ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10 классов (девочки) и КТП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10 классов (девочки)
Нормативные документы
Рабочая программа составлена в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" и  на основании авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2012).
Общая характеристика учебного предмета
Предметом обучения физической культуры в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
УМК
Для реализации программного содержания в учебном процессе используются следующие учебники:
Лях В.И. Физкультура: 10-11 кл. / В.И.Лях – М.: Просвещение, 2013
Цели и задачи учебного предмета
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач:
содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных  и кондиционных способностей.
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов.
Ценностные ориентиры содержания обучения
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе лежат идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
    Решая задачи физического воспитания, учитель ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.  Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2014-2015 учебный год на изучение физкультуры в 10 классе выделено по 3 часа в неделю, что составляет согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2014-2015 учебный год 102 час.
Планируемые результаты освоения
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и само - страховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья; подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях; активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Технологии преподавания предмета
Используются  современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
личностно-ориентированное и дифференцированное обучение -  применение  тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения  уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов  по плану на уроках легкой атлетики. Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения  по пройденным разделам программы.
Содержание программы
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)

1
Базовая часть
84

1.1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока

1.2
Легкая атлетика
21

1.3
Спортивные игры
21

1.4
Гимнастика с элементами акробатики
18

1.5
Лыжная подготовка
18

1.6
Плавание
6

2
Вариативная часть
18

2.1
Спортивные игры
9

2.2
Лыжная подготовка
6

2.3
Гимнастика с элементами акробатики
3

Итого:
102

ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ 10 КЛАССА
п/№
Вид программного материала
Кол-во
часов
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть

1
Основы знаний

В процессе урока

2
Легкая атлетика

21
10




11

3
Подвижные игры с элементами спортивных игр
30

17



13


4
Гимнастика с элементами акробатики
21

21




5
Плавание
6



3
3



6
Лыжная подготовка
24


2
22





Всего часов:
102
27
23
25
27


Тема и содержание урока, во время учебного процесса варьируется по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класса; на материально-техническую базу школы; на климатические условия (Приложение 1) и места проведения урока. Программа по физической культуре избегает учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходит за рамки Требований Государственного стандарта.
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
№п/п

Тема беседы
На каком
уроке

1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.

8.
9. 10

11

12

13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26

Техника безопасности во время занятий физической культурой
Питание и питьевой режим
Физическое совершенствование и формирование ЗОЖ
Средства и методы достижения духовного, нравственного и психологического благополучия
Самоконтроль с применением функциональной пробы, антропометрические измерения. Дневник самоконтроля
Каким должен быть пульсовой режим при выполнении физических упражнений
Особенности проведения закаливающих процедур в осеннее, весеннее, зимнее время
Предстартовое состояние, «второе дыхание»
Приглашение в Олимпийский мир
Тестирование двигательной подготовки. При помощи каких тестов определяется развитие силы, выносливости, быстроты
Различие объективных и субъективных приемов самоконтроля при выполнении физических упражнений
Влияние осанки на функционирование внутренних органов в покое и во время выполнения физических упражнений
Влияние физкул
·ьтуры на репродуктивную функцию человека
Что лежит в основе отказа от вредных привычек
Как правильно экипировать себя для 2-3-х дневного похода
Современные системы физических упражнений
Признаки утомления и переутомления? Меры по их предупреждению
Порядок составления комплекса утренней гимнастики
Какие виды спорта обеспечивают наибольший прирост в силе, быстроте, выносливости, гибкости
Воздействие физкультминуток на сердечно сосудистую систему
Профилактика близорукости, плоскостопия и простудных заболеваний
Двигательный режим
Основные формы занятий физической культурой
Звезды советского и российского спорта
Поведение в экстремальных ситуациях
Тренировочные нагрузки и контроль за ними па ЧСС
1,28,49,79
7,33,59,85
12,38,64,90

18,44,70,96

8,34,60,86

13,39,65,91

24,51,76,102
14,40,66,92
25,52,77

2,27,54,80

15,41,67,93

11,37,63,89
22,48,74,100
19,45,71,97
26,53,78
21,47,73,99
10,36,62,88
3,29,55,81

17,43,69,95
4,30,56,82
16,42,68,94
5,31,57,83
9,35,61,87
23,50,75,101
20,46,72,98
6,32,58,84
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/№
№ урока
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата






план
факт

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (10ч.)

