Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных


13.11.2014
Класс 10
Тема урока: «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».
Цель урока – Обобщение и систематизация знаний об имени существительном полученных в среднем звене.
Задачи: совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.
Метод урока – словесный, частично-поисковой.
Форма проведения урока – семинар.
План урока.
Организационный момент.
Постановка целей и задач.
Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Постановка целей и задач.
Учитель:
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-семинар. Мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш семинар будет состоять из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем семинар «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».
Основной этап.
Выступления учеников по заранее подготовленным вопросам.
Что такое имя существительное?
Учитель: Какие у вас есть дополнения?
Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?
Какие постоянные признаки есть у имени существительного?
Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?
Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.
Учитель: Расскажите о трех склонениях имен существительных.
Учитель: Как определить склонение существительного?
Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:
Учитель: Какие падежи мы называем косвенными? (Это все падежи кроме Именительного падежа).
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – руки вверх, если к 3скл – сделайте прогиб назад.
Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )- Запомните, что мозоль – ж.р., а значит – 3скл., а тюль, шампунь, рояль – м.р., и значит 2скл.Запись в тетради: мозоль (ж.р.,3скл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).
Составить словосочетание
Задание. Найди лишнее существительное.
Пальто, воротник, карман, рукав, платье.
Учитель: Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)Найдите лишнее слово. (Пальто, т.к. это существительное несклоняемое)
Учитель: Что такое несклоняемые существительные?
Задание. Восстановление текста.
Жизнь- это не только праздник, но и боль. Без одного нет другого, ведь все познается в сравнении.  (слайд 15)
Ученики, которые раньше закончили писать текст, получают проверочный тест.
Когда все закончили работу, зачитываются несколько работ, обсуждаются и выбираются лучшие.
Мама, сказка, кашка, кошка. Книжка, яркая обложка. Буратино, Карабас. Ранец, школа, первый класс. Грязь в тетрадке, тройка, двойка. Папа, крик, головомойка. Лето, труд, колхоз, солома. Осень, сбор металлолома. Пушкин, Гоголь, Дарвин, Ом. Ганнибал, Наполеон. Менделеев, Герострат. Бал прощальный, аттестат. Институт, экзамен, нервы. Конкурс, лекция, курс первый
Учитель: Назовите существительные 1скл, которые вы использовали в своем тексте. (Затем 2,3скл)
Учитель: Какую тему мы повторяли? Что нового узнали на этом уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание.