Технологическая карта урока с использованием лабораторного оборудования Правописание суффиксов –онок-, -ёнок- (Ласковые суффиксы)


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Васильевка муниципального района Безенчукский Самарской области
Разработка урока с использованием
учебно-лабораторного оборудования
Тема: Правописание суффиксов –онок-, -ёнок- (Ласковые суффиксы)
Класс: 2
с использованием интерактивной доски
Составила: учитель английского языка
МишинаГ.П.
с. Васильевка
2016г.
Технологическая карта урока
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: Создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных –онок-, -ёнок-.
Задачи урока:
Предметные:
содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -онок-, -ёнок- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Личностные:
способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Метапредметные:Регулятивные:
формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
Познавательные:
формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные:
развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
Материалы и оборудование: ММ презентация, интерактивная доска, ноутбук, колонки, учебник Начальная школа XXIвека Русский язык Часть 1 С.В. Иванов и др. М.: Вентана-Граф, 2013.
№ п/п
(название этапа) Цель Содержание Развитие универсальных учебных действий Результат (предметный, метапредметный, личностный)
1.Организационно-мотивационный Организация внимания и внутренней готовности, мотивация к учебной деятельности.
Форма: фронтальная.
Средства: языковые, видео.
Результат: учащиеся готовы к продуктивной деятельности.
Приемы контроля:
устный.
Принцип: психологической комфортности. СЛАЙД №1
- Здравствуйте, ребята, я рада нашей встрече на уроке русского языка.
У меня сегодня хорошее настроение и я хочу поделиться с вами своим настроением – улыбнуться вам. А теперь вы улыбнитесь мне и друг другу,
и нашим гостям. Спасибо. Присаживайтесь. Личностные - принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения
Регулятивные- формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку
Коммуникативные – умение вступать в мини-диалог.
Личностный–вовлечение эмоциональной сферы,
Предметный – понимать на слух речь учителя и одноклассников и вербально – невербально реагировать на услышанное.
Метапредметный – строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи Повторение морфем.
Путем взаимодействия учеников и учителя выйти на проблемный вопрос и формулирование темы и цели урока.
Форма: фронтальная
Средства: языковые, наглядные
Результат: формируется проблемный вопрос
Приемы контроля:устный
Принцип: деятельности - Наш русский язык богат словами.
- Посмотрите внимательно и скажите, что записано на доске? (слова)
СЛАЙД №2
- Прочитайте эти слова, что их объединяет? (они родственные)
- Почему? Докажите.(имеют общий корень и близкие по значению)
- Мы знаем, что каждое слово состоит из частей.
- Какие части слова вы знаете? (корень, суффикс, окончание)
- Что такое корень? (корень-это главная часть слова)
- Что такое окончание? (Часть слова, которая изменяется.Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова)
Слайд №3
- Что мы знаем про суффикс? Давайте заглянем в нашу волшебную коробочку. Она поможет нам ответить на этот вопрос.
(дети выходят к доске и достают из коробочки определения)
Учитель задаёт вопросы и распределяет определения, которые достали дети, по порядку.
-Что такое суффикс? (часть слова)
- Где стоит суффикс?(стоит за корнем)
- Что еще знаете о суффиксе? (суффикс имеет значение)
- Для чего служит суффикс? (для образования новых слов)
- О какой части слова мы сегодня ведем речь на уроке?
СЛАЙД №4
- Ребята, посмотрите на доску, как вы думаете, в какой части слова пропущена буква?
- А как определить, в какой части слова пропущена буква? (нужно их выделить)
Выходит ученик и работает на доске
Ученик: Чтобы выделить окончание, изменяем форму слова – окончание нулевое. Чтобы выделить корень, подбираем родственные слова – корень волч, чередование ч//к. А та часть слова, которая между корнем и окончанием – это суффикс.
- Значит, в какой части слова пропущена гласная буква? (в суффиксе)
- Какую из этих гласных, о или ё, вставим в этот суффикс? (мнения детей разделились)
- Мы встали перед выбором, и у нас возникла проблема, которую в ходе урока мы должны решить.
