Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 15»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ № 15
Е.Н.Стома ____________
Приказ № _____от ______2016 г.
Программа
индивидуальной работы
по коррекции звукопроизношения
«Говорим правильно»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработала:
Скорук Наталия Тимофеевна
учитель -логопед
первая квалификационная категория
г. Братск
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом “Об образовании в Российской Федерации ”. Содержание программы соответствует образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
За основу составления рабочей прграммыбыло принято методическое пособие «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Под редакцией В.В.Коноваленко, М.И.Кремецкая, 3 издание исправленное и доплненное.
В частности, при разработке рабочей программы были отражены следующие программы и системы коррекционной работыс детьми, имеющие нарушения звукопроизношенния:
“Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,
“Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,
”Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой
“Программа коррекционно разивающей работы для детей с онр” Н.В.Нищевой.
Учитм говорить правильно. Сиситемакоррекцииобщего недоразвития речи у детей 6 лет» Ткаченко Т.А.
Данные программы  рассчитаны на работу в условиях общеразвивающего детского сада.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.
Задачи:
формировать правильное произношение фонем;
учить различать оппозиционные фонемы;
развивать связную речь;
развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.
обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.
Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе узкоспециальных принципов обеспечения логопедической работы:
учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
комплексность с точки зрения развития речи дошкольников;
воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода).
опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности;
учет закономерностей нормального хода речевого развития.
В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать;
учет ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении;
поэтапность. В логопедическом процессе следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции звукопроизношения, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания), постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков, оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонением, индивидуален;
взаимодействие (сотрудничество с родителями). Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих.
формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации от группы для детей 5-6 лет до группы для детей 6-7 лет, по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:
степенью выраженности дефекта;
возрастом ребенка и его соматическим состоянием;
психическими особенностями ребенка и его активностью в процессе коррекционной работы;
особенностями эмоционально-волевой сферы;
влиянием микросоциального окружения;
сроком начала логопедической помощи и ее продолжительности;
реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы;
профессионализмом логопеда;
уровнем развития логопедии как науки.
Организация работы по программе:
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта. На логопедические занятия отбираются дети, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения и стёртую дизартрию. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста.
     Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая.
Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы на этап автоматизации и дифференциации звуков, по принципу сходности структуры речевого нарушения.
Подгруппы формируются по 2-3человека, периодичность занятий – 2 раза в неделю, не более 30 минут для детей седьмого года жизни, не более 25 минут для детей шестого года жизни. В течение года состав подгрупп меняется в зависимости от динамики преодоления речевого дефекта и по результатам коррекционно-развивающей работы.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится на несколько этапов:
Первый этап: диагностический
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития школьников.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
Исследование неречевых психических функций ребёнка;
Сбор анамнестических данных;
Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Второй этап: подготовительный
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
развитие слухового внимания и слухового контроля;
развитие звукового восприятия;
консультации врачей-узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
Третий этап: постановка звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:
объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
создание артикуляционной базы данного звука;
добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
отработка произношения изолированного звука.
Способы постановки звука:
по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
активизация и расширение словарного запаса;
обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
коррекция дефектов произношения;
активизация и расширение словарного запаса;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
развитие слухового внимания и слухового контроля;
развитие звукового восприятия.
Шестой этап: развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
1.Артикуляционная (речевая) гимнастика.
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
Подготовительные упражнения для постановки звука:
статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка».
динамические:
для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка».
для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»,
для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»
для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».
2. Дыхательная гимнастика.
Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.
Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».
3. Пальчиковая гимнастика.
Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.
Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.
Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.
Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» -поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.
4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.
5. Постановка звука.
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука
Постановка звуков в такой последовательности:
1. свистящие С, З, Ц, С`,З`
2. шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
3. соноры Л, Л'
4. соноры Р, Р`
6. Автоматизация поставленного звука.
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.
Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных
7. Дифференциация звуков.
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.
С-З, С-С, С-Ц,С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;
Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;
Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости -мягкости; по звонкости -глухости; по месту образования; по способу образования.
8. Развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
В процессе занятий используются различные формы работы и методические приёмы:
- беседа;
- ролевая игра;
- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;
- чтение скороговорок;
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
научиться правильно произносить звуки;
пользоваться этими звуками в речи;
различать оппозиционные фонемы;
овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
овладеть навыками построения связного высказывания
Перспективное планирование работы с детьми страдающими
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Постановка произношения звуков Введение поставленных звуков в речь Речевой материал
Диагностика речевых и неречевых функций ребенка I этап
Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение. Диагностика (по Фотековой или другие...)
Формирование артикуляторной базы II этап
Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.
Постановка звуков III этап
Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. Составляется из правильно произносимых звуков
Продолжение постановки звука, отработка звука IV этап
Введение в речь первого поставленного звука;
а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;
б) устный анализ и синтез слов. Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они)
Дифференциация звуков сходных по звучанию V этап
Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков. Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки.
