Объективный контроль знаний учащихся на уроках русского языка и литературы


ГБОУ Краснодарского края ККИДППО
Курсы повышения квалификации по теме «Обновление содержания школьного филологического образования
в свете требований ФГОС ООО»
СООБЩЕНИЕ
«Объективный контроль знаний
учащихся на уроках русского языка, литературы»
Автор: Федореева Светлана Викторовна,
учитель русского языка,
литературы МБОУ СОШ №1

Краснодарский край
город-курорт Геленджик
Тема: Объективный контроль знаний учащихся на уроках литературы, русского языка.
Предметом изучения курса ЛИТЕРАТУРА является отдельное словесно-художественное произведение, курса РУССКИЙ ЯЗЫК – важнейшая единица речи - текст. Поэтому задачи следующие:
-приобщение учащихся к русской художественной литературе;
-развитие творческих способностей, направленных на восприятие художественной литературы;
-воспитание привычки внимательно читать, готовясь к практико-творческому занятию;
-развитие образного мышления при восприятии художественных произведений;
-создание собственных текстов с использованием образных средств русского языка;
-совершенствование речевых навыков при публичном выступлении;
-развитие коммуникативных качеств, работая в малых группах.
Педагогический процесс нацелен на формирование отношений между преподавателем и учащимися на принципах диалога, сотворчества, сотрудничества и направлен на раскрытие индивидуальности, творческих способностей обучаемых.
При личностно-ориентированном обучении соблюдается дифференцированный подход к учащимся с учетом их уровня интеллектуального развития, ранней подготовки по литературе и русскому языку, их способностей. В обучении отражается принцип связи теории и практики. Контроль по темам осуществляется в виде творческой или практической работы, в виде контрольной работы, индивидуального зачета. Контрольные работы имеют задания разного уровня сложности.
Значительное внимание уделяется развитию личности учащихся через воспитание ответственного отношения к информации с учетом эстетической ее стороны.
Все вышесказанное направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода к учащимся, овладение ими знаниями и качественными умениями.
В целях повышения успеваемости учащихся и их заинтересованности при изучении материалов по литературе в и русскому языку были разработаны и применены на практических, итоговых занятиях некоторые объективные формы контроля знаний.
На занятиях, в основном, используется такая форма объективного контроля знаний, как работа в малых группах с выступлением каждого участника. На подобных занятиях есть возможность учиться работать в коллективе (распределение или выбор заданий, их выполнение при помощи конспектов и текстов, общий настрой малой группы выступить достойно) и индивидуально (выполнить задание в меру своих способностей).Результатом работы в малых группах является высокая активность учащихся и высокие оценки из-за желания выполнить на высоком уровне, так как одновременно идет наглядная таблица баллов, что стимулирует каждого из участников группы.
Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся, разрабатываются задания разной степени трудности (а также в занимательной форме) и по различным темам (теория литературы, текст художественного произведения, лексика и другие),что позволяет развивать память и способность переключаться, укрепляя знания.
Главными задачами преподавателя являются повышение качества знаний, а значит, и успеваемости учащихся.Для выполнения данных задач, используя личностно-ориентированную педагогическую технологию и различные виды деятельности (групповая, индивидуальная, коллективная),были разработаны и с успехом применены на учебных занятиях следующие формы объективного контроля знаний.
1."Квадрат УДАЧА"-командно-индивидуальная форма итогового занятия. В основе этой формы принцип игры в слова: необходимо придумать новое слово, используя уже известные буквы и поставив одну новую букву; при этом двигаться можно только по горизонтали и вертикали. Например:
Б Ч У Д О
Г
Есть слово ЧУДО, ставим новую букву Б и получаем новое слово ДУБ или ставим новую букву Г и получаем новое слово ДОГ (или ГОД).Баллы ставятся команде по количеству букв в новом слове (в слове ДУБ три буквы, значит и три балла).После постановки новой буквы задается вопрос и при верном и четком ответе прибавляется еще пять баллов, при этом наглядно указывается автор ответа (сильная стимуляция для других учащихся). В итоге все баллы подсчитываются учащимися (межпредметная связь с математикой). Индивидуальная оценка ставится дифференцированной по количеству заработанных баллов, то есть по активности работы на занятии. Преподавателем предварительно готовятся вопросы.
