Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка как способ предотвращения проблем социализации в школьном коллективе.


Н.А. Грушко
педагог-психолог
МБОУ «Гимназия №11
г. Ельца»
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка как способ предотвращения проблем социализации в школьном коллективе.
Социализация достаточно сложный и не во всем контролируемый процесс, т.к. он происходит независимо от нашего желания. Весь процесс социализации можно поделить на 2 направления: целенаправленный (воспитание в семье, в школе, кружки и секции допобразования) и стихийный (СМИ, дворовые компании, которые оказывают сильное влияние на формирование личности и практически не поддаются воздействию). Мы не можем оградить ребенка от стихийного влияния, но в наши силах свести его к минимуму. Сделать это можно с помощью правильно выбранной стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Под социализацией понимается процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни.
Институтов социализации детей и подростков достаточно много: семья, детский сад, школа, группа сверстников, учреждения допобразования. Каждый из них имеет значительное влияние на становление мировоззрения ребенка. Но все же школе в этом ряду отводится особое место. Она является одним из основных институтов социализации ребенка, который осуществляет свое влияние на протяжении многих школьных лет жизни. Школа доминирует в воспитании ребенка в процессе его социализации. Ее влияние постепенно дополняется семьей, влиянием друзей, сверстников и другими социальными институтами. Тем не менее, нельзя уменьшить значение школы, как основного института социализации. Да и педагоги на протяжении многих лет являются для ученика значимыми взрослыми, способными оказывать непосредственное влияние на их жизнь. То, что ребенок приобретает в школе, он сохраняет в течение всей своей жизни; в школе он формируется как личность.
Успешность социализации ребенка зависит от системы организации психолого-педагогической помощи в школе.
Воспитательная система нашей гимназии предполагает осуществление социально-педагогической поддержки детей через своевременное выявление и решение личных, учебных, возрастных проблем обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение - это одна из составляющих этого процесса. Мы наработали свой опыт организации помощи обучающимся, который представлен в следующей схеме.
Структура организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся гимназии.
Вновь прибывшие учащиеся.
Запрос педагога, родителей
Изучение контингента обучающихся 1,5,8,10 кл.

Ученик


Диагностика обучающихся.

Выявление детской проблематики.

Определение путей коррекции и развития


Консультативная деятельность
Коррекционно-разви
вающая деятельность


групповая
индивидуальная
С учителями
С родителями

Итоговая диагностика


Принятие дальнейших решений.

Центральной фигурой в нашей структуре является ребенок. В рамках реализации психолого-педагогической поддержки предполагается сбор информации о психологическом здоровье обучающегося. Сюда мы включаем изучение контингента учащихся 1, 5, 8, 10 классов (т.к. это основные переходные этапы школьной жизни) и, так называемые, особые случаи как-то запрос педагога или родителя, либо появление нового учащегося в классе.
Изучив результаты диагностики мы выделяем круг детей, имеющих проблемы в той или иной сфере. На следующем этапе определяются пути коррекции и развития. Далее работа проводится в двух направлениях: с детьми (групповая и индивидуальная) и со взрослыми (консультации педагогов и родителей). Проведение коррекционных мероприятий, которые сопровождаются промежуточной диагностикой, могут занимать достаточно длительный период времени (от 3 месяцев и более). По завершении коррекционной работы проводится итоговая диагностика с анализом результатов и достижений обучающихся. После чего принимается решение о дальнейших действиях: либо продолжение коррекции со сменой методов, либо посткоррекционное ведение учащихся, которое мы считаем необходимым, т.к. дальнейшее наблюдение помогает избежать возникновение идентичных проблем и сохранить результаты работы.
Для фиксирования промежуточных результатов коррекционных мероприятий нами разработаны различные формы ведения документации: индивидуальная психолого-педагогическая карта (заполняется на каждого обучающегося), проблемная карта (заводится на обучающихся с проблемами в развитии), индивидуальный план коррекции (для обучающихся, нуждающихся в коррекции). Эти документы составляются и ведутся классными руководителями совместно с психологом. Все виды деятельности, планируемые нами, прописываются в индивидуальном плане коррекции ребенка, где место для работы отводится как психологу, так и соцпедагогу, классным руководителям, учителям-предметникам. Проблемная карта, или по другому - «дневник наблюдения за ребенком», отражают содержание работы классного руководителя и психолога с проблемой ученика, фиксируют результаты и изменения в ходе нее. Чаще всего в процессе обучения, у детей возникают проблемы следующего характера:
личностные - повышенная тревожность, страхи, акцентуации характера;
поведенческие – нарушение правил и норм поведения в школе, девиантость;
коммуникативные – нарушения в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми;
учебные – трудности в усвоении программного материала, недоразвитие познавательных процессов, влекущее за собой отставание в обучении.
За время нашей практики мы применяли много различных методов разрешения проблем ребенка. Наиболее эффективным показал себя социально-активный метод воспитания и обучения. Он представлен в форме часов общения, групповых занятий, включающих в себя приемы арт-терапии, элементы коммуникативных тренингов. В настоящее время в гимназии идет активное освоение этих методов классными руководителями 1-11 классов.
Таким образом, выстроенная в гимназии система психолого-педагогического сопровождения ребенка дает нам возможность контролировать путь развития и социализации каждого обучающегося. А при обнаружении проблем мы имеем возможность вовремя среагировать на отклоняющееся поведение.
Анализ динамики воспитательной работы гимназии в направлении психолого-педагогической поддержки ребенка и наблюдения последних 5 лет показали картину стойкого снижения числа проблемных детей. Результаты представлены в диаграмме 1.
Диаграмма SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Учащиеся с проблемами в развитии.
Вместе с тем интересен тот факт, что уменьшение процента детей с проблемами в развитии совпало со временем разработки и внедрения в практику работы гимназии инновационных методов образования и воспитания. Такие выводы мы сделали на основании результатов изучения межличностных отношений в классах (повышение статуса ребенка), уровня личностной тревожности (результаты диагностики) в классах, где проводилась коррекционная работы с использованием инновационных методик.
Снижение количества детской проблематики в целом по гимназии и в частности по классам – это личный рост и достижение каждого ребенка, которые облегчают его адаптацию в социуме гимназии. Если дети перестают испытывать какие-либо трудности, то улучшается их взаимодействие с окружающими, они охотнее и легче воспринимают и усваивают информацию, быстрее адаптируются. Все это ведет к улучшению психологического климата в классах и в школе в целом. Дети чувствуют себя комфортнее и дальнейший процесс социализации протекает без проблем.