1
1
ИОТ-018-01. Повторить низкий старт и стартовый разгон. Совершенствовать передачи мяча. Бег 3 мин

1







1.09










2
2
Содержание программы на первую четверть. Бег 30 м. Совершенствовать передачи мяча в волейболе. Бег 3 мин.
1
2.09


3
3
Прыжковые упражнения. Совершенствовать технику игровых приёмов. Бег на выносливость до 5 мин.
1
5.09


4
4
Беговые и прыжковые упражнения. КДП – прыжок в длину с места. Совершенствовать элементы спортигр. Бег до 7 мин.
1

8.09










5
5
Учёт бега на 100 м. Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега. Бег в медленном темпе до 9 мин.
1
9.09


6
6
Учить метанию гранаты с 4 – 5 шагов разбега. Совершенствовать прыжок в длину с разбега. Бег 9 мин в медленном темпе.
1
12.09


7
7
Учёт прыжка в длину с разбега. преодоление полосы препятствий. Медленный бег до 11мин.
1
15.09


















8
8
Полоса препятствий. Метание гранаты с разбега на дальность. Бег в медленном темпе 11 мин.
1
16.09


9
9
Полоса препятствий. Учёт техники в метании гранаты с разбега на дальность. Бег в медленном темпе 13 мин.
1
19.09


10
10
Полоса препятствий. Учёт в беге на 800 м. ОРУ в парах на сопротивление.
1

22.09


СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (17ч.)

11
1
ИОТ-021-01.
1
23.09


12
2
Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
1
26.09


13
3
Варианты ведения без сопротивления и с сопротивлением защитника
1
29.09


14
4
Варианты бросков без сопротивления и с сопротивлением защитника
1
30.09


15
5
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват)
1
3.10


16
6
Комбинации из изученных элементов техники перемещений и владений мячом
1
6.10


17
7
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

1
7.10


18
8
Учебная игра в баскетбол
Игра в баскетбол по правилам

1
10. 10


19
9
Верхняя и нижняя передачи мяча в парах через сетку

1
13. 10


20
10
Прием мяча отраженного от сетки
1
14. 10


21
11
Варианты техники приема и передач мяча
1
17. 10


22
12
Варианты подач мяча
1
20. 10


23
13
Варианты нападающего удара через сетку
1
21.10


24
14
Варианты блокирования (одиночное и вдвоем) страховка
1
24.10


25
15
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите
1
27.10


26
16
Учебная игра в волейбол
1
28.10


27
17
Игра в волейбол по правилам
1
31.10


ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ (21ч.)

28
1
ИОТ-017-01.
1
10.11


29
2
Сед углом
1
11.11


30
3
Лазанье по канату на скорость.
1
14.11


31
4
Толчком ног подъем в упор на в/ж
1
17.11


32
5
Упражнения в равновесии
1
18.11


33
6
Элементы акробатики изученные в предыдущих классах
1
21.11


34
7
Равновесие на в/ж, упор присев на одной ноге, махом соскок
1
24.11


35
8
Упражнения в равновесии
1
25.11


36
9
Лазанье по двум канатам
1
28.11


37
10
Упражнения на брусьях
1
1.12


38
11
Акробатическая комбинация
1
2.12


39
12
Упражнения в равновесии
1
5.12


40
13
Упражнения на брусьях
1
8.12


41
14
Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой
1
9.12


42
15
Упражнения в равновесии
1
12.12


43
16
Акробатическая комбинация - учет
1
15.12


44
17
Опорный прыжок
1
16.12


45
18
Упражнения в равновесии
1
19.12


46
19
Опорный прыжок
1
22.12


47
20
Комбинация из ранее изученных элементов
1
23.12


48
21
Комбинация из ранее изученных элементов на гимнастическом бревне
1
26.12


ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЛАВАНИЕ (24/6ч)

