Диспут на тему «Что значит для меня Великая Отечественная война?»


Внеурочное мероприятие для учащихся 8 – 9 классов
651510140970
Диспут на тему
«Что значит для меня
Великая
Отечественная
война?»
Автор:
Погодина Анна Александровна
Должность:
учитель математики и информатики, классный руководитель 8 класса
2015
Диспут на тему
«Что значит для меня Великая Отечественная война?»
Цель: воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину.
Задачи:
выявить отношение подростков к проблемам знания и памяти о Великой Отечественной войне
определить роль нашего народа в победе над фашисткой Германией
показать, что быть ответственными за происходящие вокруг - это важно для будущих поколений
сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом;
развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции.
Подготовка к дискуссии:
Составить вопросы для обсуждения.
Проведение анкеты
Подобрать цитаты по теме.
Оборудование: видеосюжеты, музыкальное оформление, фотовыставка, выставка плакатов к 70-летию Великой Победы, презентация для диспута.
Участники: учащиеся 8-9 классов, учителя, гости.
Ход занятия.
Перед диспутом показ видеоролика «Плакаты войны» (приложение)Вступительное слово.
- Уважаемые гости, дорогие ребята, уже стало традицией организация диспутов в нашей школе по актуальным вопросам современной жизни. Мы уважаем мнение любого выступающего, людей разных поколений.
Слайд 1
Тема Великой Отечественной войны, а именно вопрос «Что для меня значит Великая Отечественная война?» - актуальный вопрос в юбилейный 70-й год Победы над фашисткой Германией. Чем дальше от нас события Великой Отечественной войны, тем меньше о ней будет писаться, говориться и сниматься правды. Увы, живых носителей информации всё меньше, да и те слишком неохотно делятся ею. В этом есть своя глубокая логика: человек, слишком хорошо знавший войну, никогда не будет словоохотлив – настолько запредельно увиденное и пережитое им там…
- Перед диспутом вам была предложена анкета и на первый вопрос «Когда началась Великая Отечественная война?» были получены ответы (озвучить ответы) (Приложение 6)
22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия напала на нашу Родину.
- Показ ролика «Священная война» (Приложение 1)«Священная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!»24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день был отведён на репетицию. И уже 27 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.
Цена победы была огромной. (слайд 2-3)
Наши потери:
Около 30 млн. советских людей
1710 городов,
более 70 тыс. деревень и сел,
более 31 000 предприятий,
13 000 мостов,
65 000 километров железнодорожных путей,
40 000 лечебных учреждений,
43 000 библиотек,
84 000 различных учебных заведений,
в сельском хозяйстве сократились посевные площади.
прямой ущерб составил около 678 миллиардов рублей без учета вложений в ведение войны,
сократилась доля мужского населения страны. Из мужчин 1923 года рождения к концу войны остались в живых лишь 3%, что сказалось на долгие годы на демографической ситуации.
Нижегородская областная Книга Памяти издана в 13 томах. В ней собраны сведения на погибших , пропавших без вести и умерших от ран воинов, призванных горьковскими военкоматами. 12 том издания посвящён жителям Пильнинского района, погибшим при защите Отечества. В этом списке 8467 наших земляков. Из нашего села Можаров-Майдан на фронт ушли 1197 человек, а вернулось всего 278 человек.
В прежние годы говорили: нет в стране семьи, которую не задела бы война. И первый вопрос:
Какой след Великая Отечественная война оставила в Вашей семье?
(слайд 4) (ответы учеников, гостей)
- Озвучить результаты анкетирования 2-4 вопроса (Приложение 6)
В нашей школе проходил конкурс презентаций на тему «Уроки мужества», посвященный ВОВ, победила Алёхина Валерия с видеопрезентацией «Мужество и стойкость Сталинграда» (Приложение 2). Предлагаю посмотреть этот ролик и вспомнить те далёкие события.
2 вопрос: Говорят "Фашиская Германия напала на Советский Союз».
Как Вы понимаете слово ФАШИЗМ, ФАШИСТ? (слайд 5)
- Фашизм — это политическая идеология, которая основана на превосходстве одних рас или наций над другими (расизм), а также фашизм - один из видов государственного режима тоталитарного типа, характеризуется открытой диктатурой, направленным и организованным с целью подавление прогрессивных общественных движений. (слайд 6)
- Озвучить результаты анкетирования 5 вопроса.(Приложение 6)
3 вопрос: Почему нашу страну называли Советский Союз? (слайд 7)
