Формирование исследовательских умений школьников в процессе изучения Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил М.Е. Салтыкова — Щедрина


Введение
Современный учитель не только сам становится исследователем, но и организует исследовательскую деятельность школьников. Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность учеников на уроках литературы, педагог стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, вовлекает их в научную работу, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем.
Поэтому в современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.
Работа учителя в этом направлении не должна носить стихийный, бессистемный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, оригинальное решение. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.
Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Применяются следующие формы: урок - творческий отчет, урок-защита идей, урок - ролевая игра, урок-семинар, урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок - круглый стол и т. д. .Урок проектного исследования многофункционален. Проектная деятельность не только активизирует мыслительную деятельность учащихся, но и позволяет выполнить социализирующую цель обучения, обучает работе-сотрудничеству в команде. «Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему. Выступление перед аудиторией и видеокамерой вынуждает структурировать излагаемую информацию, чтобы донести её до слушателей», - отмечает И. Н. Бухтиярова в статье «Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении».
А. Быллырытова («Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах») подчёркивает: «Очень интересным и нужным этапом при обобщении становится абстрагирование полученных знаний, создание моделей. Они выступают как особое средство мыслительной деятельности, потому что весь ход её подвергается рефлексии».
На уроке проектного исследования учащиеся планируют свою деятельность, отбирают необходимый материал, проводят анализ, синтез, активно действуют (распределяют роли в группе, создают проект или моделируют проблему, организуют её представление и защиту).
Исследование проблемы и создание проекта может быть организовано как коллективная работа всего класса.
Тема: « Формирование исследовательских умений школьников в процессе изучения «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова – Щедрина».
Проблема: «Невнимание к формированию исследовательских умений школьников в процессе изучения «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова – Щедрина».
Цель: «Отобрать средства формирования исследовательских умений школьников в процессе изучения «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова – Щедрина».
Задачи:
поднять интерес обучающихся к учёбе, мотивировать их на достижение более высоких результатов;
формировать у учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков, развивать коммуникативные навыки и умения, навыки работы в группах, в коллективе, навыки самостоятельной работы учащихся;
на основе исследовательской работы привести учащихся к мысли, что сатирик обличал не только устои общества, но и свойственные человечеству пороки;
развивать творческие задатки личности.
Гипотеза: если будут отобраны средства для формирования исследовательских умений школьников в процессе изучения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова – Щедрина», то поднимется интерес учащихся к учебе, мотивация на достижение более высоких результатов.
Алгоритм исследовательской работы:
Выбор объекта исследования. Определение темы.
Процесс исследования объекта. Сбор информации. Использование словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы. Нахождение новых, неизвестных ранее знаний об объекте, сделать анализ, обобщение и систематизацию найденных сведений. Провести опросы, тесты, анкеты, подтверждающие или раскрывающие новые знания.
Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде тестового, графического или компьютерного продукта в соответствии с требованиями по данному виду работы.
4. Вывод по результатам исследования. Определить практическую значимость исследования, где могут быть применимы результаты исследования.
Формированию культурологических компетенций учащихся способствует изучение критериев выполнения и защиты исследовательской работы: критерии выполнения исследовательской работы.
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность решений, подходов, выводов, цитируемость.
Оформление, соответствующее стандартным требованиям.
Критерии защиты исследовательской работы.
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени,удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»
1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.
2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.
3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими суждениями, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.
4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.
Краткий анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Сказка – самый занимательный и самый любимый читателями вид народного творчества; дети и взрослые с увлечением следят за прихотливыми вымыслами народной фантазии, за сплетением чудесных событий из жизни сказочных героев, за похождением зверей, наделённых человеческой речью, мыслями и чувствами.
