Статья по физике на тему Возможности использования интерактивной доски на уроках физики




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16СЕЛА ТОМУЗЛОВСКОГО БУДЁННОВСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ











Возможности использования интерактивной доски на уроках физики







Работу выполнила
Учитель физики и информатики
МОУ СОШ №16
села Томузловского
Поделякина Т.В.









2012-2013 учебный год
Возможности использования интерактивной доски на уроках физики
Школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня не может существовать без использования информационно- коммуникационных технологий.
Современные школьники имеют совершенно иной, чем в былые годы психотип. Поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса.
Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена между учителем и учеником.
Интерактивная доска (ИД) - это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий.
ИД не только соответствует способу восприятия информации поколения современных школьников, но и позволяет учителю создать ситуацию успеха для любого ученика, не зависимо от его уровня знаний и умений.
Учитель при работе с ИД может использовать следующие ресурсы:
мультимедийные продукты от известных производителей (мультимедийные приложения к учебникам, виртуальные лаборатории и практикумы, интерактивные наглядные пособия);
собственные презентации и материалы, сконструированные в стандартных программах;
собственные мультимедийные продукты, выполненные в программах сопровождения ИД.
Насыщенный учебный материал, удобство и простота в использовании –это характерные признаки мультимедийных приложений к учебникам и интерактивных наглядных пособий.
Как можно использовать на уроке встроенные программные средства ИД?
Цвет рекомендуется использовать для акцентирования внимания учащихся на чем-то важном, обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, построения нескольких графиков в одной плоскости.
Например, учащимся могут быть предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров:
-установи связь между рисунками, используя различные цвета;
- выдели одним цветом название формулы и её математическую запись;
- составь логическую схему, используя различные цвета маркера.
Заметки на экране могут применяться для того, чтобы сформулировать какой-либо вопрос, проблему, причем рукописные записи на экране можно сохранять для дальнейшего просмотра, анализа, печати.
Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое.
Учащимся могут быть предложены следующие задания:
- перемещая объекты, совместить изображение прибора и его подпись;
- перемещая объекты, построить логическую схему;
Функция затемнения нижней части экрана удобна в тех случаях, когда учитель планирует воспроизводить информацию на слайде поэтапно. Например, сначала условие задачи, а затем её решение.
Выделение отдельных элементов на изображении целесообразно применять для акцентирования внимания учащихся на нужной области. Этот приём уместен, если на слайде помещена объемная информация. При повторении формул с помощью трафарета есть возможность направить внимание учащихся на ту или иную формулу, затемняя остальное поле слайда.
Вставка (вырезка) частей изображения наряду с отменой и повтором действия позволяют учителю создавать на уроке ситуацию успеха, ученик знает, что всегда может исправить свои ошибки – это придает ему уверенность в своих силах.
Просмотр действий видеозаписи выполненных на доске, можно использовать для анализа фрагментов урока. Данная функция позволяет отложить проверку и оценку работы ученика. Запись в режиме реального времени информирует учителя, когда ученик испытывает затруднения, как он исправлял свои ошибки.
Компьютерное моделирование на интерактивной доске вызывает у учащихся живой интерес. Компьютерную модель можно рассматривать как аналог действующей экспериментальной установки, в которой можно изменять условия опыта, вмешиваться в ход эксперимента.
Динамическая ситуация, развивающаяся на экране, часто подсказывает новую проблему, которую учащимся интересно решить самим.
За счёт созданной интерактивной среды, учащиеся могут самостоятельно проводить исследования, моделировать различные события, выполнять практические задания.
Кроме того, использование наглядных моделей, интерактивных анимаций на уроке, поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов.

Как можно использовать ИД на различных этапах урока.
Создавая мультимедийное сопровождение урока, учитель может конструировать слайды для различных этапов урока. Слайды целесообразно использовать как отдельные страницы при актуализации, повторении, изучении нового материала, закреплении изученного.
Перед учителем открываются широкие возможности по созданию материалов индивидуального и фронтального опроса, текущего и итогового контроля. Варианты заданий, уровень их сложности, время и место включения в урок определяет сам учитель. Учитель
при этом находится в постоянном поиске, повышает свой профессиональный уровень.

Какие проблемы могут возникнуть при использовании ИД?
Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество.
Однако большинство из них не имеют методического сопровождения и конкретных рекомендаций по применению и порождают определённые проблемы.
Цифровые образовательные ресурсы, предназначенные для мультимедийного сопровождения урока, которые предлагает издательство «Дрофа», снабжены различными интерактивными тренажёрами и тестами. Но, к сожалению, обычно они представлены в одном варианте, что позволяет опросить, протестировать и оценить только одного ученика.
Слайды презентаций, выполненные учителем в программе Microsoft Power Point, могут быть использованы как отдельные страницы. Однако, данная программа не позволяет перемещать и изменять объекты в режиме просмотра. Перемещение объектов может происходить в режиме редактирования, но при этом слайды имеют малый масштаб и их использование не всегда удовлетворяет принципам удобочитаемости.
ИД разных производителей имеют программное обеспечение различных функциональных возможностей. Поэтому учитель должен конструировать сопровождение урока, исходя из особенностей конкретной доски.
В отличие от обычной доски, при работе на ИД, учитель имеет неограниченное пространство и возможность возврата к предыдущим записям при помощи управляющих кнопок. Это позволяет существенно экономить время и более эффективно конструировать урок.
Учитель и ученик работают как партнеры. Ученик активно «добывает» новое знание, разрешает проблемные ситуации, работает с разными источниками информации. В результате происходит развитие его интеллектуальных и творческих способностей.
Возможность интерактивного взаимодействия способствует формированию устойчивых навыков получения и анализа необходимой информации. Хотя подготовка к уроку, с использованием ИД требует значительных временных затрат, учителю легче конструировать урок, поскольку он имеет возможность варьировать ход урока с учетом уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории.
Использование ИД не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, но и повышает заинтересованность учащихся, позволяет улучшить запоминание учебного материала. ИД открывает широкий диапазон для педагогического поиска учителя, моделирования им проблемных учебных ситуаций.
Применение любых цифровых образовательных ресурсов позволяет делать акцент на развитие каждого ребенка, на формирование способности к самообучению.
Интерактивные доски - это лучшее техническое средство обучения для взаимодействия учителя с классом. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учащимися.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания. Результаты анкетирования школьников свидетельствуют о повышении уровня мотивации и интереса к предмету. Ученики отмечают, что уроки с использованием ИД, являются для них наиболее интересными и запоминающимися.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что эффективность современного урока определяется уровнем его интерактивности.











15