Консультации для родителей Как говорить с ребёнком о войне


Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста:
«Как говорить с ребенком о войне»
Подготовила: Матвейчава И.В.
Цель – повышение компетентности родителей в вопросах нравственного и гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.
Годы всё больше отделяют нас от памятного события, которое произошло 9 мая 1945 года. Бережное отношение к памяти прошлого – одна из основ формирования у детей важных нравственных качеств и патриотических чувств. Истоки уважения ко Дню Победы закладываются ещё с раннего детства. Но «высокие» фразы, рассуждения о мире и о войне для малышей по большей части малопонятны.
Так говорить ли детям о войне?
Опрос родителей детей старшего дошкольного возраста по вопросу «Формирование у детей знаний о ВОВ» показал следующие результаты:
большинство (90 %) опрошенных считают обязательным рассказывать детям о событиях ВОВ;
40 % родителей предполагают давать знания через беседу;
30 % опрошенных хотели бы получить помощь от специалистов ДОУ в виде консультаций и организации встреч с ветеранами.
Как же рассказать ребенку о войне?
Самый доступный и надежный источник знаний для ребенка - семья. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех-пятилетними детьми. Главной причиной разговора о войне должен стать интерес самого ребенка к этой теме. Обычно поводом для такой беседы становится канун Дня Победы.
Что же может помочь пробудить в ребенке интерес к теме войны?
Покажите ребенку существующие вокруг него свидетельства прошлого:
- посетите памятные мемориалы, Вечный огонь и расскажите, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне;
 - посмотрите вместе с ребенком старые фотографии из личных архивов, например, потрескавшиеся от времени черно-белые фотокарточки ваших прадедов и прабабушек, которые сражались за Отечество;
- если среди ваших родственников и знакомых есть ветераны, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, посетите их. Живой рассказ не оставит малыша равнодушным;
- изучите вместе по энциклопедиям, какие есть ордена и медали, которыми награждали советских воинов за участие в боях в годы войны.
Рассказывая ребёнку о войне, начните с малого. Покажите ребенку портрет деда, прадеда в военной форме (такой портрет найдется практически в каждом семейном альбоме). Расскажите, что он совершил подвиг – не важно, был ли это подвиг в общеупотребительном смысле слова или это был просто посильный вклад в победу.
В беседе с детьми о войне не стоит рассказывать обо всех ужасах и горестях. Старайтесь донести ребенку главную мысль: война это плохо, и страшно. Война тяжела для всех, и для той страны, которая напала, и для той, которая защищается. Важно донести до ребенка радость победы и великие подвиги наших людей.
В вашем доме могут храниться старые вещицы – память об исторических событиях. Они наверняка являются семейными реликвиями: осколок, который в госпитале вытащили из ноги деда, военный ремень и трофейный бинокль. Дайте ребёнку полюбоваться этими сокровищами, потрогать, рассмотреть со всех сторон.
Расскажите о войне с помощью рассказов о судьбах детей военного времени. Детям всегда интересна жизнь их сверстников во все времена.
Важно не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы и читать книги на военную тему.
Книги помогут дать представление о военном времени. Некоторые книги о войне написаны специально для дошкольного и младшего школьного возраста. Они просто красивые, мудрые, в них присутствуют описания душевной доброты, стойкости и героизма.
Смотрите вместе с ребенком художественные фильмы о войне, но не переусердствуйте: некоторые сцены могут напугать ребенка. Выбирайте картины тщательно (например: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Баллада о солдате», «Четыре танкиста и собака», «Сын полка», «Летят журавли» - прекрасная, нестареющая классика для всех возрастов). При прочтении художественного произведения или просмотре фильма не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Многого он может не понять. Будьте готовы дать ребенку объяснения. Ваша задача – не напугать, а просветить.
Когда у ребенка появятся основные сведения о войне, можно отправиться с ним в музей. Рассмотрите оружие, солдатский котелок, плащ-палатку. Не нужно пытаться заострить внимание на минувших исторических событиях. Поговорите о том, какое применение экспонаты находили на практике.
9 мая обязательно сходите на братскую могилу или к памятнику солдату с цветами. Можно изготовить подарки для ветеранов. При этом для дошкольного возраста рекомендуется заострять внимание на мирных мотивах в детском творчестве, посвящённом Дню Победы. Например, любой ветеран будет счастлив получить от детей в подарок бумажного голубя или гвоздику, сделанную своими руками, чем рисунок или модель вражеского танка.
Знание о войне, о лишениях, голоде, о детях, у которых ничего нет, необходимо. Оно способствует развитию у ребенка духовных ценностей и патриотических чувств.
Список литературы:
Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. – М., 2011. – 296с.
http://www.krokha.ruhttp://www.det-sad.com