В 80 – е гг. 19 столетия сказочный жанр был широко распространён в русской литературе. В это время появляются народные сказки Л.Н. Толстого, сказки В.М. Гаршина («Лягушка путешественница»), легенды В.Г. Короленко. Создавая свои произведения, писатели преследовали различные цели, по – разному использовали возможности, заложенные в сказочной манере повествования. Общим оставалось одно: в исторической обстановке тех лет наиболее целесообразным разные писатели считали обращение именно к сказочному жанру. Форма сказки всегда привлекала Салтыкова-Щедрина. К сказкам обращался и М.Е. Салтыков – Щедрин. Его сказки – это в большей степени сатиры, в которых форма сказки используется для сатирического иносказания. В сатире жизнь изображается не во всех её проявлениях, подробностях и связях: сатирик берёт наиболее яркие черты действительности, сгущает их, показывает как бы под увеличительным стеклом. Каждому персонажу приписываются лишь те свойства, которые автор хочет выдвинуть как главные, выражающие самую суть данного лица..В сказках Щедрина проглядывает то, что Пушкин отметил в баснях И.А. Крылова как «отличительную черту в наших нравах»: «…какое – то весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Народная сказка всегда повествует о том, что было, басня о том, что бывает. У М.Е. Салтыкова – Щедрина сказка сознательно обращена в сегодня, в настоящее. Почти все сказки Щедрина написаны в первой половине 80 – гг. 19 в. в начале царствования Александра III. Это было время крутой реакции. Новое правительство старалось свести на нет реформы предыдущего царствования, расправлялось с революционным движением и народными волнениями, боролось с прогрессивной печатью, с подлинной литературой, наукой, просвещением.
«То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, с возмущением писал цензор, - его сказки – та же сатира и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического устройства». В связи с нападками цензуры Щедрин прибегал к своеобразному иносказательному языку.
Сам Щедрин свою манеру писать назвал «эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа. Этим названием писатель подчёркивал иносказательность своей сатиры, сближая её с басней. «эзоповым языком пользовался сатирик для того, чтобы преодолевать цензурные барьеры, и для взаимопонимания с читающей публикой. Эзопова речь – это целая система обманных поэтических приёмов, призванных выразить художественно- публицистическую мысль не прямо, а иносказательно. Эзопова речь – это остроумный мост к читателю.
    Привлекательность сказочной формы для Салтыкова-Щедрина легко объяснима. Великий сатирик писал свои произведения на «эзоповском языке». Сказки дают образцы общедоступных и убедительнейших иносказаний. Ведь сказка (как впрочем и басня) издавна создавалась самим народом. А Щедрин, как известно, радел за народ, переживал за его судьбу, за беды, которые он претерпевал. Испытывая подобные чувства, сатирик порицал высокопоставленных лиц, всячески пародируя их в своих произведениях.    Отражение всего этого мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Типичное для народной сказки начало - «жили да были» - задает тон всему дальнейшему повествованию. Вполне реалистичное, оно скрыто за фантастическим сюжетом: два генерала, которые «служили…всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали», попадают на необитаемый остров. И поскольку до этого ни к чему эти герои руки не прикладывали, то на острове не могли добыть себе пищу. И это несмотря на то, что на острове «растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал». Так и остались генералы голодными.    Единственное, что нашел один из генералов, был старый «нумер «Московских ведомостей», который и принялись читать несчастные. Чуть ниже Щедрин напишет: «Из Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Упе осетра…был в здешнем клубе фестиваль. Виновника торжества внесли на громадном деревянном блюде, обложенного огурчиками и державшего в пасти кусок зелени. Доктор П., бывший в тот день дежурным старшиною, заботливо наблюдал, дабы все гости получили по куску. Подливка была самая разнообразная и даже почти прихотливая…»    Здесь проявился один из приемов поэтики жанра сказки Салтыкова-Щедрина – полемика с литературным противником.    Но чтением сыт не будешь! Голод брал свое. Генералы не нашли ничего съестного вокруг себя. И тут их взор обратился друг на друга. В мгновение ока эти два приятеля превращаются в хищников, готовых разорвать и съесть другого. Хорошо, что все обошлось малой кровью: «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил»    Неизвестно, что было бы с этими героями, если бы не встретили они простого мужика. Чувствуя свое сословное превосходство, генералы приказали ему добыть им еду. Мужику не составило особого труда выполнить приказ. И здесь очевиден контраст между действующими лицами сказки. Генералы изображены Салтыковым-Щедриным карикатурно. Мужик же – это воплощение всех положительных качеств, которыми обладает простой народ: смекалка, трудолюбие, готовность к трудностям. Мужик «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: не дать ли и «тунеядцу» частичку?»    Самое поразительное, что старания мужика не были оценены нерадивыми генералами. Даже когда они, по прибытию в Петербург, получили деньги, то отправили своему спасителю, будто бы в знак благодарности, «рюмку водки да пятак: веселись, мужичина!»    Итак, анализируемая сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов). И в этом противопоставлении заключено отражение социально-общественных явлений, которые были присущи реальной действительности, существующим порядкам России того времени. Здесь проявились те искренние чувства Салтыкова-Щедрина, которые были свойственны сатирику по отношению к народу и «высшему» сословию. Слово «высшее» действительно стоит заключить в кавычки. И этому есть простое объяснение: те самые неприспособленные к жизни генералы, которых Салтыков-Щедрин обличает в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Как сегодня относиться к творчеству сатирика?
