Оценивание учебных достижений учащихся при использовании


Оценивание учебных достижений учащихся при использовании
групповой формы работы
При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам процесс, потому что умение работать в группе - важная компетенция, которую нужно формировать у учащихся, и, следовательно, создавать условия для ее формирования.
Формативное оценивание в данном: случае становится частью процесса обучения/ учения, потому что групповая работа предполагает обсуждение, постановку вопросов, предоставление обратной связи. Учителю важно помнить, что оценивание групповой работы не может и не должно сводиться к обязательному выставлению отметки.
Оценивание работы групп имеет несколько направлений;
оценка деятельности каждой группы учителем;
оценка деятельности некоторых учащихся учителем;
самооценивание/взаимооценивание, совместное оценивание групповой работы учителеми учащимися.
Для организации групповой работы требуется выполнение ряда условий, которые учитель должен с самого начала объяснить учащимся:
1 Сообщение цели групповой работы и ее соответствие обучающим целям: изучаемой темы, 1 Определение критериев оценки задания (для оценки процесса работы в группе и оценки результата работы группы).
Сообщение о том, кто будет осуществлять оценивание (сам учитель; учитель совместнос учащимися; только учащиеся; специальное жюри).
Определение сроков и формы предоставления работы группы (если группа формируетсяна выполнение долгосрочного, более одного урока, задания).
Сообщение о принципах оценивания:
обязательное оценивание индивидуального вклада в работу группы (если таковой будетоцениваться);
оценивание работы группы в целом (один за всех - все за одного, если таковая будетоцениваться).
В случае, когда учитель запланировал выставление отметок за групповую работ)7, не рекомендуется ставить разные отметки за работу группы, так как это противоречит концепции групповой работы. Но даже в таком случае учителю следует понять выдающуюся работу группы и обсуждать уклонение некоторых учащихся от работы в группе. Особенно это удобно делать, когда участники группы имеют четко определенные обязанности.
Оценивание работы групп
Учитель разрабатывает форму наблюдения (примерная форма представлена в таблице), обсуждает и утверждает её с учащимся (рекомендуется использовать форму «Оценивание работы групп» на протяжении продолжительного периода времени: четверти, полугодия).
Номер группы Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей) Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать) Раскрытие материала, задания, темы Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения Общий
балл
I + + 4- + + + II + + III + - 4- + „ 4- IV - - 4- + + + + V После оглашения задания учитель ведет наблюдение за деятельностью групп и заполняет форму. В процессе выполнения задания учитель заполняет первые два столбца - «Сотрудничество в группе» и «Поведение». На этапе, когда группы представляют свои работы, учитель дополняет колонку «Поведение» и заполняет следующие две колонки - «Раскрытие материала» и «Умение слушать и задавать вопросы» (каждая группа на каждом этапе может получить несколько плюсов или минусов). Далее следует этап подведения итогов работы групп и обсуждения полученных результатов. На этом этапе учитель может1 задать учащимся следующие вопросы:
Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы?
С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания? Как можно их преодолеть?
В ходе ответов на первый вопрос учитель совместно с учащимися отмечает достоинства в работе каждой группы и может представить общие результаты оценочной работы.
Второй вопрос позволяет обратить внимание учащихся на возникшие проблемы и совместно определить пути их преодоления.
