Практические советы и рекомендации родителям Учись владеть своим телом


Родительское собрание в старшей группе по теме «Детская агрессивность»
Практические советы и рекомендации родителям
«Учись владеть своим телом»
Цель:
- раскрыть значение движения в развитии ребенка, показать его место в повседневной жизни ребенка;
Задачи:
- обратить внимание родителей на творческий аспект в воспитании и развитии детей
- познакомить родителей с играми, формировать у них практические умения
Предварительная работа.
Подготовка к родительскому собранию:
Подбор литературы для вступительной беседы
Подбор игр для практической части.
Участники:
Родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Литература:
«Поем, играем, танцуем лома и в саду» М.А.Михайлова, Е.В.Горбина
«Развитие музыкальных способностей детей» М.А.Михайлова
Теоретическая часть.
Вступительная беседа.
Танец, удалой и веселый, спокойный и плавный, по нраву каждому. В нем есть все: мысли и чувства, душа и характер, образ и движение. Трудно оставаться равнодушным при звуках замечательной танцевальной музыки, от которой ноги сами просят пуститься в пляс. Особенно любят танцевать дети. Энергия внутренних сил ребенка требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении.
В течении одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Задача взрослого – объединить последовательность этих движений в несложную по строению композицию, придать им изящество и выразительность. Сделать это не составляет большого труда и не требует специальной подготовки. Любой танец можно построить, чередуя и варьируя самые элементарные движения руками, ногами, корпусом, головой. Если музыка приглашает к танцу, внимательно к ней прислушайтесь, определите характер. В зависимости от ее настроения, печального или радостного, медленного или быстрого, начните движение. Под звуки задорной плясовой удобнее притопывать то одной ногой, то другой, выставлять ногу на пяточку, разворачивая при этом для выразительности корпус. Плавный лирический напев требует неторопливых действий: размеренного покачивания, легких шагов и полушагов, мягких и грациозных движений рук.
Очень хорошо, если, объяснив ребенку, какими движениями можно пользоваться во время танцев, вы предложите ему самостоятельно подобрать наиболее подходящие из них к услышанной мелодии. Главное – всегда очень внимательно слушайте музыку, она обязательно подскажет, какое движение выбрать: меняется мелодия – меняется движение, повторяется звучание – можно повторить и движение. Фантазия, воображение, творчество помогут найти нужный двигательный образ.
Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом: уметь произвольно напрягать и расслаблять мышцы. Очень важно, например, свободно и непроизвольно пользоваться движениями рук. поднимая их, не следует одновременно поднимать и напрягать плечи, излишне выпрямлять руки в локтях. Выразительными должны быть также кисти и пальцы рук.
Этому помогут предлагаемые «Игры-превращения». Они научат выразительности движений, оживят фантазию и воображение, без которых не обойдется не одно танцевальное движение. Игры со словом можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст. Текст игры не заучивается с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, ритмичное произнесение текста, что позволяет выполнять движения в нужном ритме и темпе.
Такие игры, как «Деревянные и тряпичные куклы», «Веревочки», «Стряхнем воду с платочков», «Незнайка», «Крылья самолета», «Мельница», «Маятник», «Паровозики», «Кошка выпускает когти», «Скакалочка», «Великаны и гномы», учат чувствовать напряженное и ненапряженное состояние мышц всего тела или отдельных частей корпуса; ног, рук, головы, шеи, плеч. Игры «Иголка с ниткой», «Медведь в лесу», «Скакалочка», «На ковре котята спят», «Заинька серенький» помогут наладить координацию движений, развить воображение, внимание, научат ориентироваться в пространстве.
Игры-превращения не займут у вас много времени. В них всегда можно поиграть в свободные от других занятий минутки. С помощью этих игр вы сможете организовать отдых вашего малыша, а также с удовольствием и пользой провести время.
А теперь несколько рекомендаций, касающихся проведения игр:
Не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр. У детей работоспособность еще невелика, они быстро утомляются, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре.
Используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен.
Не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы, творчески подходить к выполнению игровых движений.
Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься; поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделите ему время, когда он сам этого захочет.
2. Практическая часть
«Незнайка»
Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их вниз).
«Цветочек»
Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно упасть перед, слегка согнув колени («завял цветочек»).
«Веревочки»
Поднять руки в стороны и слегка наклониться вперед, уронив свободные руки. Повиснув, они пассивно раскачиваются. Активно раскачивать руками не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки как веревочки.
