«Обособленные определения, приложения и обстоятельства».

Обобщение изученного по теме
«Обособленные определения, приложения и обстоятельства».
(8 класс).
Цели урока.
Учебные.
Обобщить и систематизировать знания и навыки учащихся по теме «Обособленные определения, приложения и обстоятельства»; показать особенности стилистического использования изученных синтаксических конструкций в речи.
Развивающие.
Развитие творческих способностей.
Расширение словарного запаса.
Развивать лингвистическое мышление.
Воспитательные.
Воспитание любви и бережного отношения к окружающему нас миру.
Умение видеть прекрасное рядом с нами.
Оборудование и оснащение.
Классная доска.
Учебный материал: Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.
Компьютер.
Проектор.
Интерактивная доска.
Карточки для индивидуальной работы (3).
Карточки по вариантам для всего класса (I, II варианты).
Тексты для работы по группам (3 группы)
Карточки «Синтаксическое лото».
Опорные конспекты.
Розы в вазе.
Презентация к уроку.
Используемые технологии.
Проектная методика
Выполнение школьниками заданий поискового, проблемного, творческого, коммуникативного характера по теме урока. Создание условий для активной совместной деятельности обучающихся в учебной ситуации. Вовлечение обучающихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире.

Информационно-коммуникационные
технологии
Демонстрационный показ слайдов компьютерной презентации по теме, работа по ним обучающихся.

Здоровьесберегающие
технологии

учет индивидуальных особенностей обучающихся;
разнообразные виды работы;
новизна и нетрадиционность материала;
создание ситуации успеха;
мажорность урока;
использование приёмов, способствующтх появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
создание условий для самовыражения.


Технология групповой деятельности деятельности
Обеспечивает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Методы.
Общие: эвристический, исследовательский.
Частные: словесно-наглядно-практические.
Конкретные: рассказ, беседа, самостоятельная, творческая работа, программированное обучение, проблемное обучение.
Формы:
фронтальная;
парная;
индивидуальная;
групповая;
коллективная.
Ход урока.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы должны обобщить изученный материал по теме «Обособленные определения, приложения и обстоятельства». Слайд №1. Для этого нам необходимо выполнить следующие задачи (слайд № 2):
закрепить изученный теоретический материал по теме;
уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами и использовать данные синтаксические конструкции предложений в речи.
В ходе работы я решила предложить вам тексты, героями которых являются цветы. Они помогут нам справиться с поставленными задачами, а кроме того, как говорил великий сказочник Андерсен, «чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь. И мне очень хочется, чтобы вы, ребята, в течение 45 минут побывали в сказочной стране цветов, наших сегодняшних помощников на уроке.
Вопросы классу для повторения. Слайд № 3.
Какие члены предложения называются обособленными?
Какие члены предложения выступают в роли обособленных?
Работа с текстом по группам (тексты раздаются каждому ученику и с помощью компьютера и проектора выводится на интерактивную доску). Слайд № 4.
Давайте сейчас проверим свое умение различать обособленные второстепенные члены предложения на практике. У вас в руках текст «Сестра зари». Читаю его.
(Не)смотря на кратквременность жизни, роза была и остается царицей цветов. Эти яркие цветы, свежие и душистые, украшат наши будни и празники. Проникнове(н,нн)ые строки посвятил розе – сестре зари – французский поэт Теофил Готье. В стихотворении «Виде
·ние розы» он рассказывает о девушк, вернувшся с первого в жизни бала. Утомле(н,нн)ая и взволнова(н,нн)ая, она бережно прижимает к груди алый розовый цветок, сопутствущий ей целый вечер. Отдаваясь воспоминаниям, девушка засыпает. Во сне появлят(?)ся призрак розы и, пройдя (полу)пустую комнату, приглашат ее танцевать. Однако их танец обрыват(?)ся с первыми утренними лучами. Призрак розы начинает таять, и девушка, просыпаясь, остается в печальном (недо)умени... .
В 1911 году Михаил Фокин, талантливый балетмейстер, поставил на музыку Вебера хореографическую миниатюру «Видение розы».
ЗАДАНИЕ. Слайд № 5.
Объясняется написание пропущенных орфограмм.
I ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными определениями, расставить знаки препинания, объяснить их постановку и перечислить условия обособления определений.
II ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными приложениями, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Рассказать, в каких случаях обособляются приложения.
III ГРУППА. Выписать из текста предложения с обособленными обстоятельствами. Рассказать об обособлении обстоятельств.
Ход проверки:
Ученик одной группы читает, объясняет практическую часть, остальные следят по текстам. Затем второй ученик рассказывает теорию. Если ответы неполные, то ученики данной группы дополняют или исправляют допущенные ошибки.
Учитель:
С этим заданием вы, ребята, справились. Переходим к следующему виду работы. Слайд № 6.
Сочинение – миниатюра с заданием на тему «Розы».
Учитель: Слайд № 7.

Я хочу предложить вам написать сочинение-миниатюру с заданием.
Роза Роскошь этих цветов рождает богатые описания:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих,
Казалось мне, любовь дышала в них, -
так писал в середине XIX века русский поэт Иван Петрович Мятлев. Позднее эта элегия обрела вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы».
А вот как пишет С.Я. Маршак, наш современник, в стихотворении «Абхазские розы». (Читает подготовленный ученик.). Слайд № 8.
О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист, -
Глубокий кубок, полный аромата,
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья.
Я это чудо видел на окне
Одной абхазской деревенской школы,
И тридцать рук в дорогу дали мне
По красной розе, влажной и тяжелой.
Охапку роз на север я увез,
Цветы Кавказа – в Ленинград далекий.
И пусть опали тридцать алых роз, -
На память мне остались эти строки.
После этих прекрасных стихов представьте, что перед вами в вазе на столе стоят живые розы – райские цветы, и попробуйте написать сочинение-миниатюру «Розы» в прозе или в стихах, используя в своем тексте обособленные члены предложения. Пожалуйста, пишите.
Индивидуальные задания.
Пока класс работает над сочинением-миниатюрой, трое ребят выполняют задание по карточкам на доске. Слайды № 9, 10, 11.