Полученные результаты групповой работы позволяют учителю принять определенное решение:
в случае, когда результаты положительные, он принимает решение продолжить изучениетемы;
в случае, когда результаты невысокие, он должен предложить ученикам выполнить дополнительные задания, упражнения или использовать другие методы обучения с целью более глубокого освоения темы.
Оценивание индивидуальной деятельности ученика
а) При групповой форме работы учитель может осуществлять оценку достижений отдельных учащихся. Для этого он использует форму «Оценивание вклада отдельного учащегося при групповой работе» (таблица ).
Учитель предварительно (до урока) намечает, кого он собирается оценивать (2-6 учащихся).
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
ФИО учеников 1. Саша 2. Ира 3.Егор 4. 5. 6.
Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности + + 4- Предлагает идеи - - + Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) + - + Помогает участникам группы 4- ++ Внимательно слушает и задает вопросы + Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) ++ - Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании + Общий балл — ..... — ~ — Учитель наблюдет за ходом выполнения задания в группах, особенно внимательно следит за деятельностью отобранных учащихся и делает отметки в форме. По итогам выполнения работы представляет учащимся результаты наблюдения, обязательно предоставляет обратную связь каждому выбранному учащемуся и при необходимости может выставить отметки,
б) Учитель может провести оценивание деятельности и результативности работы некоторых учащихся с использованием взаимооценивания. Для этого учитель просит учащихся оценить вклад друг друга в работу группы. При выполнении этой работы необходимо обратить внимание учащихся на критерии оценки.
ЭТО ВАЖНО!
При использовании групповой формы обучения учитель должен с самого начала этой деятельности объяснить учащимся: итоговая отметка будет отражать индивидуальные учебные достижения ученика.
Самооценивание при групповой форме работы.
Вовлечение учащегося в процесс оценивания позволяет ему стать равноправным партнером учителя в процессе оценивания и, соответственно, нести ответственность за свое обучение.
В некоторых случаях при использовании групповой формы обучения ученику необходимо дать возможность самому оценить свои учебные достижения. Для этого используется форма самооценивания, которую учащемуся предлагается заполнить самостоятельно после окончания групповой работы.
С помощью информации, полученной посредством наблюдения и общения с учащимися, учителя могут проанализировать уровень развития навыков работы в группе, качество усвоения учебного материала и запланировать дальнейшие шаги по улучшению качества учебных
достижений учащихся.
В результате использования различных форм оценивания групповой работы учитель может научить учащихся:
оценивать процесс работы в группе;
определять сильные и слабые стороны подготовленной работы с использованиеммеханизма самооценки.
Пример оценивания учебных достижений учащихся при использовании групповой формы работы
Рейтинговая оценка проекта
Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта учащегося.
Критерии оценки Самооценка Оценка педагога Оценка одноклассников
1. Достигнутый результат
(из 15 баллов)      
2. Оформление проекта
(из 15 баллов)      
Защита проекта 3. Представление
(из 15 баллов)      
4. Ответы на вопросы
(из 15 баллов)      
Процесс проектирования 5. Интеллектуальная активность
(из 10 баллов)      
6. Творчество
(из 10 баллов)      
7. Практическая деятельность
(из 10 баллов)      
8. Умение работать в команде
(из 10 баллов)      
ИТОГО      
Среднеарифметическая величина  
от 85 до 100 баллов – «5»
от 70 до 85 баллов – «4»
от 50 до 70 баллов – «3»
менее 50 баллов – «2» Оценка
 
