Внеклассное мероприятие на тему: «Час занимательной грамматики» для учащихся 6-х классов


Внеклассное мероприятие на тему: «Час занимательной грамматики» для учащихся 6-х классов (в рамках недели русского языка и литературы)
Цели: Повторить, обобщить изученный материал. Раскрыть богатство русского языка, вызвать живой интерес к изучению родного языка. Расширить словарный запас. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ.
Вступительное слово учителя.
Формирование и представление команд.
Разминка. (за каждый правильный ответ 1 балл)
Какой корень не растёт в земле? (Корень слова)
Какую шляпу нельзя надеть на себя? (шляпу гриба)
Какую строчку нельзя прочесть? (швейную)
Какой ручкой нельзя писать? (дверной или ребёнка)
В каком слове сорок гласных (сорока)
Фразеологический конкурс.
Каждой команде даны карточки с фразеологизмами. (Каждый правильный ответ – 1 балл).
Определите лексическое значение фразеологизмов.
Не разлить водой –
Не в своей тарелке –
Чёрная кошка пробежала –
От корки до корки –
Зарубить на носу –
Ахиллесова пята –
Дамоклов меч –
ПОКА команды работают вопросы болельщикам:
- Название, какой птицы без начальной буквы превратится в название большой реки? (Иволга – Волга)
Даны фразеологизмы. К каждому фразеологизму подберите синоним-фразеологизм.
От А до Я -
Водить за нос –
След простыл -
Бить баклуши –
Не разлить водой –
От корки до корки –
ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:
- Назовите синонимы к слову АНТРАКТ (перерыв, передышка, переменка, промежуток)
- Назовите синонимы к слову фойе (прихожая, холл, вестибюль)
3) К каждому фразеологизму подобрать антонимы-фразеологизмы.
За тридевять земель –
Спустя рукава –
В час по чайной ложке –
В рот воды набрать –
ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:
- Какие местоимения кричат о своей чистоте? (вы-мы-ты)
- Какое местоимение является «синонимом» возвратному глаголу? (себя)
4) Объясните, как появилось выражение.
1-ая команда «Кричать во всю Ивановскую»
2-я команда «Бить баклуши»
3-я команда «Дамоклов меч»
4-я команда « Олимпийское спокойствие»
5-я команда «Троянский конь»
Орфоэпический конкурс (каждый правильный ответ 1 балл)
Поставить правильно ударение в словах:
творог, позвонишь, балованный, дефис, жалюзи, квартал, корысть, красивее, туфлями.
ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:
- Какой полуостров кричит о своей величине? (Ямал)
- Назовите синоним слову АРХИТЕКТОР (зодчий)
Конкурс капитанов. (за каждое правильное слово 1 балл)
Им предлагается написать диктант-кроссворд. Побеждает тот, кто отгадает все слова, а также правильно их напишет
.Завершение, конец ч-либо (финал),
Памятный подарок (сувенир),
Ударный музыкальный инструмент, обтянутый кожей (барабан),
сигнальный щит, на котором автоматически показывают результаты (табло)
светофор на железной дороге ( Семафор)
расчётливый человек (корыстный)
Найдите и назовите лишнее слово, объясните свой выбор. (1 балл за каждый правильный ответ)
Коньки, друзья, вьюга, соловьи (коньки)
Собирать, тропика, зелёный, беречь. ( собирать – корень с чередованием)
Деревянный, ветреный, оловянный, современный. (Все слова исключение из правила, а современный - можно объяснить написание суффикса)
Третий, трое, обе, десятеро, двоих. Третий – порядковое, а остальные собирательные)Деревенский, французский, кавказский, турецкий. (турецкий – суффикс К)
ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:
- Знаете ли вы, что дерево ГРАБ родственное дерево берёзе? Назовите четыре существительных, заменяя только гласную букву
(ГРЁБ, ГРИБ, ГРОБ, ГРУБ)
Конкурс «Редактор»
Командам раздаются карточки с предложениями, в которых допущены речевые ошибки. По сигналу начинается соревнование редакторов. Побеждает тот, кто быстрее всех и правильно выполнит задание.
Это была памятливая для меня поездка. Собака была злостная, всех кусала. Самым умнейшим учеником в классе был Серёжа. Обои картины вызывали большой интерес у публики. Трое волчат играли на поляне. НЛО приняло форму шара. Нас встретило солнечное Сочи.
ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:
Назовите фразеологизм–антоним фразеологизму «В час по чайной ложке»
(быстро – сломя голову)
Фразеологизм-синоним – от А до Я.
Определите род существительных:
Портье, буржуа, мадам, леди, кенгуру, фламинго, метро, жалюзи, кофе, радио, авеню.ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:
- Назовите как можно больше пословиц, в которых есть имена числительные.
Из истории слова:
Как появились слова: МЕШОК, СОРОК, ПОДНОГОТНАЯ, ОШЕЛОМИТЬ, ОПЕШИТЬ, ТЮЛЬПАН (из Персии. Цветок напоминает повязку на голове – тюрбан)Конкурс «Скороговорки» (С БОЛЕЛЬЩИКАМИ):
- Проговорить скороговорку: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап»
Какие слова можно составить из букв слова ГРАМОТЕЙ (герой, море, тема, рота, гора, гром, грот, том)Фонетический конкурс
- Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв:
Конь, яблоко, объезд, рассыпать, разъединить ( яблоко, объезд)
ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:
- Назовите слово, в котором половина буквы? (полКа)
- Назовите приставку, которая зависит от лексического значения слова? (ПРИ)
Из какого языка к нам «пришло» слово?
Миллион (французский), миллиард (итальянский), скаут (английский), штамп, чай, парашют, жюри, авеню.ВОПРОС БОЛЕЛЬЩИКАМ:
- Расшифруйте слова и исключите лишнее слово:
Жыил, ански, кьионк, нолс.
(лыжи, санки, коньки, слон)
Конкурс поэтов.
Сочинить четверостишье на тему «Родная, любимая школа!»
Пока сочиняют команды стихи, проводится конкурс с капитанами команд
- Как правильно сказать Мальчик одел пальто или надел пальто?
- … вернуться поездом или вернуться на поезде?
(в речи допустимы обе формы)
- Как правильно сказать ехать поездом (автобусом) или на поезде (на автобусе)? (ехать на поезде, на автобусе)
- Вам нужно оплатить проезд или заплатить за проезд?
- Как правильно сказать обеих подружек или обоих подружек?
- Как правильно сказать ложь или положи, клади книги на парту?
ВОПРОС К БОЛЕЛЬЩИКАМ:
- В каких словах по сто согласных?
(стоН стоЛ, СстоК, стоП)
17. Команды читают свои стихи.
17. Подведение итогов жюри. (Выявляется и самый активный болельщик, набравший большое количество баллов. Ему тоже вручает приз и грамота)18.Пока жюри подводит итоги, слово командам они приготовили домашнее задание на тему «Что в имени моём заключено?».