Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога


(слайд 1) Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога
Лисицына Г.А.,
методист МБОУ «СОШ № 20 с УИОП»
(слайд 2) Мобильность в условиях перемен, готовность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность принятия решений и ответственность за их результаты – эти характеристики деятельности состоявшегося профессионала относятся к современному учителю, важными чертами которого становятся постоянное самообразование, самосовершенствование компетенций в области психологии и педагогики, самокритичность, эрудиция и целеустремленность. Российскому обществу нужны учителя нового формата, заданного профессиональным стандартом педагога.
(слайд 3) Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ, спроектирована на принципе «построения взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников, процедур аттестации, базирующихся на требованиях профессионального стандарта». Разработчики Программы отметили как актуализирующую предпосылку «несоответствие требований профессионального стандарта текущей профессиональной деятельности значительного числа педагогов, которые не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления профессиональных действий, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся, формирование предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, на индивидуализацию профессиональной деятельности с учетом специальных образовательных потребностей учащихся, в т. ч. учащихся с ограниченными возможностями здоровья».(слайд 4) Поскольку ситуация складывается таким образом, что и в ближайшей, и в отсроченной перспективе содержание непрерывного профессионального образования педагога будет строиться вокруг вопросов реализации Профстандарта, текущее и планируемое к внедрению содержание повышения квалификации педагогов нужно скорректировать именно в логике утверждаемых им позиций.
(слайд 5) Сегодня, по итогам обсуждения актуальных проблемных полей в реализации профстандарта педагога, мы пришли к выводу о необходимости системного мониторинга по определению уровня сформированности компетенций педагога в соответствии с профстандартом.
Что мы ожидаем от этого мониторинга? Прежде всего, с учётом новых трудовых функций педагога обозначается необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов педагогов собственного профессионального становления, обеспечив переход к адресной персональной переподготовке для работы с различными категориями детей.
(слайд 6) Индивидуальным образовательным маршрутом педагога мы будем называть целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу субъектную позицию в выборе, разработке и реализации личной программы развития при организации условий для методического сопровождения профессионального становления учителя.
Выбор формы индивидуального маршрута педагога как средства организации непрерывного профессионального образования целесообразен и по ряду других причин. Индивидуальный образовательный маршрут педагога — это документ, фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования в установленный разработчиком период (как правило, межаттестационный период).
(слайд 7) Посредством индивидуального образовательного маршрута реализуется право на выбор траектории повышения квалификации. Педагог разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут самостоятельно, с учетом предложений внешних методических служб и характера внутрикорпоративной культуры развития кадров.
Посредством ИОМП оказывается содействие профессиональному росту согласно его интересам, потребностям и возможностям; индивидуальный подход к планированию содержания и объема повышения уровня профессиональных компетенций педагога выгоден с точки зрения делегирования педагогу ответственности за результаты своего труда;
Акцент на разностороннюю подготовку учителя, по нашему мнению, должен сочетаться с решением ранее обозначенных задач по расширению зоны взаимодействия субъектов образовательной деятельности и, как следствие, повышению открытости образования, которое в конечном итоге нацелено на развитие личности ребенка.
(слайд 8) Планирование работы в указанном направлении подразумевает ориентацию на разработанные и утверждённые новые дифференцированные уровни квалификации учителя, которые требуют изменения процедуры аттестации педагогических кадров это та перспективная задача, которая во многом определит нашу работу на следующем этапе деятельности инновационной площадки.
(слайд 9) Образовательным маршрутом может выступить основанием и дополнением портфолио педагога в период подготовки к аттестации и (или) профессиональным конкурсам.
Работающие педагоги уже имеют, как правило, соответствующее образование и определенный опыт, владеют набором необходимых педагогических технологий и методик. И, поскольку требования, предъявляемые Профстандартом к трудовым действиям, необходимым умениям и необходимым знаниям, не являются для них совершенным новшеством, их «наслоение» на сложившийся у педагогов опыт работы будет индивидуальным. Следовательно, индивидуальным должно быть и содержание профессионального развития.