Оценочная таблица
Как была организована работа в группе? Что вам особенно удалось Белые пятна Корзина
       

Моя работа в группе
Критерии Я помогаю группе в постановке цели Я участвую в постановке задачи Вношу свой вклад в работу группы Я участвую в групповых обсуждениях
Вклад в работу группы Я делюсь необходимой инфор-ей Я могу слушать других Я делюсь своими идеями Я не прерываю, когда они высказывают свои идеи
Взаимодействие с группой Всегда
Иногда
Никогда

Лист самооценки успешности работы
ученика над проектом в группе
Ф.И ученика________________
Отлично Хорошо Надо подтянуться
Оцени, как идет работа над проектом Самооценка ученика успешности своего участия
в коллективной работе группы
Ф.И.ученика ______________________
Утверждение Отлично Хорошо Мог бы сделать лучше
Я подобрал нужные картинки и фотографии к нашей презентации Я описал не меньше двух фактов, привел свои примеры Я представил доказательства из своего собственного опыта Я заранее готовился к выступлению в другой группе о нашей совместной работе Я учусь говорить четко и понятно, чтобы успешно выступать на защите проекта Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики. Я ответил на вопросы проекта Я наблюдал за собой и понял, какие приемы в обучении мне помогают больше всего, чтобы стать успешным учеником. Проверочный лист сотрудничества
Дата___________ Ф.И. ученика__________________ команда № ______
№ппУтверждения Да С чьей-либо помощью Нет Примеры
1 Я могу выполнять много заданий в группе 2 Я соглашаюсь с тем,как задания разделяются внутри группы 3 Я выполняю все порученные мне задания 4 Я отслеживаю результаты только своей части работы в проекте 5 Я могу согласиться с планом, даже если это не мой план 6 Я принимаю идеи других людей 7 Я аргументирую и отстаиваю свою точку зрения до конца, стараюсь, чтобы к моему мнению прислушивались 8 Я ясно выражаю свои мысли 9 Я пытаюсь помочь одноклассникам разобраться в проекте и в компьютерных технологиях 10 Я задаю вопросы, чтобы прояснить непонятные моменты 11 Я делаю отзывы в дружелюбной манере, стараюсь помочь 12 Я умею слушать других 13 Я пытаюсь решать возникающие проблемы Лист самооценки учащихся в ходе учебного проекта
№ппКритерии Отлично Хорошо Я могу лучше
1 Я внимательно выслушал сообщение учителя 2 Я задавал вопросы 3 Я просил разъяснений 4 Я понял задание и смогу рассказать о нем друзьям и родителям 5 Я помогал создавать график работы 6 Я участвовал в постановке целей исследования 7 Я предлагал новые идеи и направления 8 Я вызывался добровольцем для решения сложных задач 9 Я участвовал в поиске информации по теме 10 Я находил информацию и делился с группой 11 Я представил доказательства из своего собственного опыта 12 Я проводил анкетирование по теме проекта 13 Я обрабатывал результаты анкетирования 14 Я помогал делать выводы и заключения 15 Я помогал группе в выборе правильных решений 16 Я с уважением выслушивал идеи других участников группы 17 Я принимал участие в создании творческого отчета группы 18 Я заранее готовился к защите проекта 19 Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе Бланк самооценивания работы над проектом
Да – 3 балла
Не совсем – 2 балла
Нет - 1 балл
Оценка проекта
№ппЧто оценивается Да Нет Не совсем
1 Материал для вас новый и интересный 2 Материал разнообразный, взят из многих источников 3 Материал проанализирован и автором сделаны собственные выводы 4 Результат проекта имеет или может иметь практическое применение Итого: Оценивание группы
(отзыв на работу группы)
+ отличная работа
= хорошая работа
- слабая работа
Ф.И. ___________________________ Дата______________
Группа, которую наблюдал: ___________
№ппКритерии оценка
1 Группа работала над темой 2 Презентация группы была интересной 3 Презентация была понятной и я смог более глубоко понять тему 4 Вся группа участвовала в презентации 5 Все участники отнеслись к проекту серьезно 6 Группа подробно отвечала на вопросы 7 Презентация была содержательной (интересное начало, подробные детали в середине, хорошее заключение) 8 Я узнал новое для себя из презентации 9 Презентация хорошо подготовлена (каждый человек знает свое выступление) 10 Выступающие говорят ясно и громко Оценочная шкала
самооценки эмоционального состояния
1 . Сегодня я чувствую себя в группе
1 2 3 4 5 6 7 8 9
хорошо
плохо

2. По отношению к другим я чувствовал себя
свободно
1 2 3 4 5 6 7 8 9
стесненно

3. Работа на уроке была сегодня
неинтересной
1 2 3 4 5 6 7 8 9
интересной


4. во время работы я был

1 2 3 4 5 6 7 8 9
внимательным
невнимательным

5. Результатами работы я был

доволен
недоволен
1 2 3 4 5 6 7 8 9

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.