- Кто скажет, какая тема нашего урока? ( Дети сами формулируют тему урока «Правописание суффиксов –онок- и –ёнок-)
Личностные – формирование мотивации
Познавательные- определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждений,
Регулятивные–постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным. Личностный -использование стимула, формирование эстетических потребностей
Предметный – способствование развития умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Метапредметный – установление причинно-следственных связей.
3. Открытие нового знания Ознакомление с правилом правописания суффиксов –онок-,
-ёнок-.
Форма: фронтальная, в группах.
Средства: языковые, наглядные
Результат: выполнение заданий по намеченному плану, проверка своих предположений, ответ на поставленный вопрос.
Приемы контроля:устный
Принцип: деятельности - Я предлагаю сегодня вам быть учёными и самим вывести правило.
- Давайте определим, когда пишется суффикс –ёнок-, а когда -онок-.
-Посмотрите на доску.
Обратите внимание на звуки перед суффиксами.
СЛАЙД №6
Учитель задаёт наводящие вопросы:
- Читаем слова 1 столбика. Назовите звуки, после которых пишется суффикс –ёнок-?
( [с’ л’ с’р’] )
- Какие все эти звуки? (мягкие)
- Значит, после каких согласных пишется суффикс –ёнок-?
ПОСЛЕ МЯГКИХ
- Читаем слова 2 столбика. Назовите звуки, после которых пишется суффикс –онок-?
( [ж ш ч’ ч’] )
- Значит, после каких согласных пишется суффикс –онок-?
ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКОГО Чʼ
- Какой вывод можем сделать?
( Вывод: После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс –ёнок-
После твёрдых согласных и [ч’] пишется суффикс –онок-)
- А теперь обратимся к учебнику и сравним наш вывод с правилом на с. 120 (Рубрика «Тайны языка»)
- Читаем правило.
Какое открытие вы для себя сделали? Вывешиваю правило на доску как наглядность.
- Ребята, вы не забыли, что вы сегодня ученые?
- А давайте попробуем составить алгоритм применения правила правописания суффиксов –ёнок-, –онок-.
Работа по группам.(16 детей делятся на 4 группы)
Учащиеся составляют алгоритм.
- Я раздаю каждой группе конверт и лист с нумерацией, в конверте лежат карточки, на них написаны ваши действия, ваша задача расположить эти действия по порядку на листе.
- Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –онок- и –ёнок- нужно действовать так:
(раскладывают)
1. Выделить корень.
2.Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
3. После мягких согласных пишем –ёнок-.
4. После твердого согласного или шипящих [ж], [ш], [ч’] пишем суффикс –онок-.
СЛАЙД №7 - (Действия алгоритма перемешаны)
- От каждой группы выходит представитель и передвигает свое действие в правильном порядке.
Проверка: (Сравните свои алгоритмы с алгоритмом, который у вас получился на доске)
- Встаньте те группы, которые составили алгоритм без ошибок.
- Ребята, которые допустили ошибку, исправьте.
- Читаем алгоритм, который у вас получился.
- Какое было затруднение? Вы смогли его преодолеть? (Да, мы вывели правило и алгоритм правописания суффиксов –онок- и –ёнок-)
ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД №8
Показываем движениядетенышей животных. Личностный – использование визуальных средств для сохранения мотивации
Предметный- распознавание и употребление в существительных суффиксов –онок- , -ёнок-Метапредметный – освоение начальных форм личностной и познавательной рефлексии.
4. Первичное закрепление Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач.
Форма работы: парная работа
- Сели все правильно, проверили посадку.
Приготовьте тетради. Мы будем в них работать.
- Сейчас мы выполним задание №1, в котором отработаем наш алгоритм практически.
СЛАЙД №9
- Посмотрите на доску, что записано? (слова)
- Ваша задача записать их буквами, выделить корень и суффикс.
- Первое слово объясняю я, а вы запоминайте, следующие слова объясняете вы.
В слове СТРИЖОНОК – корень СТРИЖ.
Перед суффиксом стоит звук [Ж].
