской культуре
2) установление единого пантеона языческих богов
3) укрепление государственной власти
4) преодоление отчуждения в отношениях с христианскими странами
М о д е л ь н ы й о т в е т: приведенные факты под № 1, 3, 4 говорят о религиозной реформе связанной с принятием Русью христианства проведенной в 988 г . во время правления князя Владимира I. Исторический факт под № 2 относится к другой религиозной реформе–упорядочение пантеона языческих богов , которая была проведена Владимиром I в 983 г.
Таким образом, можно сформулировать следующее задание: «Какое из приведенных положений не относится к Крещению Руси?».
К р и т е р и и о ц е н к и : аналитическая шкала.
№ п /пКритерии оценивания Балл
1 Сформулировано задание к исторической ситуации , приведены три или более сопутствующих объяснения к исторической ситуации
3
2 Сформулировано задание к исторической ситуации , приведено менее трех сопутствующих объяснения к исторической ситуации
2
3 Сформулировано задание к исторической ситуации ИЛИ приведены три сопутствующих объяснения к исторической ситуации
1
4 Задание к исторической ситуации не сформулировано , сопутствующие
объяснения не приведены
0
19. Мини - кейс без вариантов ответа.
Изучите исторический факт и сформулируйте ответы на вопросы .Из сочинения историка В.О Ключевского.
« С половины XII века становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселённая, с этого времени пустеет, население её исчезает куда - то. … В числе семи запустелых городов Черниговской земли, мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднестровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея вместе с тем и беднела. … Отлив населения из Поднестровья шёл в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, На Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Другая струя колонизации из Приднестровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо – восток, за реку Угру, в междуречье Оки и верхней Волги. … Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII века.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».
1. О каком периоде в истории России идет речь?
2. Укажите хронологические рамки данного периода .3. Найдите в тексте характерные черты данного периода.
4. Используя текст и знания истории, укажите причины этих явлений (не менее двух)
Модельный ответ и указания по оцениванию Баллы
1. Речь идёт о политической, феодальной раздробленности Руси. Удельная Русь. 1
2. Середина XII- первая половина XIV века 1
3. Могут быть указаны следующие характерные черты:
- отток населения из Киевской Руси
- запустение городов Киевской Руси
- колонизация северо-западных и северо-восточных земель 3
4. Могут быть указаны причины этих явлений:
-перемещение основных торговых путей, падение роли пути «из варяг в греки»
- постоянные междоусобицы, вызванные борьбой за власть
-самостоятельность бояр – вотчинников
- усиление экономического и политического могущества городов – центров местной княжеско – боярской власти
- набеги степняков, ослабивших киевскую землю 3
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : аналитическая шкала.
№ п /пКритерии оценивания Балл
1 Даны полные ответы на все вопросы
3
2 Даны ответы на три вопроса , один из которых № 3
2
3 Даны ответы менее чем на три вопроса
1
4 Задание не выполнено
0
20. Мини - кейс с вариантами ответов.
Перед вами фрагмент из сочинения историка. Назовите имена ВСЕХ
исторических деятелей, о которых говорится в нем:
«Как нарочно, великий князь московский женился на греческой царевне, воспитанной в Италии … Сын её, воспитанный в борьбе, крепко в неё запутанный, вступает на великокняжеский престол по смерти отцовской ».
1) Иван III, Софья Палеолог, Василий III.
2) Владимир Красное Солнышко, Анна, Ярослав Мудрый.
П р а в и л ь н ы й о т в е т : 1.
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : правильный ответ – 1 балл , неправильный – 0 баллов .
21. Задание со свободно конструируемым ответом.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В работах историков существуют различные точки зрения на реформы, проводимые П.А. Столыпиным. Одна из них: «Деятельность П.А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907 гг.»
1. Какую другую точку зрения по этому вопросу вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной?
2. Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
М о д е л ь н ы й о т в е т:

п /пМодельный ответ
1 Может быть приведена другая точка зрения:
Политика П.А. Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 года.
2 Ученик может выбрать одну из названных или иную точку зрения, но при этом должен
привести подтверждающие её аргументы, например:
А. При выборе точки зрения, приведенной в задании:
1. Столыпин прославился жестоким преследованием революционеров, учреждением военно-полевых судов
2. по подготовленному Столыпиным новому избирательному закону 1907 г. были ограничены избирательные права крестьян и рабочих
3.Столыпин был за ограничение политических прав представителей нерусских национальностей
Б. При выборе альтернативной точки зрения:
1. Столыпин планировал расширить систему местного самоуправления
2.Реформы Столыпина должны были способствовать уравниванию крестьян с другими сословиями
3.Столыпин защищал принцип частной собственности, один из главных принципов правового государства
К р и т е р и и о ц е н и в а н и я : аналитическая шкала.

п /пКритерии оценивания Балл
1 Приведена другая точка зрения 1
2 Приведены факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную учеником точку зрения
2
3 Наибольшее количество баллов , которое может набрать ученик 3
4 Задание не выполнено 0
22. Творческое задание.
Составить ПОПС - формулу по теме «Правление Петра I».
М о д е л ь н ы й о т в е т:
П – позиция .
О – объяснение (или обоснование).
П – пример .
С – следствие (или суждение).
Позиция: Я считаю, что реформы Петра I,способствовали быстрому развитию государства во всех сферах жизни общества. и приблизили Россию к Западу.
Объяснение: Одним из главных итогов военной реформы стало создание регулярной боеспособной армии.
Пример: Победа России в Северной войне 1700-1721 гг. Провозглашение России империей.
Следствие: После периода правления Петра I, Россия становится одной из ведущих держав Европы. Практически все международные договоры и соглашения не принимаются без участия России.
К р и т е р и и о ц е н к и : аналитическая шкала.

п /пКритерии оценивания Балл
1 Составлена полная ПОПС - формула 3
2 Отсутствует один элемент в ПОПС - формуле 2
3 Отсутствуют два элемента ПОПС - формулы 1
4 Задание не выполнено 0