(слайд 10) Структура маршрута основывается на принципе оптимизации временных затрат на ее реализацию и учитывает ключевые направления непрерывного профессионального образования педагога в условиях стандартизации образования. Отсюда следует и основная идея реализации индивидуального образовательного маршрута педагога, которая заключается в профессиональном росте педагога.
(слайд 11) Сроки реализации маршрутов варьируются от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий). Мы разработали комплекс, состоящий из перспективного маршрута (сроком реализации от 3 до 5 лет) и стратегического (1 год).
(слайд 12) Содержательную сторону индивидуального образовательного маршрута составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества образовательной организации.
(слайд 13) В содержание деятельности вынесены 8 профессиональных компетенций педагога, соответствующих трудовым функциям, обозначенным в профстандарте. Вы их можете видеть на слайде. Конечно, самому педагогу разобраться в структуре трудовых функций проблематично, поэтому нами были разработаны специальные приложения, в которых этот материал уже систематизирован и упрощен.
(слайд 14) Психологическими механизмами реализации индивидуального образовательного маршрута являются самодиагностика и самоменеджмент. На первоначальном этапе составления маршрута важную роль будут играть так называемые «эксперты» - учителя-наставники, имеющие большой педагогический опыт, а также являющиеся членами «рабочей группы» по внедрению и апробации Профстандарта педагога в нашей школе. Эксперты будут оказывать помощь молодым педагогам, а также тем педагогам, у которых могут возникнуть трудности при заполнении ИОМП.
(слайд 15) В уровневом контексте ИОМП реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях, таких как профессиональное самообразование – персональный уровень, деятельность педагога в рамках школьного сообщества – командный уровень, в профессиональном сообществе – организационный уровень.
(слайд 16) Согласно обозначенным компетенциям, соответствующим трудовым функциям Профстандарта, определялись формы и методы работы педагога по развитию профессионального содержания деятельности по годам.
В маршруте педагога сформулированы:
- цели и задачи своего профессионального развития;
- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;
- механизмы решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте, использовании внешних и внутренних стимулирующих факторов.
(слайд 17) Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
1 этап. Самооценка профессиональных качеств, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.
2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения. Согласно обозначенным направлениям деятельности определяются содержание, формы, методы работы педагога, а также результаты и формы презентации по развитию профессиональной компетентности и преодолению выявленных дефицитов. Результативность реализации индивидуального образовательного маршрута отражается в портфолио педагога.
3 этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.
(слайд 18) По мере продвижения по индивидуальному образовательному маршруту фиксируются достижения учителя в каждом из направлений самообразования в форме конкретных педагогических продуктов (методическая разработка, пакет педагогических диагностик, методические рекомендации, технологические карты, публикации и пр.); субъективное отношение педагога к достигнутому результату (рефлексия как самого процесса достижения, так и достигнутых результатов в каждом из направлений деятельности, например, в форме эссе, монографического самоотчёта); виды презентаций достижений.
4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов.
(слайд 19) На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой для корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период.
Традиционные подходы в этом направлении продолжают иметь место:
выступления педагогов на различного уровня методических объединениях;
участие в семинарах, конференциях и форумах; подготовка публикаций для профессиональных изданий и сборников материалов конференций;
участие в открытых неделях (декадах и др.) в формате мастер-классов и открытых уроков;
разработка авторской методической продукции, контрольно-измерительных материалов.
Руководитель ОО и курирующий заместитель руководителя принимают меры к систематизации подобного рода деятельности, ее учету в рамках эффективного контракта.
(слайд 20) С целью интеграции индивидуального опыта педагогов в инновационную среду их развития рекомендуется использовать следующие формы:
персональные веб-сайты педагогов;
интернет-форумы и заочные научно-практические конференции;
флеш-семинары;
скрининг-педсоветы и др.
Безусловной обязанностью администрации школы становится выработка требований к формату и содержанию транслируемого опыта, к концептуализации этого опыта как средству развития кадровых условий реализации ООП. И руководство, и педагоги должны отчетливо понимать, какой именно вклад в методическое обеспечение образовательного процесса вносят мероприятия по трансляции педагогического опыта.
(слайд 21) Подводя итог, хотелось бы отметить, что ожидаемым результатом реализации ИОМП выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога.
(слайд 22)