Методическая разработка урока истории для обучающихся 7 класса «Вклад города воинской славы в героическую летопись Великой истории нашей страны».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №70
Методическая разработка урока истории для обучающихся 7 класса
«Вклад города воинской славы в героическую летопись Великой истории нашей страны».
Учитель истории:
Киселева Ольга Валерьевна
ВОРОНЕЖ - 2016
Урок истории по теме: «Вклад города воинской славы в героическую летопись Великой истории нашей страны».
Цели урока: добиться осознания обучающимися важной роли города Воронежа – города воинской славы в героической истории целой страны на конкретных исторических примерах, а именно Воронеж как город-крепость, «колыбель» русского флота, оборонительный рубеж в годы Великой Отечественной войны; систематизировать имеющиеся у учащихся знания по истории, краеведению; воспитать чувство высокой гражданской сознательности и гордости за родной город.Задачи урока:
воспитательные: вовлечь обучающихся в активную деятельность; формировать культуру, гуманные качества личности; совершенствовать навыки общения в группах;образовательные: закрепить знания, умения и навыки обучающихся по истории родного города; научить применять полученные знания на практике;
развивающие: совершенствовать умения работы с различными источниками знаний;  умения выступать,  развивать творческие способности, познавательный интерес к истории родного города и страны в целом, развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи исторических событий.
Планируемые результаты: 
Личностные результаты: воспитание толерантного, уважающего себя и остальных, любознательного и заинтересованного гражданина города и страны; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоению основ взаимодействия в социальном окружении и др.
Регулятивные УУД:  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
Предметные результаты: способность применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; овладение целостными представлениями об историческом пути своего родного города и своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с фильмом и компьютерной презентацией, листы с заданиями, карточки-смайлы.
Ресурсы: компьютерная презентация, фильм.
Структура урока:
1.Организационный момент (1мин.)2. Актуализация знаний (5мин.)3. Постановка учебной задачи (2мин.)4. Открытие нового знания (17мин.)5. Физкультминутка (1мин.)6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(5мин.)
7. Закрепление нового знания (7мин.)8. Проверка выполнения самостоятельного задания на закрепление (5мин)9. Домашнее задание с комментированием (1мин.)
10. Рефлексия (1мин)
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Замечательно!
-Вот с таким хорошим настроением мы будем работать с вами на уроке. Быстрое включение в деловой ритм. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Показывают смайлики – веселый, грустный, нейтральный.
(Приложение 1)
Актуализация знаний. -Солнцем залиты долины,И куда не бросишь взгляд -Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
(Слайд№2)
-Эти слова трогают любого человека, которому дорог уголок, где он живет. Мы, ребята, живем в одном из красивейших городов нашей Родины – Воронеже.
-Я предлагаю вам проверить, насколько хорошо, вы знаете родной город.
Проводится блиц-опрос. (Приложение 2)
(Слайды №3-12)
-Ребята, вы не плохо справились, молодцы.
-В России есть немало городов, В сражениях прославивших державу,И в их числе любой из нас готов Назвать родной Воронеж наш по праву.
(Слайд №13)
- Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок? Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Дают ответы на блиц-опрос.
Ответы учащихся.
Учащиеся формулируют тему урока: «Вклад города воинской славы в героическую летопись Великой истории нашей страны». (Слайд №14)
Постановка учебной задачи. -Удивительный город Воронеж! Город воинской славы! А что же значит это почетное звание? За какие заслуги оно было пожаловано Воронежу?
-Ребята, а хотите подробней узнать о роли нашего города для истории всей России?
-Какую цель мы с вами поставим на сегодняшний урок? Предположения учащихся.
Учащиеся определяют цель урока: определить значение событий прошлого в истории города воинской славы для исторического пути всей России.
(Слайд № 15)
Открытие нового знания. -Не будем терять времени, сейчас же отправляемся в путешествие по страницам истории нашего города.
-На парте, перед каждым из вас лежит исторический кроссворд, который следует разгадать. Внимательно ознакомьтесь с вопросами. Затем, по ходу просмотра фильма, вы будете находить ответы, и вносить их в свои листы. Ваша задача, как настоящих исследователей, не оставить ни одного белого пятна в кроссворде. Желаю вам удачи!
Учитель показывает фильм (Слайд №16) Извлечение необходимой информации в ходе самостоятельной работы учащихся.
Учащиеся знакомятся с вопросами кроссворда, смотрят фильм и по ходу просмотра разгадывают кроссворд.
(Приложение 3)
Физкультминутка. -Отложите ненадолго свои работы и карандаши, пришло время отдохнуть.
-Раз – поднялись, потянулись,Два – согнулись, разогнулись.Три – в ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре – руки шире.Пять - руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. (Слайд №17) Учащиеся выполняют действия по заданному образцу, правилу.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Сейчас я предлагаю вам проверить, как вы справились с ролью исследователей. Возьмите цветной карандаш и оцените свою работу. Разгаданный кроссворд на экране. (Слайд №18)
Поднимите руки, кто безошибочно справился? Кто допустил 2-3 ошибки? У кого ошибок больше или совсем не справился с заданием? Учащиеся выполняют самопроверку по эталону.
