Выступление по теме: Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Тема: Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача « научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В образовательном стандарте 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий. ФГОС нового поколения выдвигает требования к формированию у обучающихся метапредметного результата - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться»

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Что означает понятие «универсальные учебные действия»?
В широком значении – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться). Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3)учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Слайд
Планируемые результаты состоят из трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные.
Предметные:
- формирование основ системы научных знаний;
- опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания;
Личностные действия:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Нравственно-этическая ориентация.
Слайд – Что дают нам универсальные учебные действия?
Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
Создают условия для развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Подробнее я остановлюсь на метапредметных результатах или УУД.
Слайд
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
Целеполагание – постановка учебной задачи
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Прогнозирование –предвосхищение результата
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ д.
Оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий
Слайд
Познавательные универсальные действия включают:
самост. выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необх. информ., применение методов информац. поиска в т.ч. с пом. компьютера, структурирование знаний, выбор эффект. способа решения, рефлексия, постановка и формулирование проблемы, моделирование.
Логические – анализ, синтез, классификация, выведение следствий, рассуждения, доказательство, установление прич.-следст. связей, выдвижение гипотез
Постановка и решение проблемы – формулирование, самост. создание способов решения проблемы
Слайд
Коммуникативные действия:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы)
Постановка вопросов (поиск и сбор информ.)
Разрешение конфликтов (выявление проблем, поиск способов разрешения конфликтов)
Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)
Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
Представляя свой педагогический опыт я хочу вас познакомить с некоторым материалом формирования УУД на уроках русского языка в 1 классе по программам и учебникам прошедшим экспертизу ФГОС.
Слайд
1. Упражнение №4 с. 15 в рабочей тетради
В ходе выполнения этого упражнения учащиеся научатся различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию – это предметные результаты к которым мы стремимся, оценивать деятельность по критериям выработанным в классе. – это формирование регулятивных учебных действий. Эта работа осуществляется в паре, происходит разделение обязанностей: 1 ученик записывает слова отвечающие на вопрос кто?, 2 ученик записывает слова отвечающие на вопрос что? Затем происходит взаимопроверка.
Слайд
2. При выполнении задания с.24 учебника происходит усвоение знаний о собственных именах существительных , их правописании – это предметные результаты, учащиеся учатся проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства, происходит формирование регулятивных и познавательных УУД.
Слайд
3 При знакомстве с новым словарным словом происходит осуществление анализа этикетных слов и определение ситуаций, в которых они могут быть использованы происходит формирование познавательных, коммуникативных и личностных УУД.
Формировать УУД у обучающихся нужно планомерно, выстраивая этот процесс от урока к уроку. Стихийность развития универсальных учебных действий будет находить отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части обучающихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации.
Поэтому учителю необходимо владеть технологиями формирования УУД. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он сможет начать делать первые уверенные шаги в новых условиях внедрения
новых стандартов школьного образования и формирования УУД.

15