Дидактическая игра Музыкальная ЖИПТО


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 257» городского округа Самара
443028, г.Самара, пос. Мехзавод, кв-л 4, д. 7, тел. 88469570822, e-mail ds257sa@mail.ruМузыкально-дидактическая игра
«Музыкальная ЖИПТО»
Автор-разработчик:
музыкальный руководитель
Рагозина Ирина Евстахиевна2017 г.

Описание игры:
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная ЖИПТО» разработана на основе интеллектуальной игры ЖИПТО (интеллектуальная игра преследования Томского), созданной Григорием Томским – профессором, специалистом по математической теории игр. Интерес к ЖИПТО помогает дошкольнику развивать способности практически во всех видах творчества.
ЖИПТО – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребенок.
ЖИПТО способствует:
развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению;
в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности;
игра как-будто не вносит ничего нового в знания детей, он они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
Дидактическая игра «Музыкальная ЖИПТО» является средством усвоения, закрепления и углубления музыкальных знаний и развития музыкальных способностей дошкольников. Игра имеет множество вариантов использования, которые могут быть расширены и дополнены в соответствии со знаниями детей.
Дидактическую игру «Музыкальная ЖИПТО» нужно начинать со знакомства с правилами игры, с полем и фишками. Играть в нее можно вдвоем (взрослый и ребенок, который в этом случае ходит всеми пятью фишками) или небольшой подгруппой детей (взрослый и пять детей).
Правила игры: Пятерым участникам - детям раздается по две фишки (одна из них вспомогательная, она помогает делать шаги нужного размера) с «чистой» нотой, которые устанавливаются на желтом поле. Взрослый играет двумя фишками с «фальшивой» нотой (они в два раза больше фишек с «чистой» нотой), начинает игру с зеленого поля. Задача участников – детей добраться до зеленого поля, правильно отвечая на вопросы: один правильный ответ – один шаг вперед или в сторону. Если игрок отвечает на вопрос неправильно, он делает шаг назад. Задача взрослого участника добраться до желтого поля, он делает шаги, если дети дают неправильный ответ. Все фишки могут ходить в любом направлении, стараясь не пропустить противника к цели. Шаги делаются с помощью вспомогательной фишки, для того, чтобы точно определить размер шага. Победил тот, кто первый добрался к нужному полю.
Дидактическая игра «Музыкальная ЖИПТО» разработана для детей дошкольного возраста 6-7 лет
Цель: духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к музыкальному искусству
Варианты игр:
«Музыкальная викторина»
Задачи:
−Закреплять знания детей о музыкальных произведениях, музыкальных инструментах, композиторах.
−Стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей дошкольников.
−Расширение кругозора и словарного запаса дошкольников.
Вопросы к игре:
I Задание. «Музыкальные инструменты»
Ящик на коленях пляшет —
То поёт, то громко плачет(Баян)
Он похож на погремушку,Только это не игрушка! (Маракас))
Он стоит на трёх ногах,Сам чёрный, в чёрных сапогах,Зубы белые, педаль,Называется...
(рояль)
Со мной в поход легко идти,Со мною весело в пути,И я крикун, и я буян,Я звонкий, круглый…(Барабан)
У нее вся душа нараспашку,И хоть пуговки есть — не рубашка,Не индюшка, а надувается,И не птица, а заливается.(Гармонь)
В лесу выросла,Из лесу вынесли,На руках плачет,А на полу скачут.(Балалайка)
II Задание. «Почемучка»
Коллектив музыкантов, играющих одновременно? (оркестр)
Какие регистры существуют в музыке? (верхний, средний и нижний)
Как в музыке называется перерыв звучания, знак молчания? (пауза)
Кто главный человек в оркестре? (дирижер)
Назовите самый большой музыкальный инструмент? (Орган)
III Задание. «Композиторы»
Как называется человек, который сочиняет музыку? (композитор)
Какую симфонию для детей написал Сергей Прокофьев? («Петя и волк»).
Какой композитор написал пьесы обо всех месяцах года? (Петр Ильич Чайковский)
Назовите имя композитора, которого называют королем вальса? (Иоганн Штраус)
Как называется музыкальный альбом П. Чайковского, который он написал для своего племянника Володи Давыдова? (Детский альбом)
IV Задание. «Смысловые ряды – что лишнее?»Симфония, песня, МУЗЫКАНТ, соната.
Гитара, ДИРИЖЁР, баян, скрипка.
Вальс, полька, ОПЕРА, мазурка.
Моцарт, Бетховен, Шопен, ОРКЕСТР.
Нота, пауза, ПЕВЕЦ, нотный стан.
V Задание. «Мы - музыканты»
Как называется знаки, которыми записывается музыка?
Как называется человек, который поет один? (солист)
Как называется пение без аккомпанемента? (а капелла)
Что такое аккорд? (несколько звуков, взятых одновременно)
Сколько линеек в нотном стане? (пять)
«Музыкальная угадайка»
Задачи: Закрепление у детей знания музыкальных произведений, развитие чувства ритма и музыкального слуха.
Участникам предлагаются небольшие фрагменты из известных по мультфильмам детских песен и знакомых классических произведений, например, несколько слов из куплета, либо несколько нот, которые не сразу вызывают ассоциацию с песней.
«Царство музыкальных инструментов»
Задачи: Закрепление у детей знания о музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха.
Участникам предлагаются небольшие фрагменты из музыкальных произведений, нужно угадать звучащий инструмент.
«Музыкальные настроения»
Задачи: Расширять знания детей о музыке, развивать умение определять характер музыкальных произведений, выражать его в словах и передавать в движениях, развивать воображение, внимание и связную речь.
Участникам предлагаются небольшие фрагменты из музыкальных произведений, нужно определить их характер, высказаться о нем, передать в движении.
«Песенный турнир»
Задачи: Закреплять выразительное исполнение знакомых песен, развивать внимание, музыкальный слух, чистоту интонации.
Участникам предлагаются небольшие фрагменты из знакомых песен, нужно продолжить песню и сказать ее название.
«Внимательные барабанщики»
Задачи: Развивать чувство ритма.
Участникам предлагаются небольшие ритмические фрагменты, которые нужно точно повторить или проиграть на ударных инструментах.
Интернет-ресурсы:
http://detsad82.yaguo.ru/?p=4311
http://cyberleninka.ru/article/n/matematika-zhipto-i-teoriya-presledovaniya
http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/p22aa1.html