Хочется донести до учащихся, как писатель обнажал и высмеивал человеческие пороки, и ими обладали не только помещики, но и крестьяне. Салтыков – Щедрин жил в определённых исторических условиях и как истинный писатель не мог обойти проблемы своего времени.
Произведения Щедрина, его сказки звучат сегодня чрезвычайно актуально. Нам близки суждения писателя, современность их очевидца. «Страшны …насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чём не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту… тогда действительно страшно за живущее и мыслящее...
«Тяжело жить современному человеку и даже несколько стыдно. Впрочем, стыдно ещё не многим, а большинство даже людей так называемой культуры просто без стыда живёт. Пробуждение стыда есть в настоящее время благодарная тема для литературной разработки. И я стараюсь, по возможности, трогать её», так говорил писатель – сатирик.
Сказка М.Е. Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» поднимает вполне современные проблемы паразитизма и неблагодарности, с одной стороны, и рабской покорности и ценности человеческого достоинства – с другой.
Тема урока: « Сказки для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова- Щедрина»
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями сказок; М.Е. Салтыкова- Щедрина подготовить к восприятию «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил
развивать умение работать самостоятельно с текстом и в парах; провести исследовательскую работу(нахождение новых слов и выражений) при чтении литературного произведения;
воспитывать наблюдательность, трудолюбие, нравственное воспитание. Тип урока: изучение нового материала. Приемы и методы: технология развития исследовательских методов и критического мышления. Оборудование: слайдовая презентация, интерактивная доска. ХОД УРОКА 1.Организационный момент. Актуализация темы и цели урока. 2.Изучение нового материала. (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока) 1.Что знаем по теме урока? (- прочитали сказку; - знакомы с определением жанра «сказка»; - знакомы с понятием «сатира» и «юмор») Что должны узнать? (-Кто такой Салтыков –Щедрин? – Каковы особенности сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: анализ текста, определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки? – Охарактеризовать героев) 2.Чтение статьи учебника (о писателе и его творчестве). Читая текст, учащиеся делают пометки в тексте: ? – непонятно V – основной материал ! – удивило + -уже знаю 3. беседа по прочитанному: - Что было непонятно? - Что удивило? -Что уже знали? -Что узнали о писателе? В процессе беседы составляется кластер о писателе и его творчестве. - Почему Салтыков – Щедрин писал именно сказки? (Понятны простому народу, более доступны) - Какой подзаголовок они имеют? Как вы понимаете его? («Сказки для изрядного возраста») 3.Чтение и комментирование сказки
4.исследовательская работа (работа со словарями и справочными материалами, нахождение новых и непонятных слов и выражений и выписывание их в тетрадь).
Повесть – в значении «повествование», «рассказ»
Генерал – в старой России генеральский чин можно было получить на любой государственной службе.
Регистратура отдел учреждения, где производилась регистрация кого или чего – нибудь. В сказке Щедрин иронически называет учреждение, в существовании которого нет никакого смысла.
«Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности» - формула вежливости, которой заканчивались, официальные бумаги.
«Остаться за штатом» - т. е. не состоять более на государственной службе.
Оказия – редкий, необычный случай
Школа военных кантонистов – низшая военная школа для солдатских детей.
Учитель каллиграфии – учитель, обучающий красивому и чёткому письму
«Московские ведомости» - реакционная газета, над бессодержательностью которой смеётся Щедрин
Рандеву – свидание (франц.)
«Шекснинская стерлядь золотая» - цитата из стихотворения Г.Р. Державина
Частный пристав – полицейский чиновник, в ведении которого находилась одна из частей города. Фестиваль здесь: праздник, пиршество
Мякинный хлеб - для экономии в крестьянских семьях в тесто добавляли мякину (отходы от молотьбы).
Вавилонское столпотворение – Вавилон (как гласит библейская легенда), находившийся в плодородной и цветущей Сенаарской долине, был построен в глубокой древности, вскоре после потопа. Все жители города говорили сначала на одном языке. Однако за горделивое стремление достигнуть неба, построив небывалую по высоте башню, они были наказаны: перестали понимать друг друга. Работа остановилась.