«Деревянные и тряпичные куклы»
Деревянные куклы – напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль туловища рук. Делаются резкие повороты вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч, ступни неподвижно стоят на полу. Тряпичные куклы – снять излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. Короткими толчками поворачивать тело вправо и влево, при этом руки взлетают и обвисаются вокруг корпуса, голова и ноги поворачиваются, хотя ступни остаются на месте.
«Мельница»
Свободное круговое движение рук: описывать ими большие круги, начиная вперед вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечт освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают и свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе. Необходимо следить, чтобы в плечах не возникало зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.
«Маятник»
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело наклоняется слегка вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно в другом варианте: с ноги на ногу, из стороны в сторону. Ноги расставлены, руки прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленнее, без отрыва от пола.
«Иголка с ниткой»
Игра развивает ориентацию в пространстве. Мама – «иголочка», ребенок – «ниточка». Куда движется иголка – туда и нитка. Затем участники игры меняются ролями.
«Паровозики»
Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое движение плечами вверх-назад-вниз-вперед (расширяя грудную клетку). Локти от корпуса не отводятся. Размах движений во все стороны должен быть максимальным. При движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки.
«Скакалочка»
Руки опустить перед собой, пальцы обеих рук переплести, корпус слегка наклонить. Перенести через сцепленные руки сначала одну, затем другую ногу. Руки остаются за спиной. Затем, не расцепляя рук, проделать обратное движение и вернуться в первоначальное положение.
«Великаны и гномы»
Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, перенося тяжесть тела на пятки.
«Медведь в лесу»
Игра развивает воображение. Ребенок лежит на полу в полусогнутом положении. Начинает изображать просыпающегося медведя: поднимается с пола медленно, неуклюже и при этом мягко рычит. Затем начинает ходить по «лесу», двигаясь на внешней стороне стопы. Ходит тихо, чтобы не нарушить тишину. Вдруг начинается дождь. Ладошки малыша превращаются в «дождик». Он тихо хлопает в ладоши два раза и говорит: «кап-кап». Дождик становится все сильнее. Голос ребенка тоже становится громче и слова «кап-кап» произносятся чаще. Учащается и работа ладошек.
«Стряхнем воду с ладошек»
Руки согнуть в локтях, ладонью вниз, кисти свисают. Движеньем предплечья несколько раз подряд сбросить пассивно кисти вниз. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почуствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Считалочка»
Игра развивает координацию движений рук.
Раз, два- два хлопка
Острова- полукруг одной рукой, затем другой,
изображая два острова
Три, четыре- два хлопка
Мы приплыли- обеими руками изобразить волнообразные движения
в направлении от себя
Пять, шесть- два хлопка
Сходим здесь- поочередное движение правой рукой – ладошкой вниз
(отбиваем мяч), левой рукой – ладошкой вверх
(подбрасываем мяч)
Семь, восемь- два хлопка
Сколько - правая рука вытягивается вверх
Сосен - левая – вверх
Девять, десять- два хлопка
Мы в пути- средними и указательными пальцами выполнить
движение от себя вперед, изображая шаги
До-- ладонь правой руки на голову
счи-- тыльная сторона левой руки под подбородок
тал - ладонь правой руки касается правой щеки
до- ладонь левой руки – левой щеки
де-- правая рука вытягивается вперед
ся-- левая рука вытягивается вперед
ти- звонкий хлопок в ладоши

«Крылья самолета и мягкие подушечки»
Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до кончиков пальцев (изобразить крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам – пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
«На ковре котята спят»
Мама и ребенок изображают котят. Лежат на ковре спина к спине. Млжно подключить к игре сестру или брата, а мама будет читать текст мягко и спокойно.
Мама:На ковре котята спят:
Ребенок:Мур-мур, мур-мур.
Мама:Просыпаться не хотят:
Ребенок: Мур-мур, мур-мур.
Мама:Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне
(ребенок мурлычет)
Мама:Вот на спинку все легли,
(ребенок ложится на спину)
Мама:Расшалились все они.
Лапки вверх и все подряд
Все мурлыкают, шалят.
(ребенок поднимает ноги вверх и начинает активно работать ими,
мама берет игрушку-собачку и идет к котятам)
Мама:Вот идет лохматый пес. Гав, гав.
А зовут его Барбос. Гав, гав.
«Тут котята все шалят?
Напугаю всех котят».
(мама шутливо гавкает, ребенок-котенок убегает)
«Кошка выпускает когти»
Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачки («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуть кисти в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки – то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).