Гражданско-патриотическое воспитание школьников среднего звена


"Гражданско-патриотическое
воспитание школьников среднего звена"
Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ  по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Поэтому системообразующим направлением в области патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на  боевых и трудовых традициях народа и его вооружённых сил, проведение классных часов, экскурсий к памятникам истории и культуры, воспитание здорового гражданина.
291465-4445
  Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.     Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования,  религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся .По мнению Л.С.  Выгодского, патриотизм включает в себя :чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности
Основные направления патриотического воспитания в современной школе.
Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.      
     Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования  на современном этапе можно определить следующие:
Духовно-нравственное, которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое, включая система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание, воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое, направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств  благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое, ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотическое, составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Спортивно-патриотическое, направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Таким образом мы можем сказать что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.
     Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность.
Таким образом можно сказать что школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.
Исследуя данную проблему от себя мы можем отметить. Роль патриотизма всегда возрастает в переходные периоды развития государства. Поэтому мы считаем, что патриотическое воспитание в школе на данный момент является приоритетной задачей.
      Необходимость воспитать в человеке любовь к Родине ставилась всегда. Ведь на этой основе человек осознает себя как личность-гражданина, берет на себя ответственность перед другими за свои поступки.  И конечно же лучше всего взращивать патриотизм именно со школьной скамьи.
 Выводы:
Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.
Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.
 В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала .В настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Выводы и рекомендации по повышению уровня сформированности патриотических качеств у учащихся.
Патриотическое воспитание – это одно из приоритетных направлений в воспитательной работе средней общеобразовательной школы. Данные методические рекомендации представляют опыт классных руководителей, работающих в параллели и совместно осуществляющих целенаправленный процесс по формированию у учащихся патриотического сознания.
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас  пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые изменения в стране и не сломаться.
Основные задачи: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей школьного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Передавая детям знания, необходимо учитывать, что  они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.
В рекомендациях мы представляем результаты работы в данном направлении. Патриотизм нельзя рассматривать обособленно от духовности, гражданственности, социальной активности личности, нравственности, истории родного края.
Поэтому воспитательную работу с детьми мы осуществляем по следующим направлениям:
Патриотическое воспитание через изучение истории родного края.

2. Семья – источник гражданственности.
3. Спортивно – патриотическое направление.
4. Воспитание патриотизма через развитие духовно – нравственных ценностей.
Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Задачи эстетического и нравственного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
2. Задачи физического воспитания. Развитие  смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).
3. Задачи трудового воспитания. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. 4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.
Методы работы.
•         Целевые прогулки и экскурсии.
•         Наблюдения
•         Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом  и наблюдениями детей.
•         Беседы о родном городе, поселке.
•         Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).
•         Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
•         Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. д.).
•         Обогащение и стимулирование детского творчества.

•         Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
•         Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
•         Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Эти мероприятия предназначены для работы с детьми 5 – 7 классов и направлены на организацию патриотического воспитания с целью успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитии человека как личности, как индивидуальности.
Социализация личности – это актуальная проблема современного общества. Работая в данном направлении, мы предпринимаем попытку развития у учащихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан.
Таким образом, патриотическое воспитание охватывает очень широкое поле деятельности и как результат, представлено следующими формами работы с детьми:
• Урок – посиделки «Крещение», посвященный 19 января
• Урок — презентация «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной», «Дети Сталинграда»
• Образовательный проект «Мой город»

• Образовательный проект «Семейный альбом»
• Проект « C почтение к Вам…»
• Классный час, посвященный Дню пожилого человека «Все начинается с любви».
Материалы, представленные в рекомендациях, предназначены для подготовки к классным часам, факультативным занятиям, творческим мероприятиям.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
 - Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Заключение
      В нашей работе мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.
     Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.
     Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
      Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс.
      Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.