ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ». 5 КЛАСС


Екатерина Борисовна Самсонова,
учитель биологии первой квалификационной категории
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ».
5 КЛАСС
Цель: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательный аспект: представлений о бактериях как живых организмах, принадлежащих к отдельному царству живой природы.
Развивающий аспект: развивать умения устанавливать причинно–следственные связи, сравнивать, выделять существенные признаки объекта, развивать умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал, развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательный аспект: способствовать развитию коммуникативных способностей при работе в парах, способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, чувство ценности интеллектуального труда.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
Формирование у обучающихся знаний об особенностях прокариот на примере бактерий;
Формирование понятий: бактерии – особое царство живых организмов, бактерии – микроскопические одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра;
Формирование умений классифицировать бактерий по формам, условиям жизни;
Выявление особенностей жизнедеятельности бактерий (питания, размножения, переживания неблагоприятных условий);
Устанавливать значение бактерий для жизни на Земле.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД:
Умение структурировать знания;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
Умение проводить биологическое моделирование;
Владение навыками смыслового чтения как осмысления цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Умение проводить наблюдение и делать соответствующие выводы;
Умение обобщать полученную информацию.
Регулятивные УУД:
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
Выполнение учебных заданий в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные
Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология обучения в сотрудничестве, технология критического мышления, информационно-коммуникационная технология.
Основные понятия: бактериология, микроорганизмы, сапротрофы, паразиты, симбионты, анаэробы, аэробы, спора, прокариоты.Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, наглядный, моделирование, исследовательский.
Оборудование: препарат «Бифидумбактерин», микроскоп, набор стаканов, пластилин, компьютер, проектор, интерактивная доска, набор цветных маркеров, таблицы «Бактерии», мультимедийная презентация «Общая характеристика бактерий и их значение в природе и жизни человека», вырезанные из бумаги фигурки фруктов (груши, яблоки, персики, сливы).СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Актуализация знаний
«Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания» Антони ван Левенгук
На слайде информация.
Внимание! Получено важное сообщение! Разыскиваются крошечные, невидимые простым глазом существа. Разрушают скалы и древесину, заквашивают капусту и способствуют образованию залежей полезных ископаемых, помогают животным переваривать пищу, вызывают болезни и от болезней защищают. Обитают в полярных льдах, знойных пустынях, в почве и толще скал, в водоёмах и телах живых организмов, их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации.
- Что можно сказать об этих существах из полученного описания?
- С помощью маркера изобразите, как вы их себе представляете.
- Итак, что является объектом исследования на сегодняшнем уроке?
- Попробуем составить портрет бактерии сегодня на уроке.
- Отсюда, тема урока: «Общая характеристика бактерий и их значение в природе и жизни человека». Слушают учителя
участвуют в дискуссии
рисуют ассоциации
формулируют тему и цель урока
Личностные УУД: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию.
Регулятивные УУД:
определение цели и задач урока, критериев изучения бактерий.
Познавательные УУД: работа с источником информации.
2 . Создание проблемной ситуации.
Обучающимся предлагает вопросы: КАК? КТО? ЧТО? ГДЕ? КАКИЕ? ЧЕМ? для составления портрета бактерии.
Информация к размышлению: (на слайде портрет Э. Кох). Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма, преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лёгкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулёза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? - Какая связь данной информации с сегодняшней темой урока? (на слайде –портрет Левенгука). В 1673 году Левенгук первым из людей увидел микробов. Он рассматривал в микроскоп все, что попадалось на глаза: кусочек мяса, каплю дождевой воды или сенного настоя, хвостик головастика, глаз мухи, сероватый налет со своих зубов и т. п. В зубном налете, в капле воды и многих других жидкостях он увидел несметное множество живых существ. Они имели вид и палочек, и спиралей, и шариков. Иногда эти существа обладали причудливыми отростками или ресничками. Многие из них быстро двигались. Именно о них он сказал: «Сколько чудес в себе таят эти крохотные создания». 4. Немного истории. - 1828 год Христиан Эренберг ввёл в употребление название «бактерии». - 1850 год Луи Пастер разработал способы защиты от микробов – пастеризацию, вакцинацию, прививки. -1905 год Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни, за что он был удостоен Нобелевской премии. Новая эпоха в изучении строения бактерий началась после изобретения электронного микроскопа. - Бактерии изучает наука бактериология, которая является одним из разделов микробиологии. «На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов..» (см.эпиграф). Посмотрите на фото, как они красивы как цветы…
Формулировка проблем:
- Можно ли бактерии отнести к Царству Растения, или их выделяют в отдельное Царство?
- Является ли эта группа организмов процветающей?
Если это так, то нам предстоит это доказать.
