Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики»


Внеклассное занятие по русскому языку
««Путешествие в страну Грамматики»
Цель: Создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка.
Задачи: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
развитие коммуникативной компетентности
Ход занятия
1.Ведущий: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем внеклассное мероприятие по русскому языку,  которое называется «Путешествие в страну Грамматики».
Итак, главный гость сегодня- его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Давайте послушаем, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.
(Дети читают высказывания и стихи о русском языке.)
1.Велик и прекрасен ты, русский язык!
К нему, как и все, я с детства привык.
И где бы ты ни был, в чужой стороне,
Услышать его будешь счастлив вдвойне.
Все братья- славяне нас могут понять,
На нём говорили крестьяне и знать.
Мы чувства и мысли свои выражаем
И с помощью слова других понимаем!
2. С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком Воздушно лёгок, сочен, вкусен, Суров и нежен, многолик, Во всех мелодиях искусен Наш удивительный язык. Ему к лицу и термин узкий, И междометный вздох, и клич, Гордись, что понимаешь русский, Старайся глубину постичь. (Сергей Скачко)
2. Представление команд: выбор командира, название команды.

- Команды, которые отвечают правильно, получают баллы. Победители выявляются по количеству баллов.
3. Разминка
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (приставка)
Назовите главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое)
Назовите личные местоимения 1-го лица. (я, мы)
У этой части речи в прошедшем времени можно определить род. (глагол)
Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что? (существительное)
Как называются слова, близкие по значению. (синонимы)
Общая часть родственных, или однокоренных, слов . (корень)
Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)
Принятый порядок расположения букв в азбуке. (алфавит)
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)
Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?
Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (словосочетание)
Изменение существительных по падежам и числам. (склонение)
1.Сколько согласных букв в русском языке? (21)
2.Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
3. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (окончание)
4.Два или несколько предложение, связанных по смыслу. (текст)
5.Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. (местоимение)
Итак, вперёд!
Ребята сами выбирают «остановки». Курсором, нажимая на зелёный круг, (сработает гиперссылка).
4. «Гора восхождения»
35871154635500
29965653238500
24250651841500
1863090444500132016519494500
73914018097500
5334016700500
Расположите слова от самого «горячего» к самому «холодному»
(Тепло, пекло, мороз, жара, холод, стужа, жарища, прохлада)
Физминутка
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. 1.2.3.4. – вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно - Вместе – раз – это брасс.
Одной , другой –это кроль.
Все как один плывем как дельфин.Вышли на берег крутой и отправились домой!
5.«Островок пословиц»
Прочитайте парные слова , которые даны в словах для справок. Как называются такие слова в русском языке? Вставь в пословицы по смыслу антонимы. Объясни значение данных народных высказываний:
… говори, да … делай.
…земля, …рук не любят.
Иди …, а оглядывайся….
У мудрого человека … уши и … язык
Слова для справок: длинный – короткий, чёрный – белый, меньше – больше, вперёд – назад
(На данном слайде можно выполнить проверку. Кликая мышью по слайду, слова займут свои места )
6. Остановка « Пещера загадок»
Разгадайте ребусы:




Ответы: корова, берёза, ученик, пальто, рабочий, перемена. сапоги, русский.
7. « Пещера загадок»
Разгадайте ребусы
ТЕМ+НОЖ –Ж=ТЕМНО
46291511048900ЩА+ +ЕЛЬ=ЩАВЕЛЬ
ГОРА –А+И+ЗОНТ=ГОРИЗОНТ
ТЕ+ПЛОТ-Т=ТЕПЛО
СТОЛ+ЯР=СТОЛЯР
МОРЖ – РЖ=РОЗА – А=МОРОЗОтветы: темно, щавель, горизонт, тепло, столяр, мороз
8. Итог. Рефлексия.
О русском языке написано много замечательных строк. И сейчас вы услышите стихотворение «Колокол вечности- русский язык», которое написал кубанский поэт Владимир Архипов.
Голос младенца в родительской зыбке.
Мама над зыбкой с усталой улыбкой.
Капли дождя на девичьих ресницах.
Сладость от плена открытой страницы.
Русская сказка, как птица, крылата.
Силушка русская тверже булата.
Первый озноб меж любовью и болью.
Песня победная ратного поля.
Веточка- веха в свирепой метели.
Вздохи-мольбы в остывающем теле.
Крик журавля над родными полями.
Песня-молитва в спасительном храме.
Чуден душою, глубок, как родник,
Солнышком светел, как небо, велик
Колокол вечности- русский язык !
-Вот и закончилась игра. Подводим итоги.