Классный час на тему: «Роль общения в жизни человека»


Тема: «Роль общения в жизни человека»

ТИП занятия: занятие по применению метапредметных и предметных знаний, открытия новых знаний.

ВИД занятия: занятие - дискуссия, ролевая игра с элементами проектной деятельности.

ЦЕЛЬ занятия: показать важность и значимость общения в жизни людей, спроектировать портрет общительного и малообщительного человека, выявить сходства и различия для понимания роли общения в жизни людей.
ЗАДАЧИ занятия:
Образовательная: дать определение слову «общение», выявить различия между вербальным и невербальным общением, выявить роль общения в современном мире.
Развивающая: развивать умение высказывать свою точку зрения, мыслить, рассуждать, выявлять различия в общении.
Воспитательная: воспитывать культуру слушателя, эмоциональную отзывчивость в процессе проектной деятельности в группах, умение работать в паре.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к потребности общаться, умение осуществлять самооценку в процессе рефлексии.
Метапредметные: ученик научится применять полученные знания на уроках русского языка и литературы, получит возможность научиться отличать виды общения, применять их на практике; научится анализировать, находить общее и различное.
Регулятивные: научатся взаимодействовать с членами групп, формулировать тему и проблему урока, ставить цели, планировать этапы деятельности по достижению поставленных целей.
Коммуникативные: учащиеся получат возможность проявить себя в групповой работе, высказать свою точку зрения, формулировать свое мнение, точно выражая свои мысли.
Форма работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

ОСНАЩЕНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.



Ход классного часа:
Организационный этап
Класс делится на 3 группы, дети рассаживаются за 3 стола, учитель проверяет готовность к уроку. На столах проверяет наличие раздаточного материала.


Учитель:
Мы, беседу начиная,
Познакомиться должны.
Друг о друге больше мы узнаем,
Подобрав слова добра и теплоты.