49
1
ИОТ-019-01
1
29.12


50
2
Скользящий шаг без палок и с палками
1
30.12


51
3
Попеременный двухшажный ход
1
12.01


52
4
Подъем в гору скользящим шагом
1
13.01


53
5
Одновременные ходы. Эстафеты
1
16.01


54
6
Повороты переступанием в движении
1
19.01


55
7
Передвижение коньковым ходом.
1
20.01


56
8
Попеременные ходы. Эстафеты
1
23.01


57
9
Торможение и поворот упором
1
26.01


58
10
Переход с одновременных ходов на попеременные
1
27.01


59
11
Преодоление подъемов и препятствий
1
30.01


60
12
Переход с одновременных ходов на попеременные
1
2.02


61
13
Преодоление подъемов и препятствий
1
3.02


62
14
Прохождение дистанции до 5км
1
6.02


63
15
Передвижение коньковым ходом.
1
9.02


64
16
Повороты переступанием в движении.
1
10.02


65
17
Переход с одновременных ходов на попеременные ходы
1
13.02


66
18
Преодоление подъемов и препятствий
1
16.02


67
19
Переход с попеременных ходов на одновременные ходы
1
17.02


68
20
Прохождение дистанции до 5км
1
20.02


69
21
Передвижение коньковым ходом.
1
24.02


70
22
Переход с одновременных ходов на попеременные ходы
1
27.02


71
23
Передвижение коньковым ходом.
1
2.03


72
24
Преодоление контруклонов. Эстафеты
1
3.03


73
25
Техника безопасности при занятиях плаванием в открытых водоемах и в бассейне.
1
6.03


74
26
Правила плавания в открытом водоеме. Доврачебная помощь пострадавшему.
1
10.03


75
27
Специально подготовительные. общеразвивающие и подводящие упражнения на суше.
1
13.03


76
28
Плавание на боку, брасом, на спине.
1
23.03


77
29
Основы методики и организации занятий с младшими школьниками.
1
24.03


78
30
Упражнения по совершенствованию техники плавания и развитию двигательных способностей.
1
27.03


СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (13ч.)

79
1
ИОТ-021-01. Варианты ловли и передач с сопротивлением защитника.
1
30.03


80
2
Варианты ведения мяча с сопротивлением защитника
1
31.03


81
3
Варианты бросков мяча с сопротивлением защитника.
1
3.04


82
4
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.
1
6.04


83
5
Учебная игра в баскетбол
1
7.04


84
6
Игра в баскетбол по правилам
1
10.04


85
7
Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах
1
13.04


86
8
Варианты техники приема и передач мяча
1
14.04


87
9
Варианты подач в волейболе.
1
17.04


88
10
Варианты нападающего удара через сетку.
1
20.04


89
11
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.
1
21.04


90
12
Игра по упрощенным правилам
1
24.04


91
13
Учебная игра в волейбол
1
27.04


ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (14ч.)

92
1
ИОТ-018-01. Упражнения в парах на гибкость и сопротивление. Беговые упражнения.
1
28.04


93
2
Бег с ускорениями по 20-30 м 2-3 раза.
Бег 60 м.
1
5.05


94
3
Беговые упражнения, прыжковые упражнения.
1
8.05


95
4
Бег 100м – учёт. Бег с переменной скоростью 2 мин.
1
12.05


96
5
Беговые и прыжковые упражнения. Совершенствование и учёт разбега и техники прыжка в длину.
1
15.05


97
6
Совершенствование техники метания гранаты на дальность с разбега в 5-7 шагов. Бег до 8-9 мин.
1
18.05


98
7
Учёт техники метания гранаты на дальность с разбега в 5-7 шагов. Бег до 8-9 мин.
1
19.05


99
8
Беговые и прыжковые упражнения.
Метание гранаты 500 гр
1
22.05


100
9
Медленный бег до 25 мин.
1
25.05


101
10
Бег 1500м
1
26.05


102
11
Игры – эстафеты. Итоги за год.
1
29.05































(Приложение 1)

п/п
Темы при изменении климатических условий
Кол-во часов
Дата
Примечания

1
Техника безопасности во время занятий спортивными играми.
1



2
Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
1



3
Варианты ведения без сопротивления и с сопротивлением защитника
1



4
Варианты бросков без сопротивления и с сопротивлением защитника
1



5
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват)
1



6
Комбинации из изученных элементов техники перемещений и владений мячом
1



7
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите
1



8
Учебная игра в баскетбол
Игра в баскетбол по правилам
1



9
Верхняя и нижняя передачи мяча в парах через сетку
1



10
Прием мяча отраженного от сетки
1



11
Варианты техники приема и передач мяча
1



12
Варианты подач мяча
1



13
Варианты нападающего удара через сетку
1



14
Варианты блокирования (одиночное и вдвоем) страховка
1



15
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите
1



16
Варианты ловли и передач с сопротивлением защитника.
1



17
Варианты ведения мяча с сопротивлением защитника
1



18
Варианты бросков мяча с сопротивлением защитника.
1



19
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.
1



20
Учебная игра в баскетбол
1



21
Игра в баскетбол по правилам
1



22
Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах
1



23
Варианты техники приема и передач мяча
1



24
Варианты подач в волейболе.
1