Разработка урока на тему: Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных


Урок – семинар «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Цели: а) обобщить и систематизировать знания об имени существительном, полученных в
среднем звене;
б) - развивать умение определять род, число и тип склонения существительных;
- обогатить словарный запас,
- развивать монологическую речь,
- умение выступать перед классом,
- развивать самостоятельность.
в) воспитывать интерес к научным открытиям

Тип урока – комбинированный
Вид урока – обобщение пройденного материала
Метод урока – словесный, частично-поисковый
Форма проведения урока – семинар
Оборудование – интерактивная доска, рабочая тетрадь.





1-этап. Актуализация



Следующие задания на повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы, выполните дома к началу сегодняшнего урока:
1. Что вы знаете об имени существительном ?
2. Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
3. Какую синтаксическую роль выполняет имя существительное в предложении?

.


ІІ-этап. Самостоятельное усвоение новой темы


Теория
Для формирования знаний:


1.«Узнавание»

1. Прочитайте «Слово тридцать второе» Абая. (упр.67 стр.45)

1) По мнению автора, кто овладевает наукой?
2)Чему должен быть подчинен процесс приобретения знаний?
3)С какой целью, по мнению автора, человек должен стремиться к наукам?
1. Чтение текста.
1) По мнению автора, наукой овладевает тот, кто испытывает ______________.
2) Процесс приобретения знаний должен быть подчинен __________________ ________________.
3) По мнению автора, человек должен стремиться к наукам_________________


_____________________________. Если ты страстно увлечен ею, то богатством для тебя явится ______________________________________________________
_________________________________.




2.«Понимание»
2. Подчеркните имена существительные как члены предложения. Обозначьте окончания слова наука . Укажите падеж.
Если твоя душа лежит к другим вещам и ты изучаешь науку
( ) ради их достижения, то твое отношение к науке ( ) подобно отношению мачехи к пасынку. Науку ( ) надо любить, как мать любит родного сына. Тогда и наука( ) ответит тебе взаимностью, будет доступнее.




3. «Анализ»
3. Определите основную мысль каждой части.
4. В последнем абзаце найдите сравнения.


3. 1) _________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·. «Синтез»


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


5. По мнению автора, для чего люди стремятся к наукам?



Практика: (для формирования умений и приобретения навыков через самостоятельное выполнение практических заданий у доски или на местах за партой)

5.«Применение»


6. Разберите имена существительные из первого абзаца и запишите их в опорную таблицу.

Имя сущ
Начальная форма

Морф. признаки
Синт. роль



пост.
непост.



































6. «Оценка»



7. Какими качествами должен обладать человек, стремящийся к науке?
______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

8. Обладаете ли вы данными качествами?
____________________________________________
·________________________________________________________________________________________________



ІІІ-этап обратной связи (оценивание)
1 - уровень (5 баллов)

Теория:
1. «Узнавание»


1. Прочитайте письмо академика И.П.Павлова к молодежи. Определите стиль текста. ( Упр.107 стр.71)
1. Чтение текста.
___________________________________________________________________


Практика
5«Применение»


2. Выпишите из текста по 7 существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения, заполните таблицу.

I
II
III






























3. Назовите существительные, которые имеют форму только единственного числа.
______________________________________________________________________


Результат: Формирование 1-уровня компетентности (удовлетв.)

2 - уровень (+ 4 балла)

Теория:

2. «Понимание»










3. «Анализ»

4. Произведите синтаксический разбор следующих предложений.

1) Приучите себя к сдержанности и терпению.





2) Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека.




5. Выделите главное предложение в каждом абзаце.

1) _____________________________________________________
2) _____________________________________________________
3) _____________________________________________________
4) _____________________________________________________
5) _____________________________________________________
6) _____________________________________________________
7) _____________________________________________________



Практика:
5. «Применение»






6. Просклоняйте слова совет, помощь в составе словосочетания полезный совет, дружеская помощь
И.п. ____________________________________________
Р.п. ____________________________________________
Д.п. ____________________________________________
В.п. ____________________________________________
Т.п. ____________________________________________
П.п. ____________________________________________


Результат: Формирование 2-уровня компетентности ( 5+4=9 баллов = «хор.»)


3 - уровень (+ 3 балла)

Теория:
4. «Синтез»















Практика:
6. Оценка


7. Пожелания академика Павлова к молодежи, посвятившей себя науке:

- С самого начала своей работы приучите себя ________________________
________________________________________.
- Изучите ______________, прежде чем пытаться взойти на ее вершины.
- Никогда не беритесь ___________________________________________.
- Никогда не пытайтесь _____________________________ хотя бы смелыми догадками и гипотезами.
- Приучите себя ____________________________________.
- _______________________, накапливайте _____________.
- Не давайте _______________ овладеть вами.
- Будьте _____________ в вашей работе и в ваших исканиях.




8. Напишите эссе на тему: «Школьные знания - их место в моей жизни»











НАУКА






15