Мастер-класс по литературе М.Ю.Лермонтов. Поэма «Беглец».




Тема: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Беглец».
Цель урока: повторить и закрепить знания по творчеству писателя и о поэме «Беглец».
Задачи урока:
-формирование умения определять тему, идею произведения, раскрывать значение эпиграфа, выявлять особенности сюжета и композиции;
-развитие умений учащихся логически мыслить, развитие навыков
сотрудничества в группе;
-воспитание культуры учащихся и этических норм поведения.
Ожидаемые результаты:
-учащиеся умеют определять тему и идею произведения, выявлять особенности сюжета и композиции произведения;
-сформированы навыки работы в группе, умеют рассуждать, аргументировать
-в учащихся сформированы культура общения, толерантность, взаимопомощь, взаимовыручка.
Ключевые идеи: Стратегии критического мышления, новые подходы, ИКТ
Ссылки, ресурсы: интерактивная доска, постеры, листы оценивания, разрезанные пазлы, интернетресурсы
8 класс.
литература Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент.
1. Отметить отсутствующих учащихся.
2. Психологический настрой на урок.
3. Деление на группы по разрезанным пазлам
4. Распределение ролей внутри группы Учащиеся готовятся к уроку.
2. Всесторонняя проверка знаний.
Стратегия «Мозговой штурм» 1. В каком году и где родился М.Ю. Лермонтов?
2. У кого воспитывался писатель?
3. Почему Кавказ стал второй родиной писателя
4. Кому посвятил Лермонтов стихотворение «Смерть поэта»?
5. Какие стихотворения Лермонтова вы знаете из школьной программы?
6. Как умер Лермонтов? Кто его убил и в каком году, где? Учащиеся отвечают на вопросы
3. Усвоение нового материала
Слово учителя:
- Подзаголовок "горская легенда" указывает на связь с кавказским фольклором. Черкесская песня о юноше, вернувшемся в родной аул из похода против русских, в котором погибли его товарищи. За предательство был приговорен к изгнанию из страны.
- У кавказских горцев существовал обычай уносить с поля сражения тела убитых товарищей. Слова Лермонтова «лежат их головы в пыли» означают, что разбитые в бою черкесы не могли последовать своему древнему обычаю.

Стратегия
«Чтение со стопами» Прослушивание видео чтения поэмы «Беглец». Учащиеся отвечают на вопросы учителя, прогнозируя дальнейшее событие
4. Проверка
Пониманий.
Стратегия «Ромашка
Блума» Учитель задает вопросы
1.Простые
2.Уточнюящие
3.Интерпретирующий
4.Оценочные
5.Творческие
6.Практические Отвечают на вопросы, внутри группы обсуждают практические и творческие вопросы
5. Закрепление нового
материала.
Стратегия «Синквейн».
Задание 1 группе:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Учащиеся прогнозируют дальнейшее событие, высказывая свое мнение.
Стратегия «Горячий стул» Задание 2 группе:
Героя произведения \ Гаруна\ сажаем на «горячий стул».
Учащиеся первой группы задают ему вопросы относительно его поступков
6. Оценивание Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. Подсчитывают баллы
7. Рефлексия.
«Лестница успеха»
В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. Была ли возможность подняться выше? Что мешало? Что вы сделаете, для того чтобы подняться выше? Учащиеся отвечают на вопросы
8. Домашнее задание Подготовить выразительное чтение по ролям Записывают в дневники