Внеклассное мероприятие по русскому языку Путешествие в страну Грамматики для 3- 4 классов.

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»



Внеклассное мероприятие
по русскому языку
в 3 классе

Путешествие в страну
«Грамматику»

Подготовила и провела:
Меньшова И. В., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.



((

2015 год.

Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Грамматики» предлагается для учащихся
3- 4 х классов. В этом мероприятии собраны самые разнообразные задания, игры, которые способствуют повышению учебной мотивации и познавательной активности учащихся;
способствуют развитию внимания, воображения, логического мышления,  гибкого, нестандартного мышления, креативности.
Дают возможность повторить и закрепить изученный ранее материал, расширяют  кругозор учащихся.
Помогают снятию эмоционального напряжения на уроке, помогают разнообразить  учебный процесс.
Цель: прививать любовь и интерес к родному языку;
обогащать словарный запас;
формировать положительную мотивацию школьной деятельности;
формировать навык коллективной работы.

Ход занятия:
1. Организационный момент.

- Дорогие друзья!
- Сегодня мы отправляемся в далекий путь – царство Королевы Грамматики. (слайд 1)
-Мы благодарим ее за все те знания, что вы приобрели. Путь будет долгим и интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания!
- Посмотрите, какой славный паровозик ожидает нас! Давайте споём песенку друзей Грамматики. (слайд 2).(исполнение песенки)

2. Первая станция «Алфавит». (слайд 3)

- Ребята, вы прибыли на станцию «Алфавит».
Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво
По порядку, посмотри!
Ну, а ты теперь сумеешь.

«Поиграть в ШИФРОВАЛЬЩИКОВ»

- Вам предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.
- Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.

1 – команда:

ШЫР - ПИР Ю ПЯПЮЖГЫ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫГ, ФЁД ГЯГ, ФЁД ГЯГ, ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫГ.
(Ответ: «Жил – был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как серенький козлик»).

2 – команда:

ШЫРИ Ю ПЯПЮЗИ ТФЯ ФЯЗЯРЫХ КЮЗА, ЯТИР ЗЯМЫЙ, ТЛЮКЕЙ ПЯРЫЙ.
(Ответ: «Жили у бабуси два весёлых гуся, один серый, другой белый).

( Замена: звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква Р заменяется на Л, М – на Н, и наоборот; буква Й остается неизменной; гласные А, О, У заменяются на Я, Ю,Е и наоборот.)
- Молодцы, ребята, знаете буквы, не забывайте их. А то они такие хитрые! Так и хотят вас запутать. (Звучит песенка, дети поют)

3. Вторая станция «Почтовая». (слайд 4)

- Ребята, вы справились с заданиями, но наше путешествие продолжается.
- Мы прибыли на станцию «Почтовая».
- Ребята, как вы думаете, почему эта станция называется «Почтовая»? (Ответы детей)

- На этой станции всегда много писем и почтовых отправлений. Люди живут в разных городах, скучают и не всегда могут встретиться друг с другом. И вы можете написать письма своим родным и близким.

- Но, сегодня я принесла вам я письмо от Незнайки. Мне передал его почтальон, которого встретила, когда шла в школу. Это письмо адресовано нам с вами, поэтому я его прочитала. Но мы с вами уже знаем, что читать чужие письма нельзя. Это не хорошо!
- Это письмо прислал Незнайка. Но мы с вами знаем, кто такой Незнайка. Так вот он в своём письме допустил так много ошибок.
- Давайте поможем найти эти ошибки и исправить их. (читают письмо, исправляют ошибки)

Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была улеса.
Утром я пошел на речьку. Над водой кружылис чяйки я поймал
щюкуидвалещя.

- Молодцы! Нашли все ошибки. Будьте также внимательны на уроках русского языка, изучайте орфографические правила. Не следует забывать их!

- Мы прощаемся со станцией «Почтовая» и въезжаем в дремучий лес.
- Но что это?
Медвежонок предлагает нам размяться. (слайд 5)

Мишка шел, шел, шел,
Земляничку нашел.
Сел, поел и дальше пошел.
Мишка шел, шел, шел,
Мишка мишку нашел.
Стали прыгать да плясать,
Громко лапами топтать.





4. Третья станция «Лесная». (слайд 6)

- Кто же встречает нас на станции «Лесная»?

Лежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала(ёжик)

- Здравствуй, ёжик! Почему ты такой печальный? (слайд 7)

Ёжик: Под ольхой в тени ветвей
Я созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать!

- Разгадайте анаграммы:

1 – команда 2 – команда
1. Тапир – пират 1. Тёрка - актёр 2. Чурка – ручка 2. Мазок - замок 3. Роман – норма 3. Барон - набор 4. Ропот – топор 4. Товар - автор 5. Атлас – салат 5. Среда - адрес
- Ну что же, ёжик, ребята успешно справились, нам пора, а тебя ждут тебя твои друзья.(Звучит песенка паровозика)

5. А вот и станция «Словарная». (слайд 8)

«Усердней каждый день смотрю в словарь». (С. Я. Маршак) (слайд 9)
- А вы, знатоки, любите заглядывать в словарь?
- А какие бывают словари? (Ответы детей)
- Словари помогают нам учиться?