Звук [Ж] – твёрдый согласный, значит пишем суффикс –ОНОК-
Записываем в 1 столбик. (Диктую)
Выделяем корень СТРИЖ и суффикс ОНОК.
Следующие 5 слов объясняют и комментируют (проговаривают) дети.
Взаимопроверка: ОЦЕНКА СОСЕДА.
- Встаньте те, кого сосед оценил на отлично. Молодцы!
Слайд №10 Задание №2
- Вставить пропущенные буквы, распределить и записать слова в 2 столбика. Самопроверка
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
СЛАЙД №11 Коммуникативные – развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли.
Регулятивные - умение производить контроль и оценку своих действий
Познавательные– умение построить речевое высказывание. Личностный – использование аудизаписи для сохранения мотивации
Предметный –содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -онок-, -ёнок- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
5. Самостоятельная работа Обобщение и выводы по учебной теме.
Форма:самостоятельная.
Средства:графические и языковые.
Принцип: целостного представления об окружающей действительности. СЛАЙД №12
- А теперь вы будете работать самостоятельно, слушайте внимательно.
- Однажды в зоопарке мам и малышей выпустили погулять. Звери разбрелись кто - куда. Вдруг навстречу им волк. Зверята испугались, бросились наутёк и далеко убежали от своих мам. Помогите им встретиться.
- Приготовьте тетради, выполняем задание №3 самостоятельно. (посадка).
- Напишите малыша рядом с мамой.
- Ребята, кто считает, что выполнит задание сам – выполняйте.
- Ребята, а кто думает, что не сможет выполнить этого задания – тот может получить помощь консультанта.
Мамы и малыши.
Ежиха- ежонок
Белка- бельчонок
Зайчиха- зайчонок
Тигрица- тигрёнок
Ученики выходят к доске и каждый по одному слову записывают.
-Ребята, если вы написали верно, поставьте плюс +, кто не справился или есть ошибки, ставит знак вопроса? и исправляет свою ошибку.
- Кто поставил плюс +, встаньте. Молодцы!
- Давайте еще раз вспомним правило для тех, кто поставил знак вопроса.
Так, когда же пишется суффикс –ёнок-?
-онок-?
-Мамы с малышами благодарят вас за помощь. Личностные – осознание важности учения, важности данного знания.
Регулятивные - Самоконтроль
Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний. Метапредметный – объективная оценка своей работы, работы товарищей.
Личностный – ориентация на самоанализ и самоконтроль результата
6. Итог урока Обобщение. Вывод.
Приемы контроля: наглядность.
Обеспечение понимания учащимися целей, содержания, способов выполнения домашнего задания. СЛАЙД №12
- А сейчас, давайте вернемся к той проблеме, которая возникла у нас в начале урока.
Теперь мы можем объяснить, какую гласную букву вставим в наше слово?
- Какую? (Вставляем букву.)
- Почему?
СЛАЙД №13
- Всем понятно, когда пишутся суффиксы –онок- и –ёнок-?
- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами в конверте лежат детёныши с разным выражением лица. Поднимите того, который соответствует вашему настроению.
Учащиеся оценивают себя, прикрепляют детенышей к паровозику и отправляют на прогулку.
- Молодцы, ребята, сегодня за урок все получают «5».
СЛАЙД №14
- Перед тем, как выполнить домашнюю работу, повторите правило на стр.120
Д/З:
- Я предлагаю вам выбрать домашнюю работу по желанию:
- Выполнить задания в рабочей тетради «Пишем грамотно» на стр.68-69 (читаю и объясняю)
- А кто хочет, для тех творческое задание - написать сочинение о своём любимом животном, используя суффиксы –онок- или –ёнок-
- Наш урок закончен. Спасибо. СЛАЙД №15 Личностные - осознание важности учения, важности данного знания,
формирование понимания необходимости выполнения домашней работы.
Регулятивные–рефлексия, самоконтроль. Метапредметные - освоение способов решения проблем поискового характера; овладение действиями анализа, классификации.Метапредметные - запись ответа по образцу.
Предметные - содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -онок-, -ёнок- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания.