Открытый урок-семинар по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс

Открытый урок-семинар по русскому языку
«Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»,
10 класс


Тема урока: «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».
Цель урока – Обобщение и систематизация знаний об имени существительном полученных в среднем звене.
Задачи: совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.
Метод урока – словесный, частично-поисковой.
Форма проведения урока – семинар.
Продолжительность урока – 45 минут.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты,карточки,оценочные листы


Ход урока.
Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Просмотр видеоролика «Зарядись на успех»(слайд)
Постановка целей и задач.
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок, а урок-семинар. Мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш семинар будет состоять из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем семинар «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».
4.Основной этап. Работа по группам
1 группа –Имя существительное,постоянные и непостоянные признаки ( 10 минут)
Выступления учащихся групп
2 группа- 3 типа склонения,род
Учитель: Чтобы определить склонение существительного нужно:
Определить род существительного.
Определить окончание в И.п. в ед.ч.
По роду и окончанию определить склонение.
Учитель: Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
Учитель:Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного – это ед.ч., И.п.
Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе – существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание – а. Значит существительное в избе – 1скл.
Учитель: Какие падежи мы называем косвенными? (Это все падежи кроме Именительного падежа).
Учитель: Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных?
Ученик: Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных
Учитель: Правильно. Давайте эти этапы запишем в тетрадь для правил.

3 группа- Морфологический разбор имени существительного(план разбора и образец разбора),несклоняемые существительные
- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания и тренироваться определять склонение и род существительного.
- Но прежде чем перейти к практической части,проведем физминутку.
Физ. минутка
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – руки вверх, если к 3скл – сделайте прогиб назад.

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.
- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )
- Запомните, что мозоль – ж.р., а значит – 3скл., а тюль – м.р., и значит 2скл.
Запись в тетради: мозоль (ж.р.,3скл), тюль(м.р., 2скл)
5.Тренировочные упражнения по карточкам.(по группам)
1. задание:Определи склонение и род у существительного
Самопроверка выполнения упражнения
(слайд 11)
2. Задание. Найди лишнее существительное.(слайд)
Пальто, воротник, карман, рукав, платье.
(слайд12)
Учитель: Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)
Найдите лишнее слово. (Пальто, т.к. это существительное несклоняемое)
Учитель: Что такое несклоняемые существительные?
Ученик: Это сущ., которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)
Учитель: Какие несклоняемые существительные вы знаете?
Ученик: метро, кафе, кофе, ателье, меню, кенгуру, жюри.
Учитель: Запишите их в тетрадь.
3.Задание. Антонимы(слайд)
К именам существительным подберите антонимы, которые относятся к другому склонению.
(слайд 13)
Учитель: Прочитайте слова. Что такое антонимы?
Ученик: Антонимы – это слова противоположные по значению.
Проводится работа над лексическим значением слов.
Затем дети самостоятельно подбирают антонимы другого склонения и записывают в тетрадь. Проверка.
(слайд 14)
4.Задание. Восстановление текста.(слайд)-трейлер «Робинзон Крузо»
Учитель: А вы знаете в каком романе описывается человек, который попал на необитаемый остров? ( Даниель Дефо « Робинзон Крузо») Советую прочитать.
- Представьте, что к нам попало письмо с необитаемого острова, но оно наполовину размыто водой. Осталось только начало и некоторые слова. Давайте разберемся и восстановим письмо.
(Ученики, которые раньше закончили писать текст, получают проверочный тест).
Когда все закончили работу, зачитываются несколько работ, обсуждаются и выбираются лучшие.
Учитель: Назовите существительные 1скл, которые вы использовали в своем тексте.
·
Подведение итогов.
Учитель: Какую тему мы повторяли? Что нового узнали на этом уроке?
Рефлексия (слайд)
Чемодан, мясорубка,корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Выставление оценок. Домашнее задание.

КГУ «Средняя школа №19» акимата города Рудного

















Открытый урок-семинар по русскому языку
«Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»,
10 класс



























2015-2016 гг.











Ф.И.О. ученика
теория
Задание №1
Найди лишнее существ.
Антонимы
Восстановление текста
Тест

1.







2.







3.







4.







5.












Ф.И.О. ученика
теория
Задание №1
Найди лишнее существ.
Антонимы
Восстановление текста
Тест

1.







2.







3.







4.







5.

















Ф.И.О. ученика
теория
Задание №1
Найди лишнее существ.
Антонимы
Восстановление текста
Тест

1.







2.







3.







4.







5.






















Приложение
Тест «Имя существительное»
Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает
А) правила постановки знаков препинания;
Б) Слово как часть речи и его формы;
В) правила произношения слов;
Г) состав слова и способы образования слов.
Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая изучает
А) признак предмета;
Б) предмет;
В) признак другого признака;
Г) действие предмета.
Найдите слово, употребляемое только в единственном числе:
А) асфальт, камень, столб, синева;
Б) косьба, белизна, свежесть, синева;
В) плаванье, столб, дорога;
Г) ходок, ходьба, хождение, переход.
Существительные, употребляемые только во множественном числе:
А) Семена, рельсы, каникулы;
Б) Брёвна, сани, вожжи
В) сумерки, шахматы, духи;
Г) Берёзы, грабли, обои.
Найдите существительные общего рода:
А) рабочий, работник, больной,
Б) работяга, скорость, молодость,
В) неряха, выскочка, плакса,
Г) терраса, шасси, регби.





























2. Задание. Найди лишнее существительное.
Пальто, воротник, карман, рукав, платье.

- Что общего у этих слов?
Найдите лишнее слово.
- Какие несклоняемые существительные вы знаете?
- Запишите их в тетрадь






2. Задание. Найди лишнее существительное.
Пальто, воротник, карман, рукав, платье.

- Что общего у этих слов?
Найдите лишнее слово.
- Какие несклоняемые существительные вы знаете?
- Запишите их в тетрадь





2. Задание. Найди лишнее существительное.
Пальто, воротник, карман, рукав, платье.

- Что общего у этих слов?
Найдите лишнее слово.
- Какие несклоняемые существительные вы знаете?
- Запишите их в тетрадь






3.Задание. Антонимы
К именам существительным подберите антонимы, которые относятся к другому склонению.
Трудолюбие
Радость
Польза
Ложь
- Что такое антонимы?









3.Задание. Антонимы
К именам существительным подберите антонимы, которые относятся к другому склонению.
Трудолюбие
Радость
Польза
Ложь
- Что такое антонимы?





3.Задание. Антонимы
К именам существительным подберите антонимы, которые относятся к другому склонению.
Трудолюбие
Радость
Польза
Ложь
- Что такое антонимы?

Задание 4
Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я оказалсяна необитаемом острове в океане.
Смекалка
Умение
Строительство
дом
Выдержка
Удача
Помощь
Корабль
Возвращение
страх



















Задание 4
Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я оказалсяна необитаемом острове в океане.
Смекалка
Умение
Строительство
дом
Выдержка
Удача
Помощь
Корабль
Возвращение
страх





Задание 4
Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я оказалсяна необитаемом острове в океане.
Смекалка
Умение
Строительство
дом
Выдержка
Удача
Помощь
Корабль
Возвращение
страх














1 Задание
Знаменитая фамилия ( ), избирательный бюллетень ( ), яблочное повидло ( ), грузовое такси ( ), старинный рояль ( ), заказная бандероль ( ), запасной путь ( ), горячий кофе ( ), авторитетное жюри ( ), военный атташе ( ),известный маэстро ( ), черный лебедь( ), полевая мышь ( ), шелковое кашне ( ), новый шампунь ( ).
Определи склонение и род у существительного




1 Задание
Знаменитая фамилия ( ), избирательный бюллетень ( ), яблочное повидло ( ), грузовое такси ( ), старинный рояль ( ), заказная бандероль ( ), запасной путь ( ), горячий кофе ( ), авторитетное жюри ( ), военный атташе ( ),известный маэстро ( ), черный лебедь( ), полевая мышь ( ), шелковое кашне ( ), новый шампунь ( ).

Определи склонение и род у существительного





1 Задание
Знаменитая фамилия ( ), избирательный бюллетень ( ), яблочное повидло ( ), грузовое такси ( ), старинный рояль ( ), заказная бандероль ( ), запасной путь ( ), горячий кофе ( ), авторитетное жюри ( ), военный атташе ( ),известный маэстро ( ), черный лебедь( ), полевая мышь ( ), шелковое кашне ( ), новый шампунь ( ).

Определи склонение и род у существительного










Заголовок 115