Конспект открытого мероприятия по русскому языку на тему: Путешествие в страну грамматики


Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.
Конспект внеклассного мероприятия
по русскому языку
Игра
«Путешествие в страну ГРАММАТИКА»
Разработала: Волошкина Александра Ивановна
учитель русского языка и чтения высшей
квалификационной категории ГКОУ РО
школы-интерната VIII вида №1 г. Новочеркасска
Новочеркасск, 2015 г.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–8х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)
Методы и приемы использования информационных технологий  на внеклассном мероприятии по русскому языку.
От автора:
Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в конце 2014-2015 учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняли вспомогательную роль, что позволило мне значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.
На данном мероприятии использовалась мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимумом текста и богатым иллюстративным материалом, рассчитанным на обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Этот вид работы способствовал вовлечению всех учащихся в ход игры и дал возможность быстро проверить правильность выполнения заданий.
Вывод: Информационные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения, позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.
Цели:
Образовательные цели:
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Коррекционно-развивающие цели:
Развивать мышление, внимание, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитательные цели:
Воспитывать умение работать в группах.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).
Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP + звуковой формат).
Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.
Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.
Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.
Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки
Вводная часть
Учитель:
- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: А, Р, Г, М, А, М, Т, К, И, А”
(смотри слайд №3)
Ответ:
Г Р А М М А Т И К А
- Что это слово обозначает? (ГРАММАТИКА – это наука о ПРАВОПИСАНИИ)
ГРАММАТИКА- имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.
3. Основная часть
- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел граматики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?
1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА
- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.
(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)
- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).
Загадки.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Далеко мой стук слышится вокруг,Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.
- Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.
2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)
Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли
- Назовите способ образования слов.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.
3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА
- Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)
Учитель читает шарады:
1 команда
Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)
2 команда
Начало слова – лес, конец – стихотворение, А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)
3 команда
Начало – голос птицы, конец на дне пруда,А целое в музее найдете без труда. (Картина)
4 команда
Начало деревом зовется, конец – местоимение.
Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел грамматики, изучающий устойчивые сочетания слов.
4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ
- Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)
Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.
5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ
- Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)
1 команда
1.Пр…бежать домой
2.Пр…жадный мальчик
3.Пр…крутил шуруп 3 команда
1.Пр…шел в школу
2.Пр…длинная веревка
3.Пр…клеил марку
2 команда
1.Пр…летел в гнездо
2.Пр…добрая девочка
3.Пр…вязал бант 4 команда
1.Пр…плыл к берегу
2.Пр…мудрый пескарь
3.Пр…шил пуговицу
Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел грамматики, изучающий части речи.
6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ
Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)
Кроссворд.
Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
Как называется изменение имен существительных?
Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
Определи часть речи выделенного слова:
Снежное покрывало землю покрывало.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения.
7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС
- Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал “Синтаксис”)
1. Из предложения:
Стеной стоят и желтеют колосья пшеницы
возьмите глаголы и определите время и число.
2. Из предложения:
Пушкин очень любил осень
возьмите подлежащее и сделайте звуко-буквенный анализ.
3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения
Осень щедро одаривает леса краской.
4. Добавьте прилагательное в предложение:
Весна выстлала на лугу … ковер.
5. Из предложения:
Куда ведете нас, дороги?
возьмите имя существительное, которое является обращением.
Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел грамматики, изучающий знаки препинания и их постановку.
8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ
- Игра “Шифровальщик” (смотри слайд №23, раздаточный материал “Пунктуация”)
- Расставьте знаки препинания в схемах.

-  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране ГРАММАТИКА.
4. Заключительная часть
Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.