Слушают учителя
Высказывают мнение, что подарком был микроскоп и предполагают, что бактерии можно увидеть с помощью микроскопа
Слушают учителя
Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать строение и процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения. Познавательные УУД: нахождение признаков отличия объектов, работа с информационными текстами, объяснение значения новых терминов, сравнение и выделение признаков, умение использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД: групповая работа по обсуждению информации,
умение слушать товарища и обосновывать свое мнение,
выражать свои мысли и идеи.
3. Целеполагание
Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, ответы фиксирует на доске в виде схемы:
? - Где обитают бактерии?
- Какую имеют форму?
- Какое имеют строение?
- Когда и как размножаются?
- Как питаются?
- Приносят пользу или
вред?
Предлагает обучающимся определить способы решения учебной проблемы и поиска новых знаний, обобщает мнения.
Высказывают свои мнения, заполняют схему.
Высказывают предположения. Познавательные УУД: выдвижение гипотезы и ее обоснование, построение логической цепи рассуждений, структурирование знаний, поиск и выделение информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД: планирование (составление плана и последовательности действий), целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно).
Планирование
Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта.
Раздает инструкции к групповой работе. Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция
Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
Прочитайте текст учебника.
Составьте план текста.
Ответьте на вопросы, предложенные группе
I-я группа: Выясняет, в каких средах обитают бактерии и с чем связаны их названия;
II-я группа: Выясняет, как устроены бактерии и чем их клетки отличаются от клеток растений;
III-я группа: Выясняет способы питания бактерий;
IV-я группа: Выясняет, какие условия благоприятны для бактерий, а какие нет;
V-я группа: Выясняет, как размножаются бактерии.
VI –я группа: выясняет значение бактерий в природе и жизни человека.
Познавательные УУД:
умение составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях.
Коммуникативные УУД:
работают в парах, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Регулятивные УУД: ориентируются в тексте учебника, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Открытие нового знания
Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.
Проводит рефлексию деятельности в группах:
- Сформулируйте цель, стоявшую перед вами.
- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
- Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.
Обсуждает с обучающимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение.
Рефлексия деятельности в группе.
Обучающиеся выстраивают графический портрет бактерий по методу «Фишбоун».
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение второстепенной информации.Коммуникативные УУД:
аргументация своего мнения, учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.
Регулятивные УУД:
формулировка ответа, применяя полученные знания.
Физкультминутка Показ упражнений, контроль за выполнением команд. Выполняют физические упражнения. Применение нового знания Предлагает выполнить задания. Закончите предложения.
1). Организмы, имеющие ядро с ядерной оболочкой… 2). Клетки организмов, не имеющих хлорофилл… 3). Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ… 4). Безъядерные организмы … 5). Бактерии, в клетках которых находится хлорофилл… После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу (правильные ответы выводятся на экран).
Выполняют задание в парах и затем обсуждают.
Познавательные УУД: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях, умеют извлечь существенную информацию из разных источников.
Коммуникативные УУД: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям.
Регулятивные УУД: формирование действий целеполагания (постановка целей и задач своей работы, подведение итогов).Подведение итогов
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?
2. Формулировка выводов:
Бактерии выделяют в отдельное Царство по строению, способам питания, процессам жизнедеятельности.
Это одноклеточные микроскопические организмы, не имеющие в клетке чётко оформленного ядра.
Их объединяют в надцарство Прокариоты (доядерные).
- Проблема, в какое Царство отнести Бактерии, решена –> в Царство Бактерии.
- Почему бактерии процветающая группа организмов? (они широко распространены, высокая скорость размножения, занимают все среды жизни).
- Чем обусловлено широкое распространение бактерий в природе? (простое строение, способность переживать неблагоприятные условия, снижая процессы жизнедеятельности и образуя споры).
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, определяют степень своего продвижения к цели, формулируют выводы. Личностные УУД:
смыслообразование, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальный и личностных ценностей, обеспечивающее личностно-моральный выбор).Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Контроль, коррекция, оценка действий партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: контроль (в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном и целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Рефлексия
1. Оценивает работу обучающихся.
На доске прикреплен лист ватмана, на котором нарисовано дерево, Каждый обучающийся выбирает листочек определенного цвета, отражающий его активность на уроке (красный, желтый, зеленый).
Красный – я активен и уверен в себе;
Желтый – я чувствовал себя неуверенно, работал мало;
Зеленый – у меня возникло много вопросов. Мне есть над чем поработать дома…. Оценивают свою работу на уроке. Задают вопросы учителю.
Личностные УУД:
самооценка на основе критерия успешности,
адекватное понимание
причин успеха/
неуспеха в учебнойдеятельности, следование
в поведении моральнымнормам и этическим
требованиям.
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
контроль, коррекция, оценка действий партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, использование
критериев для обоснования
своего суждения, планирование учебного
сотрудничества.
Информация о домашнем задании П. 11 с.60-62 С.63 упр 8,10
Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, какой вклад в развитие микробиологии внесли Л. Пастер и Д. Сущинский?
Предложите области применения светящихся бактерий.
Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие мусорные куры? Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие вопросы.