- Мне очень интересно узнавать значения слов, выражений. Вот хочу спросить у вас, как вы понимаете выражение: (слайд 10)

- Сегодня в автобусе пассажир сказал одному дяде: «Гражданин, возьмите себя в руки». А как он мог это сделать? Объясните.

- А еще я слышала, как доктор говорил одной больной: «Больная держите себя в руках». Как это можно сделать?

- Я знаю, что слова базар и рынок – синонимы. Значит, выражения «птичий базар» и «птичий рынок» означают одно и тоже?

- Скажите, что означают следующие фразеологизмы? (слайд 11)
1 – команда: 2 – команда:
1. Диву даваться – удивляться. 1. Куры не клюют – много. 2. Ни свет ни заря – рано. 2. На ночь глядя – поздно. 3. Надуть губы – обидеться. 3. Водить за нос – обманывать. 4. Капля в море – мало. 4. Повесить нос – грустить. 5. Выходить из себя – сердиться. 5. Яблоку негде упасть – тесно.

- Вас ждут еще испытания.

6. Станция. «Зашифрованная пословица».

(В каждой горизонтальной строчке найти буквы, которые не повторяются, и прочитайте известную пословицу).

1 – команда:

А М Н Д М Е Д А И
Ш Б Ю М Ш Б Б Е Ю
В Й А С Р Т В Р А
Ю К Л О Ю Р К У Л
Б О Л Д Е О Й Д А
С И А Ж М С А Е Н
К Н Й О К С О К Н
Л А Л Т Л О А Д Р
Щ У Щ З Ш Ш Е Ш Й

(Ответ: Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

2 – команда:

А С Д Е А Д М У Ь У А
Д Р С У А У С О З О Д
У С В О Т В М А Е С У
О Т Р О Б Т А Ь О А Б
А О Р А Д Р Т И А Т Н
И Н Р Т И А Т Р А З Н
А О К А Т М К М И М И
Д У Р М Д С Е С М Д У
Н Ю А Ж А Н Ь Ю Н А Н

7. Станция. «Поле чудес».
(На карточках квадратики, по числу букв в пословице. Командам можно назвать 6 букв,
по две от команды, а потом отгадайте всю пословицу).


1 – команда:

У

е


е
-


е

,


е
у




е
-


м

.


(Ответ: Ученье – свет, а не ученье - тьма).

2 – команда:

С




й


у


у


е




х


у
х
.


(Ответ: «Старый друг лучше новых двух»).
- Один древний мудрец говорил:
«Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают, -
так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как
дети, на смену другие» (Гораций) (слайд 12)
- Слова, как люди, бывают старые и молодые.
- Наш язык постоянно пополняется новыми словами – неологизмами. А некоторые слова устаревают и уходят из нашей речи. Устаревшие слова называют архаизмами. (слайд 13) -

- Попробуем распределить слова на 2 группы. (слайд 14)

Продленка, гимназист, этажерка, водолазка, воевода, сударь, шейпинг,
плеер, октябрята, миксер.

8. А теперь объясните смысл пословиц. (слайд 15-16)

- Я ещё приготовила вам интересное задание. Вам нужно подобрать слова противоположенные по смыслу. (слайд 17)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только КОНЬ сказал,
Что низко.
А МЫШОНОК (высоко)
ВОРОБЕЙ сказал, что близко,
А УЛИТКА - ..(далеко).
А ТЕЛЕНОК – озадачен
Тем, что яблоко мало.
А ЦЫПЛЕНОК – тем,
Что очень тяжело и (велико).
А КОТЕНКУ все равно:
Кислое – зачем оно?
- Что Вы! – шепчет ЧЕРВЯЧОК –
(Сладкий) у него бочок.

Молодцы, ребята! Вы все слова услышали и назвали. Значит, Вы были очень внимательными. Ну, до свидания, местные жители! А наш путь продолжается.
(Звучит музыка. )

- Ребята! Скажите, а что вам помогло выполнять все задания правильно?
- Какие же Вы умелые, сообразительные! Невозможно объехать всю мою страну.
- Но то, что вы уже знаете, меня очень радует!

- Давайте, скажем, большое спасибо грамматике, за знания наши! Не покидай их в трудную минуту, будь всегда рядом, чтобы они выросли умными и грамотными!

9. Станция. Ребусы.

- Вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочесть и отгадать загадку, необходимо знать и понимать, какой знак, что изображает.

- Как же называются такие необычные загадки? ( ребусы)

- Правильно, такие загадки называются ребусами.
- Сейчас мы с вами оказались на станции «ребусы».
- Каждая команда получает группу ребусов. Отгадайте.

1- команда:
Ключ: кисточка
Ключ: клей
Ключ: краски

Ключ: ластик


Ключ: ручка
2 –команда:

Ключ: циркуль

Ключ: обложка

Ключ: линейка

Ключ: доска

Ключ: мел

10. Стихи:
Спасибо, Грамматика,
Наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место с словах –
Ты же рядом.
И с правилом четко подскажешь, как надо
Писать, говорить, размышлять
И трудиться –
Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!

- Спасибо, ребята, за теплые слова!
- Грамматика с вами не прощается! Так как без знаний, без грамоты нельзя прожить на свете!
11. Подведение итогов:

- А наше путешествие завершено, Надеемся, ребята, Вы ничего не забудете из сегодняшней встречи. Удачи Вам во всем!

Жюри подводит итоги. Награждение самых активных участников дипломами и грамотами..


























































Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 8Рисунок 1015