Практические занятия, в проведении которых используется игровой момент, оправдывают себя, так как дают хорошие результаты. Во-первых, при подготовке повторяется требуемый изученный материал или необходимо хорошее знание художественного текста. Во-вторых, на подобном занятии возникает дух соперничества (индивидуальный или групповой), а, значит, и желание дать наиболее точный и ясный ответ. Возможно это лишь при условии отличного знания теоретического материала или текста художественного произведения. В-третьих, во время игры закрепляются теоретические понятия, термины и знание текста. В-четвертых, приобретается или совершенствуется навык точно, ясно, кратко излагать, то есть умение вести грамотную речь. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся, разрабатываются задания разной степени трудности (а также в занимательной форме) и по различным темам (теория литературы, текст художественного произведения, лексика и другие),что позволяет развивать память и способность переключаться, укрепляя знания.
В реализации данной темы использованы виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая (4-6 чел.), индивидуально-коллективная (обязательна наглядная оценка учащихся).
2."Турнир"-командно-индивидуальная форма обобщающего занятия.
Оценка выставляется дифференцированно всей группе и каждому учащемуся в зависимости от качества выполнения какого-либо задания и степени участия в подготовке выступления команды. Например, Творческий турнир по теме «Поэзия природы».
Выступления каждой группы учащихся соответственно времени года Весна, Лето, Осень, Зима по номинациям:
- наряд времени года;
- творческая работа ( стихотворения разных авторов о природе с фотографическими иллюстрациями; титульный лист);
- декоративная композиция;
- оригинальная стенная газета (текст стихотворения о природе);
- презентация (стихотворения на фоне природы; название, авторство);
- художественное чтение стихотворений о природе.

Одновременно идет оценивание жюри этих выступлений. Результаты по каждой номинации отражаются на турнирном табло:

наряд стенгазета Творч.
работа Декор.
композ. презентация Стихотв. итого место
Весна Лето Осень зима При выступлении одной группы другие заполняют лист «Нам понравилось…», который зачитывают в конце турнира. А также заполняют карту самооценки.
наряд стенгазета Творч.
работа Декор.
композ. презентация Стихотв. оценка
1.Иванов 2.Петрова 3.Сидоров 4.Иванова 5.Петров 3."Больше баллов - выше оценка"- индивидуальная форма контрольной работы. Преподавателем предварительно готовятся вопросы трех уровней сложности. В каждой группе по десять вопросов. Ответ первой группы = один балл, второй = два, третьей = три. Дается шкала баллов, например:
“2” | “3” | “4” | “5” оценка
15 25 30 баллы
Ответы можно давать в любом порядке, что позволяет учащемуся выбирать самостоятельно вопросы любой сложности и подсчитывать набранные баллы, определяя будущую оценку.
Данная форма контрольной работы доступна учащимся разного уровня развития и подготовки и позволяет оценить каждого. Например:
Контрольная работа по литературе. 10 класс.
“2” | “3” | “4” | “5” оценка
9 19 39 баллы
Инструкция: Вам предлагаются задания разного уровня сложности. Вы можете выбирать любые задания и накапливать нужное Вам количество баллов, в соответствии с которым будет выставлена оценка. Например: Вы набрали верных ответов на 19 баллов = оценка “4”.
УСПЕХОВ!
1группа=1балл
1.Что такое библиография? Дайте библиографию журнала, книги, словаря.
2.Постройте иерархическую лестницу видов искусства. Приведите 5 примеров на любой вид искусства (название, автор).
3.Что это? Составьте из данных слов верное определение теоретического понятия: мировоззрение, эстетический, он, художник, адекватно, идеал, воплощение. Приведите 5 примеров данного понятия из разных известных Вам художественных произведений.