Промежуточная рефлексия.
Закрепление нового знания. -Вы, исследователи, получили бесценный опыт, и теперь выступая в роли экспертов по сегодняшней теме, работая в парах, составьте памятку младшему поколению о значимых событиях истории нашего города, которые имели значение для героической истории страны в целом.
Памятку оформляем в виде таблицы. (Слайд№19)
(Приложение 5) Самостоятельная работа учащихся по составлению памятки (7мин.)
Умение применять знания в действии, в письменном виде высказывать свое мнение.
Проверка выполнения самостоятельного задания на закрепление -Что у вас получилось ребята?
-Легко ли вам было справиться с заданием?
-Что осталось для вас непонятным? Ответы учащихся, анализ своей проделанной работы.
Домашнее задание с комментированием. Дома, опираясь на памятку, расскажите об этом младшим братьям, сестрам, знакомым. Чтобы гордились вместе с нами, за родной Воронеж – город воинской славы!
Выставление оценок с характеристикой работы на уроке. Понимание выполнения домашнего задания.
Подведение итогов самими учащимися под контролем учителя.
9.Рефлексия. -Наше путешествие подошло к концу.
- Оцените свою деятельность на уроке. (Слайд №20)
Учащиеся анализируют успешность своей работы на уроке, значимость изученной темы и эмоциональное воздействие лично на каждого.
(Приложение 6)
Список используемых источников и литературы:
Акиньшин А. Н. Записки старого пешехода : прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский ; худож.: Е. В. Соколова, В. В. Сумароков. – 2-е изд. испр. и доп. – Воронеж : Правдивцев и К0, 2002.
Амелькин А. О. Дни воинской славы России. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2005.
Панова В. И., История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. 4-е изд., доп. Воронеж: "Родная речь", 2001
Русский город Воронеж. О. К. Кретова. Воронеж Центр.-Чернозем. кн. изд-во 1986
http://www.eli-nik.narod.ru/biography/
1348740-133350Приложение 1


Приложение 2
Блиц-опрос.
Задание №1
3 сентября 2016 года воронежцы отметили очередной День города. Сколько лет исполнилось Воронежу? ( Ответ: 430 лет)
Задание №2
Знаете ли вы самую длинную улицу города? (Ответ: Ленинский проспект)Задание №3
В каком административном районе города мы сейчас находимся? (Ответ: в Советском районе)
Задание №4
Как зовут сказочного кота, которому установлен памятник в Северном микрорайоне города Воронеж? (Ответ: кот Василий)
Задание №5
Какой материк напоминают очертания Воронежской области на карте? (Ответ: Африку)Задание №6
Раньше эта улица называлась Большая Дворянская. А как она называется теперь? (Ответ: Проспект Революции)Задание №7
Сколько автомобильных мостов связывают левый и правый берега Воронежа? (Ответ: Три моста)Задание №8
Какое весёлое имя носит Театр кукол в Воронеже? (Ответ: Шут)Задание №9
На каком обычно берегу – левом или правом – селились наши предки и почему именно на этом берегу? (Ответ: на правом, он выше)
Задание №10
В связи с присвоением городу 16 февраля 2008г., какого почётного звания было принято решение об изменении герба? (Ответ: Город воинской славы)Приложение 3
Отгадай кроссворд.
3 2 4 1 3 4 7 1 6 8 5 2 По вертикали:
1. Какой плацдарм русские войска удерживали до последнего на правом берегу Воронежа?
2. Какой берег города удалось занять немцам?
3. Это городское здание немцы взорвали, отступая из города.
4. В каком месяце был освобожден город Воронеж?
По горизонтали:
Какая турецкая крепость была впоследствии взята русскими войсками, благодаря строительству кораблей под Воронежем?
В этой летописи Воронеж упоминается в 1237 году.
Летопись, в которой впервые упоминается о Воронеже в 1177г.
Временный послевоенный мост.
Воронеж – «колыбель русского…»?
Как называлась сторожевая черта, в которую входил наш город в 16 веке?
Река, протекающая в городе.
Воронеж был основан как город-…?Приложение 4
Проверь себя.
У ПЧ Е РН А В С К И Й Ч РИ И ПА Т Ь Е В С К А Я Ж В Е Н О ЫРВ О РО Н Е Ж
А ЗО В Й ЗА С Е Ч Н А Я С И К РЕ ПО С Т Ь
К Ф Л О Т А Ь Т РО И ЦК А Я Е Й Т Важнейшие события Воронежа Значение для всей
России
1.
2.
… ……….
……….
Приложения 5

Приложение 6
Материал урока был мне
полезен/бесполезен
интересен/скучен
понятен/не понятен
Задания урока оказались для меня
легкими/сложными
Мое настроение после урока
стало лучше/ стало хуже
Достаточно ли было собственных знаний для успешной работы на уроке?