Конспект урока по обществоведению «Экономическая жизнь общества»


Урок обобщения знаний по теме «Экономическая жизнь общества»
Новикова марина Витальевна
Класс:10
Цель: обобщить знания учащихся по теме «Экономическая жизнь общества». Организовать работу по усвоению понятий; давать оценку экономическим явлениям и процессам; конкретизировать изученные понятия и выводы на примерах.
Тип урока: урок-игра « Фирма»
Учитель. Сегодня мы будем говорить о функционировании экономической системы государства. Представьте, что вы являетесь представителями четырёх различных фирм, функционирующих на нашем рынке. Мы узнаем, какая из фирм более всего разбирается в экономической теории и вопросах бизнеса. В течение урока вы сможете заработать наибольшее количество денежных средств, необходимых для расширения вашего бизнеса.
Актуализация знаний. Используется схема «Я должен: знать, уметь, научиться».
Основной этап
Презентация «фирмы». Название, символы, творческое кредо сотрудников «фирмы», их роли в «фирме».
Проверка бизнес-словаря. Каждая «фирма», взяв карточку с записанным понятием, должна дать ему определение. За правильный ответ выдаётся «кредитка».
Блиц-викторина.
Назовите самую известную книгу К. Маркса. («Капитал».)
Как переводится слово «бухгалтер» с немецкого языка на русский? (Держатель книг.)
Осознанная целенаправленная деятельность человека по производству материальных и духовных ценностей. (Труд.)
Продукт труда, предназначенный для купли-продажи. (Товар.)
Цена труда. (Заработная плата.)
Сфера экономики, в которой совершается процесс товарного обращения. (Рынок.)
Что означает слово «ноу-хау», и как оно переводится на русский язык с английского? («Знаю, как» — новая идея.)
Назовите самого богатого руководителя фирмы в мире. (Билл Гейтс, компания «Майкрософт».)
Назовите создателя экономической теории. (Адам Смит.)
Кто обосновал значение государствав экономике и способствовал усилению егороли? (Джон Мейнард Кейнс.)
4.Изучение нового материала.
Работа в группах над изучением основных вопросов новой темы.
Первая группа изучает первый пункт «Экономические функции государства».
—Перечислите основные экономические функции государства. Какие методы прямого и косвенного регулирования экономики вы знаете?
Вторая группа изучает вопрос «Налоговая система».
—Что такое налог? Почему государство нуждается в сборе налогов и пополнении казны?
Третья группа изучает вопрос «Государственный бюджет».
—Что такое государственный бюджет? Как он формируется?
Четвёртая группа изучает вопрос «Кредитно-финансовая система».
—Что такое банк? Перечислите функции банков. Что такое кредит? Какую роль он играет в экономической жизни?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
—Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левой — за кончик носа. Затем хлопните в ладоши и быстро поменяйте руки: левой рукой дотроньтесь до правого уха, правой — до кончика носа.
5.Конкурс «Экономический форум».
Средство, с помощью которого можно оценить стоимость чего-либо. (Деньги.)
Одна из форм торговли наиболее ценными товарами. (Аукцион.)
Дача денег в долг на определённый срок. (Ссуда, кредит.)
Неплатёжеспособность из-за отсутствия средств. (Банкротство.)
Договор, по которому одна сторона представляет другой что-либо во времен ное пользование за определённую пл (Аренда.)
Учреждение, являющееся посредником между теми, кто хочет дать деньги, и теми, кто их хочет взять на условиях возвратности, платности и срочности. (Банк.)
Оператор на бирже. (Брокер.)
Место, где заключают сделки по продаже акций и облигаций. (Биржа.)
Эксклюзивный продавец какого-либо товара. (Дилер, дистрибьютор.)
Название денег в международном обращении. (Валюта.)
Разница между ценой реализации и себестоимостью продукции, ради которой ведётся бизнес. (Прибыль.)
Операция, с помощью которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции. (Страхование.)
Договор между физическими или юридическими лицами о займе или ссуде. (Кредит.)
Сводный финансовый план государства. (Бюджет.)
6.Конкурс директоров фирм.
—Составьте деловое письмо, используя слова в том порядке, в котором они записаны: дом, собака, колбаса, вагон, время, терпение.7.Заключение договоров.
—Некоторые страны хотят сотрудничать с фирмами. Определите название денежной единицы каждой страны:
Латвия (лат); Польша (злотый); Болгария (лев); Индия (рупия); Украина (гривна); США (доллар); Франция (евро); Япония (йена); Китай (юань); Великобритания (фунт).8.Реклама.
—В каждой фирме есть менеджер по рекламе. Его задача — подготовить рекламу товаров, которые не пользуются спросом. Реклама должна способствовать популяризации товара. Подготовьте рекламу резиновых сапог и алюминиевой кружки.
9. Аукцион (за неправильный ответ команда отдаёт 1 «кредитку»).
Форма «Кот в мешке». Ведущий «продаёт» вопрос и только потом его задаёт. Вопрос получает команда, заплатившая большее количество «кредиток».
Экспорт — это.
Импорт — это.
Рыночная конъюнктура — это.
Менеджмент — это.
Рентабельность — это.
Акция — это.
Облигация — это.
Налоги — это.
Что такое инфляция?
10.Что такое патент?
11.Как называется денежная сумма,которую получает автор книги, статьии т. д.?.
12.Что такое форс-мажор?.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ответ на проблемный вопрос при заполнении ПОПС-формулы. Анализ ПОПС-формулы.
ПОПС-формула
Ф. И..
П — позиция (в чём заключается ваша точка зрения).
Я считаю, что ....
О — обоснование (на чём вы основывае-тесь, довод в поддержку вашей позиции) по-тому, что•
П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — .
Например,■
С — следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции).
Поэтому.
Домашнее задание: подготовиться к тестовой проверке знаний и умений по теме «Экономическая жизнь общества».