4.В чем заключается конфликт пьесы “Бесприданница” А.Островского? Постройте его схему.
5.Что такое эпитет? Приведите 5 примеров из текста “Ася” И.Тургенева.
6.Кто такой Раскольников Р.Р.(герой какого произведения? автор?)? Что он совершил, нарушил?
7.Приведите 5 примеров картин художников - передвижников. Поясните: о чем каждая из них?
8.Поясните:почему героиня (ее имя?) пьесы “Бесприданница” А.Островского была убита и кем?
9.Дайте художественный портрет Кирсанова П.П. (герой какого произведения? автор? его социальное положение, внешность, особенность поведения, взглядов).
10.При каком правителе России (в каком веке?) было разрешено ставить русские пьесы на сцене? Какие театры существовали в России?
2группа=2балла
1.Что такое искусство? Назовите виды искусства и 2 примера на каждый вид.
2.С помощью чего можно найти книгу в библиотеке? (поставьте ударение в этом слове). Назовите его виды. Дайте библиографию книги, журнала, словаря.
3.Назовите особенности построения драматического текста. Присутствует ли здесь ремарка? (что это?).
4.Какому принципу создания художественных произведений следовали творческие люди 2-й пол.19века? Основной его признак? Приведите 3 примера (название произведения, автор).
5.В чем заключается трагедия героини (ее полное имя?) пьесы “Бесприданница” А.Островского? Почему она хотела умереть?
6.Почему Базарова Е.В. (герой какого произведения? автор?) называют нигилистом (дайте определение)? Докажите.
7.Можно ли Раскольникова Р.Р. (герой какого произведения? автор?) назвать фанатиком (дайте определение)? Докажите.
8.Что такое сравнение? Приведите 5 примеров из любого художественного текста.
9.В чем заключается семантическая особенность имени Раскольникова Р.Р?
10.Какое общество художников возникло во 2-й пол.19века? Их цели? Назовите известные Вам имена.
3группа=3балла
1.На какой ступени иерархической лестницы видов искусства находится литература? Почему? Докажите.
2.Распределите следующие жанры по родам литературы: роман, комедия дель арте, сонет, феерия, романс. Продолжите ряд эпоса (дайте определение). Приведите 5 примеров эпических произведений (название, автор).
3.Назовите идею, тему (дайте их определения) изученных Вами на 1 курсе художественных произведений (название, автор).
4.Дайте пояснение сюжетным линиям пьесы “Бесприданница” А.Островского. Что такое сюжет?
5.Почему взгляды Базарова Е.В. и Кирсанова П.П. (герои какого произведения, автор?) противоположны? Поясните.
6.Что такое метафора? Приведите 5 примеров из любого художественного произведения.
7.Что явилось основанием для поступка Раскольникова Р.Р.(герой какого произведения, автор?). Поясните. К кому относится Раскольников Р.Р. по Вашему мнению? Почему?
8.Была ли влюблена Одинцова А.С.(героиня какого произведения, автор?) в Базарова Е.В.?Почему? По возможности, дайте семантику ее фамилии.
9.Имеет ли отношение Ласенер (Пьер Франсуа Гайяр) к Раскольникову Р.Р.?Почему?
10.Распределите данные понятия, как характеристики литературных героев (5), истории которых Вы изучили: карьерист, подлец, преступник, очаровательная барышня, блестящий барин, любящий мать и сестру, предатель, студент, ”сияет как апельсин”, ”дорогой бриллиант”, нигилист, ”вошь дрожащая”, врач + физик, бесприданница, обманщик. Таким образом, используя данные формы объективного контроля знаний, повышается заинтересованность в обучении по предмету, качество знаний и успеваемость учащихся. При этом развиваются навыки правильной устной речи, умение четко и ясно излагать мысли, умение внимательно слушать выступающих, память, умение быстро ориентироваться по тексту художественного произведения, демонстрируя знания. А также данные формы повышают активность работы учащихся на занятии и позволяют выставить достаточное количество положительных оценок.