Урок биологии на тему Бактерии: строение и жизнедеятельность (5 класс)


Тема урока «Бактерии: строение и жизнедеятельность». 5-й класс
Цели урока:
Образовательные: актуализировать знания обучающихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить обучающихся с особым отделом – цианобактериями.
Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; сравнивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц.
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная работа.
Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблица «Бактерии», ПК, слайдовая презентация.
Ход урока.
I. Организационный этап. (1 мин)
II. Актуализация опорных знаний и умений (4 мин).
Вспомните
У каких организмов тело не состоит из клеток?
На какие царства организмов делят живой мир?
Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?
III. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).
Учитель организует работу обучающихся на уроке, предлагает обучающимся вспомнить известные сведения о бактериях.
IV. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).
Учитель подводит обучающихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему): почему бактерии широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных условиях? V. Изучение нового материала (20 мин).Учитель.
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроем сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки
Но все, же она молода, как всегда
Красавица в мире наук – биология –
Наука о жизни!
Вперед, господа!
Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг
1. Общая характеристика бактерий.
Учитель организует работу в группах по изучению бактерий, обращается с вопросами:
Кто такие бактерии?
Какая наука их изучает?
Для ответов на поставленные вопросы предлагает учащимся проанализировать текст учебника .В ходе обсуждения обучающиеся под руководством учителя записывают определения в тетради.
Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.
Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.
Учитель обращается к обучающимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии? Для ответа на него просит обучающихся прочитать текст о бактериях-гигантах на соответствующем слайде презентации. Есть среди бактерий и настоящие гиганты, например пурпурная серобактерия – длиной до 1/20 мм. Пару таких бактерий вполне можно увидеть невооружённым глазом .Затем обучающиеся анализируют ЭОР «Общая характеристика бактерий. Разнообразие форм бактерий»
Заполняют в тетради схему «Формы бактерий» и зарисовывают их, сравнивают изображение схемы на соответствующем слайде презентации, при необходимости – корректируют.
После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.40 о выносливости и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях существования.
2. Строение бактериальной клетки.
Учитель демонстрирует обучающимся таблицу «Бактерии», предлагает проанализировать текст с. 40, 41, рисунок 33 «Строение бактерии». Затем учитель предлагает обучающимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать обозначения её частей . Далее учитель просит обучающихся найти информацию на с. 41 о прокариотах и эукариотах, сформулировать определения этих понятий.
Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.
Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.
3. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Обучающиеся анализируют текст учебника с. 41 о типах питания бактерий, рассматривают рисунок 34 «Цианобактерии в водоёме», изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих
Затем обучающиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР «Типы питания бактерий».
Затем обучающиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР «Общая характеристика бактерий», в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы.
Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию.
После её просмотра обучающиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.
Затем учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?» и предлагает просмотреть анимацию ЭОР «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям».
В ЭОР «Общая характеристика бактерий» обучающиеся находят сведения о том, что благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются.
Затем учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.
VI. Закрепление нового материала (5 мин).
Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианобактерий”.
VII. Контролирующее задание (5 мин).
Обучающиеся работают индивидуально, выполняя тестовые задания.
Часть АВыберите один правильный и наиболее полный ответ.
А1. Бактерии относят к:
1) царству растений; 3) царству грибов;
2) царству животных; 4) самостоятельному царству.
А2. Основное отличие бактериальной клетки от растительной заключается в отсутствии:
1) клеточной оболочки; 3) цитоплазмы;
2) ядерного вещества; 4) ядра.
А3. Бактерии, для которых характерно образование цепочек округлых клеток, носят назва-
ние:
1) кокки; 3) стафилококки;
2) стрептококки; 4) диплококки.
А4. Бактерии, имеющие форму палочки, носят название:
1) бациллы; 3) вибрионы;
2) спириллы; 4) кокки.
А5. Бактерии, питающиеся органическими веществами мёртвых тел, носят название:
1) гетеротрофы; 3) симбионты;
2) сапротрофы; г) паразиты.
А6. Главной особенностью аэробных бактерий является то, что они:
1) развиваются только при доступе воздуха;
2) не нуждаются в кислороде;
3) имеют очень крупные размеры клетки;
4) образуют споры.
Часть ВВ1. Выберите три верных ответа.
1. Все бактерии являются автотрофами.
2. В клетках цианобактерий содержится хлорофилл.
3. Цитоплазма бактериальной клетки постоянно движется.
4. Бактерии являются прокариотами.
5. В ходе аэробного дыхания выделяется меньше энергии, чем в ходе
анаэробного дыхания.
6. Бактериальная клетка имеет клеточную стенку.
В2. Установите соответствие.
А. Бактерии, способные образовывать
органические вещества из неорганических.
Б. Делятся на симбионты, сапротрофы, 1. Автотрофы.
паразиты. 2. Гетеротрофы.
В. Имеют хлорофилл, способны к фотосинтезу.
Г. Бактерии, потребляющие готовые органические
Вещества.
Д. Цианобактерии образуют органические вещества
и выделяют кислород.
Ответ:
А Б В Г Д
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).
Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке. Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп. Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность
IX. Домашнее задание (2 мин). Изучить текст § 9, ответить на вопросы параграфа.
По выбору:
– изучить дополнительный текст со с. 38;– либо индивидуально, либо в паре, либо группой:– выполните модель бактериальной клетки;– подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: «Клубеньковые бактерии», “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”;– заложите опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой.
Методика проведения опыта
Чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение 2-3 часов в 1 %-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу в 3 чашки Петри. Это и есть питательная среда для выращивания бактерий. (Чашки Петри необходимо предварительно тщательно помыть и высушить). Прикоснитесь пальцами немытой рукой к питательному раствору в одной из чашек. К питательному раствору в другой чашке прикоснитесь пальцами вымытой без мыла руки. К раствору в третьей чашке прикоснитесь, предварительно тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте в несильно освещённое тёплое место. На результаты опыта посмотрите через 2-3 дня. Сравните результаты. Сделайте мини-доклад о своём опыте на следующем уроке биологии
Литература
Биология: 5 класс: учебника для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.
Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 160 с.