Технологическая карта конструирования урока с использованием учебно-лабораторного оборудования


Технологическая карта конструирования урокас использованием учебно-лабораторного оборудования
ФИО учителя Хапаева Татьяна Александровна
Школа МОУ СОШ № 48 города Ярославля
Предмет, класс, УМК Химия, 9 класс, УМК О.С. Габриеляна
Тема урока,
№ урока по теме Серная кислота и её соли
Цели урока обучающие развивающие воспитательные
изучить свойства серной кислоты и её солей
способствовать развитию умение анализировать, обобщать и делать выводы, развивать навыки практических исследований создать условия для воспитания коммуникативных навыков
Вид используемых на уроке средств обучения, в том числе средства ИКТи учебно-лабораторное оборудование (с указанием оснащенности (1 комплект на ? обучающихся) Учебно-лабораторное оборудование 1 комплект на 2-х учащихся, презентация «Серная кислота и её соли», таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», дидактические карточки, инструкция лабораторного опыта "Распознавание сульфат-ионов в растворе", коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru, технологическая карта учащегося (приложение № 1), таблица лабораторного опыта (приложение № 2), учебник О.С. Габриелян. Химия 9 класс.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, компьютеры обучающихся (с указанием оснащенности (1 компьютерна ? обучающихся)программные средства) Мультимедийный компьютер, проектор.
Организационная структура урока
Этап 1 Организационный
Задачи Подготовить учащихся к уроку
Длительность этапа 2 минуты
Основной вид деятельности c использованием оборудования и средств ИКТ ____
Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная: приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Организаторские: приветствует учащихся, проверяет отсутствующих, организует внимание, формулирует тему, цели урока.
Промежуточный контроль Контроль готовности обучающихся к уроку
Этап 2 Актуализация опорных знаний
Задачи Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Длительность этапа 8 минут
Основной вид деятельности c использованием оборудования и средств ИКТ Самостоятельная работа по дидактической карточке
Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная работа - тестовая работа, парная.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Организаторская, контролирующая: фронтальный опрос, задания по вариантам.
Промежуточный контроль Взаимоконтроль.
Этап 3 Поиск новых знаний
Задачи Изучить физические и химические свойства серной кислоты.
Длительность этапа 25 минут
Основной вид деятельности c использованием оборудования и средств ИКТ Самостоятельная работа с технологической картой (приложение № 1), проведение опыта с использованием учебно-лабораторного оборудования (опыт № 27), заполнение шаблона таблицы (приложение № 2)
Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная, коллективная, парная.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Организаторская, контролирующая, информационная, консультирующая: инструктаж по ТБ, показывает видеофрагменты, учит проводить исследование и делать выводы по результатам эксперимента.
Промежуточный контроль Текущий: наблюдение, беседа.
Этап 4 Обобщение и выводы
Задачи Установить уровень осмысления учащимися полученных знаний.
Длительность этапа 8 минут
Основной вид деятельности c использованием оборудования и средств ИКТ Самостоятельная работа по дидактической карточке (приложение № 3)
Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная работа - тестовая работа.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Организаторская, контролирующая, информационная: проведение мини-тестирования, контроль за его выполнением, обобщение, выводы.
Промежуточный контроль Самоконтроль.
Этап 5 Домашнее задание
Задачи Сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику выполнения.
Длительность этапа 2 минуты
Основной вид деятельности c использованием оборудования и средств ИКТ _____
Форма организации деятельности учащихся Записывают домашнее задание.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе Инструктирует учащихся.
Промежуточный контроль _____
Итоговый контроль, подведение итогов Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
Приложение № 1
I Тема:
1.Молекулярная формула …
2.Классификация кислоты
3.Химическая связь … 4.Физические свойства....
5.Степень окисления серы в молекуле серной кислоты

II Правило растворения конц. серной кислоты !!! ?
?


III Химические свойства H2SO4
1. Общие свойства кислот

соли
NaOH + H2SO4 →
CuO + H2SO4 →Zn(OH)2 + H2SO4 → K2CO3 + H2SO4 → ! NaCl(тв.) + H2SO4(конц.) → BaCl2 + H2SO4 →! NaOH + H2SO4 →
2.Окислительные свойства серной кислоты
а) Взаимодействие с металлами (… до Н) разбавленной серной кислоты Mg + H2SO4(р-р) →
Zn + H2SO4(p-p) →
Вывод: окислитель …
б) взаимодействие с металлами конц. H2SO4
SO2
M + H2SO4(конц) → M2(SO4)n + S + H2O
H2S

Увеличение активности металлов
неметаллы → S+4 O2 Металлы, стоящие в ряду напряжений после водорода
!!! H2S +6 O4 S0 Металлы, стоящие между водородом и цинком
H2S-2 Металлы, более активные, чем цинк ( щ и щ/з)

Cu + 2H2SO4 → CuSO4 + SO2 + 2H2O
H2SO4
дегидратирующий реагент
C + ? H2SO4 → CO2 + ? SO2 + ? H2O

IV. Применение H2SO4
Дополнительное задание: методом электронного баланса расставить коэффициенты в схемах
*Na + H2SO4 (конц) → Na2SO4 + H2S↑ + H2O
**Fe + H2SO4(чистая, конц) → Fe2(SO4)3 + SO2 + H2O (при нагревании)
Приложение № 2
Распознавание сульфат-ионов в растворе
№ Что делаем? Что наблюдаем? Выводы, уравнения химических реакций
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Общий вывод:
Приложение № 3
Тест по теме: «Серная кислота и её соли»
Молекулярная формула серной кислоты:
а) Н3РО4б) НNO2в) HNO3г) H2SO4
Тип химической связи между атомами в серной кислоте:
а) металлическаяб) ковалентнаяв) ионнаяг) водородная
Степень окисления атома серы в серной кислоте:
а) +4б) 0в) +6г) -2
Ангидрид серной кислоты:
а) SO2 б) SO3 в) H2S г) H2O
По содержанию атомов кислорода в молекуле серная кислота:
а) кислородсодержащаяб) бескислородная
в) многокислотнаяг) однокислотная
По числу атомов водорода:
а) двухосновная б) трехосновная
в) одноосновная г) четырехосновная
Серная кислота в воде:
а) растворяется б) мало растворяется
в) не растворяется г) все перечисленные ответы верны
По степени электролитической диссоциации в воде серная кислота:
а) слабый электролит б) средний электролит
в) сильный электролит г) все перечисленные ответы верны
Средние соли серной кислоты называются:
а) сульфатами б) сульфидами
в) сульфитами г) тиосульфатами
С какими из всех перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор серной кислоты:
а) KOH, HNO3, K2CO3,CuO б) NaOH, MgO, BaCl2, Zn
в) Fe(OH)3, Na2SO4, CuO, Mg г)Al2O3, NaOH, SO3, Na2CO3