Потоп – библейская легенда гласит: Бог, решив покарать человеческий род за его грехи, наслал на землю великий потоп. Уцелел только благочестивый Ной с наибольшей частью людей и животных.
Мундир четвёртого класса» - все государственные должности в России делились на 14 рангов классов. Высшим был первый класс. Чин четвёртого класса в гражданской службе – действительный статский советник, генерал, который имел право носить мундир с золотым шитьём.
«На бобах разводить» - гадать, думать.
Казначейство – местный финансовый орган.
- Выделите среди них фразеологические обороты, объясните их значение.Б)Анализ сказки - Вспомним сюжет сказки. Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров? (Робинзон Крузо, но он превратил остров в цветущий сад)
- Какое впечатление произвела на вас сказка?
-Что показалось необычным в «Повести…?» (сочетание фантастического и реальным)
- Почему писателя привлекла форма сказки?
Итоги урока:
- Итак, перед нами необычное произведение: фантастическая сказка, наполненная реалиями быта и социального уклада России второй половины 19 в. Салтыков - Щедрин считал, что»…всякий честный человек», читая его писания, непременно «отождествляет» свои чувства и мысли с его замыслом. Работе над замыслом писателя будет посвящён следующий урок.
Домашнее задание. Провести исследовательскую работу:
подготовить план характеристики генералов, мужика
Тема: «Едкая сатира «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Цели: выявить художественные особенности произведения М. Е. Салтыкова – Щедрина; подвести к пониманию авторского замысла и отношения к героям.
Задачи:
Формировать умения исследовательской работы, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
Развивать умения делать выводы по прочитанному произведению.
Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
Воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Щедрин был истинным российским литератором, сердце которого болело «болями общества», в котором он жил и творил» одна из таких болей нашла отражение в «Повести о том, как…».
Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.
- Что такое сатира?
(Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.).
2. Проверка домашнего задания.
Чтение примерных планов –портретных характеристик
А)генералов
1)Умственные способности генералов
2)Круг интересов
3)Чем отличались генералы друг от друга
- С какой целью писатель обратился к преувеличениям, неправдоподобным в изображении генералов? Каково отношение автора к персонажам? В чём оно выражается?
Б) портрет - характеристика мужика
1)изображение автором мужика: мужик – труженик, мастер на все руки
2) при виде мужика «негодованию генералов предела не было»
Какие чувства вызывает мужик у автора? (Чувствуется горькая усмешка: умный, сообразительный и ловкий, мужик покорно сносит капризы генералов и унижения от них) Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают? - Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется? Какой мужик? Найдите его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием использован? Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?
• Как автор относится к своим героям? • Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный : от лёгкой иронии до злой сатиры. Как смеётся автор над своими героями? (Сатирик смеётся по– разному. Генералы изображены автором со злой, откровенной иронией; порой он издевается над ними. К мужику отношение иное: он нарисован с симпатией, но вызывает горечь и недоумение. (Какова же цель сатиры Салтыкова – Щедрина? (разоблачить глупость, невежество, никчемность генералов) • Прямо ли об этом говорит писатель? Как называется такой прием? (иносказание) • Почему же сказка называется повестью? (В сказках высмеиваются пороки человека, сказки учат чему – то. А какие человеческие недостатки высмеивает сатирик в «Повести…?»
• Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (антитеза) • Как генералы относятся к мужику?
Какие чувства вызывает мужик у вас? 3.Составление сравнительной таблицы Генералы Неприспособленность к жизни Глупость Невежественность Тунеядство Несправедливость Жадность Пустота интересов Мужик Приспособленность Ловкость Находчивость Трудолюбие Талант Рабская покорность
4.Работа над анализом сказки
- Где начинается действие произведения? (В Петербурге).

Улица Подьяческая подьячий – на Руси XVI-начала XVIII века помощник
Дьяка, канцелярист.
Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.
- Почему так названа улица? (расположено много канцелярских учреждений).
- Кто герои произведения? (два генерала).
- Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин).
- Что мы узнаем о них в начале произведения? (работа с текстом). ( Служили генералы всю жизнь в какой – то регистратуре. В первой редакции сказки говорилось, что генералы служили в «инспекторском департаменте». В последней редакции читаем: «…в какой - то регистратуре»
- Почему писатель «понизил» ранг учреждения, в котором служили генералы, и вообще отправил их «за штат», т. е. на пенсию?- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?
(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).- Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).
- Какой остров считается необитаемым? (где нет людей) .- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте).
