Урок по биологии 5 класс на тему:«Бактерии: строение и жизнедеятельность»


Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Джанакпаева Руфина АзатовнаМесто работы: МБОУ Наримановского района «СОШ №8»
Предмет: биология.
Класс: 5
Учебник: Пономорев
Теме урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность
Тип урока: комбинированный
Целевые установки для достижения результата:
-личностные:
. Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
- метапредметные:
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Выдвигают простейшие гипотезы;
Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
Работают с информацией и преобразуют её;
Находят причинно-следственные связи;
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
- предметные:
Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
Формы организации работы: наглядные, практические, словесные, проблемно-поисковые.
Оборудования: проектор, экран, компьютер.
Технологическая карта.
Этапы урока Деятельность ученика Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приводит к достижению планируемых результатов. Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент Осуществляют самопроверку готовности к уроку. Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. Изучение нового материала. Определяют тему урока, участвуют в постановке познавательной цели урока. Сообщение, что урок будет посвящен организмам, которые ни на что не похожи, ни на растения, ни на животных. Но они живые и сопровождают нас повсюду, без них невозможна жизнь на земле, они приносят человеку, как пользу, так и вред. Ученые для них специально создали отдельное царство.
Подводит учащихся к формулированию темы урока http://ppt4web.ru/biologija/bakterii1.html
Кто озвучит тему урока? Как называются эти организмы?
Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы? Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств, имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности, приводят примеры значения бактерий в природе и в жизни человека, меры профилактики бактериальных инфекций. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли и идеи в устной форме.
Учебно- познавательная деятельность Делают выводы о малом размере бактерий. Делают выводы об одноклеточности бактерий. Осуществляют сравнение организмов, выделяют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, приводят поиски способа его преодоления. Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос. Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском пути их решения.Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?
Какие организмы, изображенных на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему?
. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему?
Познавательные: формирование проблемы, поиск путей решения, информационный поиск, анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение, построение речевых высказываний.
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка и самооценка.
Коммуникативные: участие в совместной деятельности, изложение собственных мыслей.Личностные: ответственное отношение к выполнению учебных задач, готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма, уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Первичное закрепление Выполняют задания в рабочих тетрадях, осуществляют проверку и оценивание друг друга. Организует первичное закрепление: дает задание 64, с.34 рабочей тетради.
Проработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради.
Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке? Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, поставь оценку.
Слайд 5. Открытие нового Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают в группе. Предлагает учащимся посмотреть видео. После чего задает вопросы и задания с выявления особенностей жизнедеятельности бактерий. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение. Дает учащимся выполнить задание №67, с.34 и проверить выполнение у своего соседа. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/092a195d-8169-4862-88cf-44b8fada21b0/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_02%5D.swf какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают в группе. Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку. Делают вывод об огромной роли бактерий. Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос. Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры. Можно ли на земле обойтись без бактерий. Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительное значение бактерий в природе, 2 группа – пользы бактерий для человека, 3 группа- вреда бактерий для человека. Высказывают предположение о питании бактерий. Обсуждают в группе. Делают вывод о разнообразных способах питания бактерий. Предлагает посмотреть слайд №6 и сделать предположение о питании бактерий. Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока. Учащиеся разгадывают кроссворд. Для закрепления учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд. http://learningapps.org/display?v=pop1c2ts501 Вернемся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Оцените свое настроение на оценочном листе. Регулятивные: участие в подведении итогов урока, самооценка.
Домашнее задание: Параграф 11, вопросы на с. 63 (у), задания р.т. №68-72, не менее 3-х по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей.
Оценочный лист к уроку
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Задания Баллы Критерии оценки
Задание № 64 3 балла – правильно названы 3 особенности строения.
2 балла – правильно названы 2 особенности строения.
1 балл – правильно названа 1 особенность строения.
0 баллов – задание не выполнено.
Задание № 65 3 балла – правильно названы 3 части бактериальной клетки.
2 балла – правильно названы 2 части бактериальной клетки.
1 балл – правильно названа 1 часть бактериальной клетки.
0 баллов – задание не выполнено.
Задание № 67 2 балла – правильно назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика.
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания.
0 баллов – задание не выполнено.
Задание № 66 2 балла – правильные ответы на два вопроса задания.
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания.
0 баллов – задание не выполнено.
Работа с дополнительной информацией 2 балла – задание выполнено полностью и правильно, активное участие в работе группы.
1 балл – задание выполнено не полностью, активное участие в работе группы.
0 баллов – задание не выполнено или в работе группы не участвовал.
Итого Максимальный балл – 12.
Оценка за работу на уроке 10 – 12 баллов – оценка 5.
8 – 9 баллов – оценка 4.
5 – 7 баллов – оценка 3.
Меньше 5 баллов – оценка 2.
Оцени свое настроение на уроке
(поставь галочку)