Тематическое планирование логопедических занятий
для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения
*** Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов ребенка.
Недели Занятия Темы коррекционно- развивающей работы Содержание коррекционно-развивающей работы Программное содержание коррекционно-развивающей работы
Сентябрь
I Фронтальное обследование
II 1 этап (диагностический)
III 1 Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи.
Воспроизведение звуко- слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза.
Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи.
Логопедическое заключение.
2 II этап (подготовительный)
IV 3 Развитие внимания. Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает» , «Найди спрятанные предметы» Развивать внимательность, воображение. Формировать у детей усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям.
4 Развитие операций сравнения и вывода.
Игровые упражнения: «Сравни геометрические фигуры», «Логические пары» Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей. Активизировать речь детей.
Октябрь
I 5 Формирование артикуляционной базы звуков Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке».
Дыхательная гимнастика.
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.
6 Формирование артикуляционной базы звуков Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке».
Мимическая гимнастика.
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.
II 7 Формирование артикуляционной базы звуков Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Мимическая гимнастика.
Пантомимическая игра: «Приветствие»
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.
8 Формирование артикуляционной базы звуков Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.
III этап (постановка звука)
III 9 Постановка звука (по подражанию) Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
10 Постановка звука
(по подражанию) Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
IV 11 Постановка звука
(по подражанию) Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
12 Постановка звука (механическим или смешанным способом) Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
Ноябрь
IV этап (автоматизация звука)
I 13 Закрепление звука (изолировано) Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения
Закрепление звука Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
14 Закрепление звука в слогах Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения
Закрепление звука Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
II 15 Закрепление звука в слогах Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения
Закрепление звука Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
16 Закрепление звука в слогах и словах Пальчиковая гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения
Закрепление звука в слогах Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.
III 17 Закрепление звука в слогах и словах Пальчиковая гимнастика.
Звукоподражательные игры и упражнения
Закрепление звука в слогах Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость.
18 Закрепление звука в словах Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.
Закрепление звука в слогах Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия
IV 19 Закрепление звука в словах Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.
Закрепление звука в слогах Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия
20 Закрепление звука в словосочетаниях Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.
Закрепление звука в словосочетаниях. Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту
Декабрь
I 21 Закрепление звука в словосочетаниях Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.
Закрепление звука в словосочетаниях. Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту
22 Закрепление звука в предложениях Игры на развитие слухового внимания.
Закрепление звука в предложениях Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту
II 23 Закрепление звука в чистоговоркахИгры на развитие слухового внимания.
Закрепление звука в чистоговоркахУчить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах
24 Составление предложений с использованием изучаемого звука Пальчиковая гимнастика
Составление предложений.
Проговаривание составленных предложений Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения. Воспитывать доброжелательность.
III 25 Закрепление звука во фразовой речи Игры на развитие слухового внимания, памяти.
Закрепление звука в чистоговоркахЗакрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
26 Закрепление звука во фразовой речи Игры на развитие слухового внимания, памяти.
Закрепление звука в чистоговоркахЗакрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
IV 27 Закрепление звука во фразовой речи Игры на развитие слухового внимания, памяти.
Закрепление звука в чистоговоркахЗакрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.
28 Закрепление звука в стихах и загадках Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком.
Разучивание стихов с изучаемым звуком.
Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать
Январь
I Каникулы
II III 29 Закрепление звука в стихах и загадках Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком.
Разучивание стихов с изучаемым звуком.
Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать
V этап (дифференциации)
30 Игры на развитие речеслухового анализатора Пальчиковая гимнастика
Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук» Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук.
IV 31 Звуки […., ….´] (изучаемые) в нашей жизни. Пальчиковая гимнастика
Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня» Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук.
32 Дифференциация звуков
[…., ….´] (изучаемые) в словах. Мимическая гимнастика.
Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово» Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки.
Февраль
I 33 Дифференциация звуков
[…., ….´] (изучаемые) в предложениях. Пальчиковая гимнастика.
Проговаривание предложений.
Составление предложений.
Игровое упражнение : «Потерянная буква» Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук
34 Дифференциация звуков
[…., ….´] в фразовой речи Проговаривание текстов.
Составление рассказов по картинке и на заданные темы.
Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение.
II 35 Дифференциация звуков
[…., ….´](изучаемые) в фразовой речи Проговаривание текстов.
Составление рассказов по картинке и на заданные темы. Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение.
36 Дифференциация звуков
[…., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках Заучивание стихов, песен, загадок.
Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость.
III 37 Дифференциация звуков
[…., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках Заучивание стихов, песен, загадок.
Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость.
IV 38 Повторение изученного.
Подведение итогов. Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора Формировать уверенность в себе. Развивать артикуляцию. Формировать навыки правильной и грамотной речи.

Список литературы:
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.
Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.
Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.
Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2