Конспект интегрированного урока биология физика на тему:Испарение (6 класс)


Конспект бинарного урока в 6 классе (биология, физика)
Федеральная программа под редакцией А.И. Никишова
Учебник «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники»
Авторы: В.П. Викторов, А.И.Никишов.
Тема урока: «Испарение воды листьями»
Образовательные задачи:
Учащиеся должны знать что такое испарение
Учащиеся должны знать как происходит испарение воды в растении
Учащиеся должны знать о значении испарения для растений
Воспитательные задачи:
Формирование мировоззрения о единстве живой и неживой природы путем использования технологии опережающего обучения.
Развивающие задачи:
Развитие умения проводить эксперимент, наблюдать, делать выводы.
Развитие умения выявлять причинно-следственные связи на примере зависимости интенсивности испарения от условий среды.
Оборудование: эксперимент 1,2, растения на столах: бегонии, узумбарская фиалка, аспарагус, алоэ, хойя.

Ход урока:
Организационный момент: 1м.
Формулировка темы урока в ходе беседы и на основе физического эксперимента: 5м.
Вопросы: Вы любите дождь? А что на асфальте появляется после дождя?
А куда исчезают лужи после дождя?
Физические эксперименты: делаем три мазка губкой на доске – спирт, вода, масло. Наблюдаем, что спирт быстро исчезает. Задаем вопрос: куда делась жидкость? В процессе беседы учащиеся формулируют тему урока.
Что же происходит с жидкостью? В процессе беседы выясняем, что жидкость испарилась, превратилась в газ.
В тетрадях учащиеся записывают «Испарение-процесс превращения вещества из жидкого состояния в газообразное»
Проблемный вопрос: Процесс испарения происходит только в неживой природе?
Цели и задачи урока для учащихся 1м.
Актуализация знаний учащихся о строении и значении устьиц с использованием интерактивной доски 2м.
Вопрос: Есть ли связь между устьицами листа и процессом испарения воды?





5. Изучение нового материала:
Демонстрация и представление учащимися результатов 2 биологических экспериментов, доказывающих наличия процесса испарения у растений. 5 м.
Алгоритм представления результатов эксперимента:
(умение у учащихся сформировано на предыдущих уроках, алгоритм проведения биологического эксперимента вывешен на стенде в кабинете и записан в тетрадях учащихся)
1.Цель эксперимента
2.Проведение эксперимента
3.Наблюдения за ходом эксперимента
4.Результаты эксперимента
5.Выводы
Первый биологический эксперимент:
1.Цель эксперимента: доказать, что растение испаряет воду
2. Проведение эксперимента: поместим в сухую колбу побег, не удаляя его от растения. Горло колбы закроем ватой. Оставим на 2 дня.
3. Наблюдение: через сутки на стенках колбы появились капли воды, через 2 суток воды в колбе стало больше.
4. Результаты: произошел процесс испарения воды
5. Выводы: растение через устьица листьев испаряет воду




Второй биологический эксперимент:
1.Цель эксперимента: доказать, что растение испаряет воду
2. Проведение эксперимента: поместим в пробирку с водой побег растения и нальем туда немного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла оставим для контроля.
3. Наблюдение: через сутки уровень воды в пробирке с растением понизился, а уровень воды в контрольной пробирке не изменился.
4. Результаты: произошел процесс испарения воды воды
5. Выводы: растение через устьица листьев испаряет воду





Вывод: все растения с помощью устьиц испаряют воду (запись в тетрадях)
Проблемный вопрос: Зачем растения испаряют воду с поверхности листьев? 4 м.
В процессе дискуссии с учащимися выясняем, что испарение воды необходимо для охлаждения растения и защиты от перегрева (запись в тетрадях)
Вопрос: Какое значение для человека имеет выделение на коже пота и его испарение? А другие животные испаряют воду с поверхности тела?
Проблемный вопрос: Скорость испарения воды растением всегда ли одинакова? 5м.
В процессе дискуссии с учащимися выясняем, что скорость испарения воды зависит от температуры воздуха, влажности воздуха, силы ветра.
Вывод урока: формулируется учащимися под руководством учителя (запись в тетрадях)
1. Все живые организмы испаряют воду с поверхности тела для
охлаждения и защиты от перегрева.
2.Испарение воды происходит в живой и неживой природе.
3.Живая и неживая природа едины.
4. Скорость испарения воды зависит от окружающих условий
(температуры, влажности воздуха, силы ветра)
6. Первичная проверка усвоения материала: 5м.
1. Озаглавьте рисунок.
2. Объяснить механизм процесса испарения растением.
3. Какое значение имеет процесс испарения для растений?









7.Выходной контроль: 6м.
1 уровень: Как и зачем в растениях происходит испарение воды?
2 уровень: В какое время суток нужно поливать растения? Объясните свой ответ.
3 уровень: Растения , обитающие в засушливых местах экономят влагу. Какие приспособления в строении листьев возникают у этих растений для экономии воды? Для ответа рассмотрите и потрогайте листья комнатных растений ( фиалка, аспарагус, бегония, алоэ, хойя)
8.Рефлексия: 10м.
1. Растения испаряют воду через устьица листьев для охлаждения и защиты от перегрева.
2. Растения нужно поливать в вечернее время, так как при понижении температуры вечером большая часть воды останется в клетках растений из-за снижения скорости испарения.
3.У растений, обитающих в засушливых местах, вырабатываются приспособления для экономии воды такие как уменьшение площади листа (у аспарагуса), опушении листьев (у фиалки, бегонии), появлении на листьях воскового налета (у алоэ), утолщение наружных стенок кожицы листа (у хойи)
9.Домашнее задание: 1м. параграф 25, синквейн на тему «Испарение»

Самостоятельная работа: 7 минут
1 уровень: Как и зачем в растениях происходит испарение воды?

2 уровень: В какое время суток нужно поливать растения? Объясните свой ответ.

3 уровень: Растения , обитающие в засушливых местах экономят влагу. Какие приспособления в строении листьев возникают у этих растений для экономии воды? Для ответа рассмотрите и потрогайте листья комнатных растений

Спасибо за работу!










Самостоятельная работа: 7 минут
1 уровень: Как и зачем в растениях происходит испарение воды?

2 уровень: В какое время суток нужно поливать растения? Объясните свой ответ.

3 уровень: Растения , обитающие в засушливых местах экономят влагу. Какие приспособления в строении листьев возникают у этих растений для экономии воды? Для ответа рассмотрите и потрогайте листья комнатных растений

Самостоятельная работа: 7 минут
1 уровень: Как и зачем в растениях происходит испарение воды?

2 уровень: В какое время суток нужно поливать растения? Объясните свой ответ.

3 уровень: Растения , обитающие в засушливых местах экономят влагу. Какие приспособления в строении листьев возникают у этих растений для экономии воды? Для ответа рассмотрите и потрогайте листья комнатных растений

Самостоятельная работа: 7 минут
1 уровень: Как и зачем в растениях происходит испарение воды?

2 уровень: В какое время суток нужно поливать растения? Объясните свой ответ.

3 уровень: Растения , обитающие в засушливых местах экономят влагу. Какие приспособления в строении листьев возникают у этих растений для экономии воды? Для ответа рассмотрите и потрогайте листья комнатных растений