(ответы учеников, гостей)
- Показ ролика о немецких концлагерях (Приложение3)
4 вопрос: Имеет ли право какой- либо народ истреблять другой народ? (слайд 8)
-Для людей нашего поколения, для людей зрелых и для людей чуть более молодых слова "фашист", "нацист" имеют однозначно отрицательный характер. Но, к сожалению, сейчас это не для всех так. В Европе, во многих странах, происходит реабилитация фашистов. Отдельные уроды даже в нашей стране находятся, которые пытаются использовать нацистскую символику и осуществлять различного рода сборища под такими лозунгами. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Что заставляет нас быть нетерпимыми друг к другу? Проявления нетерпимости: экстремизм, фанатизм, национализм, шовинизм.
Словарь.
Экстремизм – приверженность в политике к крайним взглядам и мерам.
(слайд 9)
Фанатизм – страстная преданность своей вере или идее, соединенная с крайней нетерпимостью к чужим убеждениям. (слайд 10)
Национализм – идеология, психология и реальная политика, основанные на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп. (слайд 11)
Шовинизм – комплекс национальных чувств, настроений, идей национальной исключительности, основанный прежде всего на военном превосходстве определенной нации. (слайд 12)
Предлагаю послушать песню «Монолог солдата из братской могилы» (Приложение 4)- Озвучить результаты анкетирования 6 вопроса. (Приложение 6)
5 вопрос: Означает ли это, что мы теряем нашу Великую Победу? (слайд 13)
Поведение отдельных политиков, которые для достижения собственных целей начали использовать различные псевдонаучные интерпретации тех событий, просто чтобы получить политические очки. Вопрос в нашем будущем, какую мы память оставим, что будут думать наши дети, наши внуки, что они будут знать о войне и каковы будут уроки этой войны.
У нашего народа не было никакого выбора. Они - те, кто жили в ту пору в нашей стране, - могли или погибнуть, или стать рабами. Третьего не дано.
Вопрос о том, кто начинал войну и кто повинен в этом? Тоже абсолютно очевидная вещь! Она закреплена не только в материалах Нюрнбергского процесса, в документах, но и в памяти огромного количества людей. Попытка перетасовать исторические факты выглядит просто как злой умысел.
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
- В чем же еще проявляется нетерпимость к другим народам?
- В геноциде, терроризме, апартеиде.
Словарь.
Геноцид – организованные действия, направленные на уничтожение национальной, расовой или религиозной группы, в том числе с помощью создания жизненных условий, приводящих к полному или частичному вымиранию ее представителей. (слайд 14)
Терроризм – использование в качестве главного средства достижения своих целей насилия и убийства. (слайд 15)
Апартеид – политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и смешанных расовых групп. (слайд 16)
Фашистская Германия это показала, развязав Вторую Мировую войну.
Этого не должно повториться никогда!
6 вопрос: Что значит быть патриотом сегодня? (слайд 17)
(Ответы учеников, гостей)
- Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.
Слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.(слайд 18)
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!
Стихотворение Ольги Фокиной «Храни огонь родного очага»
 
Храни огонь родного очага
И не  позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
 Итак, к какому выводу мы пришли?(слово учащимся, гостям)
- О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор?
 - Какие чувства испытывали при обсуждении проблем?
 - Изменился ли у вас первоначальный взгляд на проблему патриотизма в нашей стране?
  
- Наше поколение, наигравшись в различные игры, кажется деградирует и вообще теряет знание и память о Великой Отечественной . Так нельзя. Что бы подумали наши предки, защищавшие нашу Родину, умиравшие за своих жен и детей….. Слово Родина ни один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить. И закончить наш разговор хочется песней, которая стала гимном Великой Победы - «День Победы» (Приложение 5) (слайд 19-20)
-Спасибо всем за диспут! (слайд 21)
Для подготовки материала использовала интернет-ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=ZDoAgsJv9j0
http://www.youtube.com/watch?v=tzKkAnpZDkohttp://www.youtube.com/watch?v=F2FjDen11sEhttp://www.booksite.ru/fokina/main/autograph/2.htmhttps://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.xapaktep.net/virtues/russian/patriotism/desc.php
http://vradievka.vov.ru/vov/15.htmlhttps://yandex.ru/images/search?text=плакаты