- Найдите в тексте моменты, где речь идет о сне? (сновидение, сон, ночные рубашки)
- Что такое сон? (Сон – пограничное состояние между жизнью и смертью).
Генералы пытаются уйти от реальной жизни – уснуть. Не получается.
- Почему? - О чем они думают?
Мысли о еде (поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?
- О чем пишут в газете? (Докажите текстом).
- Какой выход находят генералы из создавшегося положения?
(Найти мужика, текст).
- Кто такой мужик?
(зависимый крестьянин).
- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?
(работает на генералов, с ним тепло и уютно, он их одеяло).
- Где кульминация произведения? (нашли мужика).
- Где развязка? (возвращение в Петербург).
- Определите тип композиции? (кольцевая).
- Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?
(генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом)
- Выжили бы они без мужика? (нет)
- В Петербурге они жили своим трудом?
- В чем географическая особенность Петербурга?
(город на островах) Генералы всегда жили на острове. И в Петербурге они ведут паразитический образ жизни, а, очутившись на необитаемом острове, без прислуги, обнаружили повадки голодных, диких зверей, готовых съесть друг друга. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения.
Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика.
- Какими приемами сатиры пользуется автор?
Приемы сатиры
- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.
(Генерал не может сорвать яблока с дерева)
- Гипербола – преувеличение.
(Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)
- Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.
- Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.
(сцена остервенения генералов).
Исследовательская работа: Какие характерные сказочные приметы встречаются в повести?(традиционный зачин: «Жили да были», типичные присказки: по щучьему велению, по моему хотению и др., пословицы и поговорки.
В сказке писателя проглядываются приметы времени. Найдите их. ( Названия, связанные с топографией Санкт –Петербурга:Фонтанка, Большая Подьячая улица, Екатеринински канал. Место служения генералов, образ жизни.
- Близость сатиры Щедрина к произведениям народно – поэтической словесности заметно обнаруживается не в композиции или сюжете, а в художественной стилистике. Писателя привлекал в фольклоре прежде всего склад народной речи, образность языка.
Составление таблицы – работа в парах Черты народных сказок, использованных Салтыковым – Щедриным в «Повести…»
Элементы реальной жизни в сказке Беседа по таблице Составление кластера «Особенности сказки Салтыкова -Щедрина» Особенности сказки Салтыкова – Щедрина «для детей изрядного возраста» Использование черт народных сказок и элементов реальной жизни Гиперболизация, антитеза Иносказание Смешение стилей
5.Закрепление изученного. Тест.-Прием «верное – неверное утверждение» «Правда ли я?» Я утверждаю….. …что сказки Салтыкова – Щедрина написаны только для детей? …что в его сказках используется только разговорный стиль? …что Салтыков – Щедрин прямо указывает на недостатки героев? …что в сказках Салтыкова – Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни? …что в этих сказках используется добрый авторский смех?
6. Составление синквейна (коллективно) : какой смех у Щедрина? Смех обличительный, горький осуждает, поучает, разоблачает Он борется с недостатками. сатира 7.Итоги урока – поставить оценку урока.
Для М.Е. Салтыкова – Щедрина характерна чуткая восприимчивость к современности. В сказочной форме сатирик обличал не только устои общества, но и свойственные человечеству пороки. Писателя возмущало, что глупый и невежественный благодаря богатству и чинам становится подвластным хозяином, презирает тех, кто на него трудится и кормит. Более страшным было то, что трудолюбивый, умный и сильный мужик покорно сносил гнёт и издевательства.8.Домашнее задание: составить синквейнЗаключение
Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность предметом. Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье. Выпускники с большой благодарностью говорят о том, что получили необходимые навыки в школе и смогли успешно справиться с более серьезными научными исследованиями — курсовыми и дипломными работами.
Список использованной литературы
1. Московкина И. И. Урок-исследование. Специалист 1999, № 7
2. „Педагогическое творчество в школе“ (из опыта работы педагогов России), изд. НИИ школ МО », 2001
3. Материалы научно-практической конференции «Информационные технологии и модернизация образования», городской иформационно - диагностический центр, Казань, 2001
4. Резниченко И. Л. «Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе», Москва, «Просвещение», 2000
5. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Современный урок», изд. Учитель, 2005
7. Безрукова В. С. «Все о современном уроке: проблемы, решения», «Сентябрь», 2004
8.Ж.Н. Критарова. «Конспекты уроков для учителя литературы 7 класс», «Владос», Москва, 2001