- Здравствуйте, ребята! Прошу поприветствовать уважаемых членов жюри и гостей, которые будут сегодня на уроке с нами.
- Я предлагаю по цепочке представить соседа справа и подобрать для его описания по одному слову (имена прилагательные) (Метапредметная связь с русским языком)
Ученики представляют друг друга по цепочке.
2.Актуализация опорных знаний, постановка проблемного вопроса, определение темы занятия, целеполагание
Учитель:
-Ребята, посмотрите на экран. Перед вами 4 слова: (Ассоциаграмма)
- разговор
- слушатель
- беседа
- рассказчик
- Что связывает эти слова? Что происходит между слушателем и рассказчиком? (Общение).
- Правильно, ребята, молодцы. Вот об этом мы и поговорим.
- Для чего человеку необходимо общение? (Ответы детей)
- А как вы думаете, на какие две группы по способности общаться можно разделить людей? (Малообщительные или замкнутые и общительные).
- Значит, цель нашего урока – определить роль Продолжите предложение (общения в жизни людей).
3. Погружение в проект, доказываем необходимость общения.
- Подберите синонимы к слову замкнутый человек? (Малообщительный, неразговорчивый) (метапредметные – русский язык).
- Как вы думаете, трудно ли такому человеку приходится? Как избежать одиночества? (Предварительные выводы - находиться среди людей, взаимодействовать)
- Предлагаю вам побыть художниками и журналистами и создать портрет словесный и художественный человека общительного и малообщительного. (метапредметные-ИЗО ) А поможет нам достичь результата план действий, который вы составите. Перед вами бланки заданий, пронумеруйте этапы работы над проектом.
Дети выполняют задание.
- Поменяйтесь бланками с соседом. Проверьте по эталону.
1. Определить командира команды, художников, журналистов.
2. Собрать информацию по теме «Общение».
3. Создать портреты художественный и словесный (продукт проекта).
4. Сделать выводы о роли общения в жизни людей (презентация).
4. Деятельность по созданию проекта.
- Молодцы! А теперь выполняем 1 пункт вашего плана (раздать значки руководителю группы и членам художественного сектора)
– Далее мы собираем информацию. Предлагаю просмотреть фрагмент мультфильма «Смешарики» и подумать, в чем ошибки героев? (Они не умели выслушать собеседника, обижались, если происходило не так, как им хотелось).
- Значит, чтобы получилось эффективное общение, необходимы определенные условия. А какие, мы сейчас определим. Попробуйте ваши предположения оформить в словосочетания, которые, на ваш взгляд, составляют условия общения ( Кластер «Условия общения» (Песня «Облака- белогривые лошадки»)
(Используемые словосочетания: желание общаться, умение слышать и слушать, доверие, взаимопомощь, интерес, поддержка, умение вести беседу, умение признавать свои ошибки, выражение взглядов, выдержка, умение контролировать эмоции, любовь к чтению).
Дети объясняют свой выбор
Изучение нового:
Учитель: - Ребята, а можно ли общаться без слов? (Да, с помощью жестов).
- Совершенно верно, общаться можно с помощью жестов, взглядов, мимики (выражения лица). Такое общение называют невербальным. А общение с помощью слов и языка - (вербальное).
- Давайте попробуем использовать оба вида общения. Я попрошу вас вскрыть конверты (в конвертах фразы, которые обозначают состояние, сообщение о чем-то и эмоцию). Изобразите без звука, только мимикой и жестами, записанные фразы так, чтобы окружающие догадались, что вы хотите сказать.
Конверт 1 – (Я проголодался, я получил «5» по русскому языку, у моей бабушки есть корова)
Конверт 2 –(Мне холодно, мой одноклассник играет в футбол, урока сегодня не будет)
Конверт 3 – (У меня болит зуб, в этом кабинете царит порядок, завтра мой день рождения).
Учитель: Молодцы, ребята, вы замечательно поработали. Как вы думаете, какие фразы изобразить легче: состояние, сообщение или эмоции? (Эмоции)
- А как быстрее, проще и понятнее выразить всё это? ( Через общение с помощью слов, т. е вербальное)
- Конечно. Ученые считают, что в процессе общения только 7 % информации передается словами, 38% мы получаем с помощью интонации, остальные 55% через выражение лица, позы, жесты.
Мы учимся с вами умению общаться на протяжении всей жизни. Встречаем новых людей, у нас появляются другие взгляды на жизнь – мы взрослеем. Но, как вы думаете, что еще является важным для культурного общения кроме умения говорить? Это мы выясним в ходе такой ситуации: подойдите по одному человеку от группы и возьмите по одному листочку с фразой из волшебной шляпки. Теперь представьте, что вы решили пообщаться. Произносить можно только слова, записанные на ваших листах. Попробуйте
( - «Летом мы с родителями отправимся в отпуск»
- «В 9 классе мы будем сдавать экзамены???»
- «Как хорошо иметь собаку!»)
- Ребята, получился ли у наших собеседников разговор? (Нет)
- Скажите, что же еще необходимо для культурного общения кроме умения говорить? (Умение слушать и отвечать на вопросы, понимать суть разговора, поддерживать разговор)
- При общении недостаточно выражать только свои мысли, нужно дать возможность высказаться и собеседнику, учитывать его мнение. Это отличает культурного человека от человека бестактного, невежливого.
5.Презентация и защита проектов
- Итак, настало время представить ваши портреты.
6. Создание коллективного проекта.
- Ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали. Я надеюсь, что в каждом из вас зародился росток желания общаться. (На доске ствол дерева) Каждый из вас владеет умением общаться. Кто-то хорошо, а кто-то хуже. Каждому предлагаю проанализировать это самостоятельно и выбрать листик того цвета, который подходит к выводам, полученным в ходе занятия.
( зеленый – я часто общаюсь с людьми, доверяю им и быстро нахожу общий язык со всеми, могу первым начать разговор;
желтый – я высказываю свое мнение, если меня спросят, первым в беседу не вступаю, стараюсь не общаться с незнакомыми людьми;
красный – я стараюсь не общаться с людьми, а при вопросах кратко могу ответить, не продолжая разговор).
- Давайте создадим свою культуру общения.
Дети прикрепляют листочки к дереву.
-Мы учимся общению всю жизнь, и чтобы добиться большего в этом вопросе, мы получили нужные знания, которые позволят лучше, точнее выражать свои мысли, делать культурным общение, становиться общительными, коммуникабельными людьми.
7. Рефлексия.
- Ребята, если мы будем стараться получать радость от общения, стараться взаимодействовать с людьми, не искать повод обидеться, а искать общее, мир станет ярче и интереснее! Выберите, кружок того цвета, который соответствует вашим ощущениям в ходе занятия и у нас прольется дождик настроения, который сделает нам росток желания общаться вот таким красивым деревом!
Красный – получил знания
Оранжевый – интересно
Желтый – комфортно
Зеленый – еще есть вопросы
Голубой – весело
Синий – не понравилось
Фиолетовый – не понял
- Спасибо за урок!








15