КАРТОЧКА № 1.
Расставить знаки препинания и объяснить их постановку.
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко а он отдал свое серце Любаве любимиц полей и лесов. Волхова опечале(н,нн)ая этим стала плакать выйдя на берег.
Где падали слзинки царевны там вырсли ландыши символ чистоты любви и грусти.



КАРТОЧКА № 2.
Расставить знаки препинания, объяснить их. Сделать синтаксический разбор предложения.
Пробудившись весной одуван(?)чик внимательно посмотрел вокруг и увидл солнышко4 которое заметило одуван(?)чик и освтило его жлтым лучиком.



КАРТОЧКА № 3.
Из стихотворения «Абхазские розы» выписать и подчеркнуть обособленные второстепенные члены с определяемым словом. Указать, что обособляется.



Проверяем в такой последовательности:
2-3 ученика читают сочинение-миниатюру, объясняют постановку знаков препинания, класс коллективно редактирует.
Работающие с карточками № 3 и № 1 садятся, выполненное ими задание проверяют ученики-консультанты.
Розы – гости в скромной северной природе. А нашему сердцу милей и ближе незаметные лесные ландыши и одуванчики.
Предложение (К. №3) записываем, делаем синтаксический разбор и оцениваем ответ учащегося, работающего с карточкой № 2.
Синтаксическое лото. Слайд № 12.
Достаем карточки «Синтаксическое лото» по теме «Обособленные члены предложения».
X , / /,
X , / / и / /,
/ / , X
Xсобств. , / / ,
X - / /.
/ / , X
X , / / ,
/ несмотря на, произв. предлоги + сущ./ , X
X , / /.
X , / /.
Задание:
Читаю текст, учащиеся записывают номер схемы, которая соответствует прочитанному мной предложению. Слайд № 13.

Навстречу солнечным лучам протянул широкие листья ландыш – лучший цветок майского леса. Понежившись несколько мгновений, цветок начал петь гимн весне. Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышками вниз. Кажется, что цветы, колеблемые ветерком, с кем-то перешептываются. Весна полюбила ландыш. Вечно поющая, она очень непоседлива. Вскоре весна ушла, мимоходом приласкав ландыш, и оставила весенний цветок жаркому лету.
Вследствие сложившихся обстоятельств, ландыши прикалывают к одежде в День 1 Мая во Франции, так они символизируют солидарность трудящихся.
Работа с текстом «Снежная капля» (раздается каждому ученику и с помощью компьютера и проектора выводится на интерактивную доску). Слайд № 14.

Расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленные второстепенные члены предложения. Указать, что обособляется.

Читает учитель.
Подснежники, вестники весны, первыми вступают в единоборство с суровой зимой. Внезапно появившиеся среди снега, они представляют, зацветая, удивительное зрелище. Кажется, на землю наброшено белое кружевное одеяло, сотканное из пушинок снегопада и из бликов маленьких белых цветов. Очарованный ослепительной красотой подснежников, человек, увидевший эти цветы, не может оторвать от них взгляд.
Появятся проталины, и подснежник, раскачиваясь на тонком стебельке, начинает подпевать ручейкам. Цветы звенят, как колокольчики, чтобы разбудить природу, спящую крепким сном.
Слайд № 15.

Беседа по вопросам.

Слайд №16.
Как вы думаете, ребята, для каких стилей речи характерны обособленные члены предложения?
Назовите тип речи, в котором чаще всего используют обособленные члены предложения?
Давайте представим, что в тексте нет ни одного обособленного члена предложения. Прочитайте текст без обособленных членов предложения. Каким стал текст?
Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашей речи?
Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока?
Выполнили мы поставленные задачи?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Ребята, вам даны карточки с текстом «Легенды рассказывают». Дома вы должны расставить и графически объяснить знаки препинания и пропущенные орфограммы. Указать, что обособляется. На карточках напишите свою фамилию. Завтра карточки сдадите. Я поставлю вам оценки. Задание дается по вариантам.

Читаю. Текст I варианта. Слайд № 17.

Древнегреческая легенда.
Молодой Пан, бог лесов и лугов, однажды повстречал пркрасную реч(?)ную нимфу Сирингу – нежную весницу утренней зри. Он залюбовался ее нежной грацией и красотой, забыв о своих забавах. Решил Пан загворить с Сирингой, но та, и(с,з)пугавшись, убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа (не)ожиданно првратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан (не)утешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием срени.




Текст II варианта. Слайд №18.

Однажды путшественник попал в страну латофагов, питащся лотосами. Отведав кушанья из листьев рстений, он забыл о матери, о родине, прельстившись красотами чужй земли.
Долго ждала его мать и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букет (не)забудок.

Придя в восточную страну, гусляр увидл путшественника, утопающ в роскоши и богатстве. Откашлявшись, гусляр попросил разрешения исполнить дорожную песню.
Он так запел, что юноша вспомнил землю, его породивш. Со слезами на глазах упросил юноша гусляра указать дорогу на родину, а гусляр вместо ответа протнул ему букетик (не)забудок, луговой цветной узор.
По (не)забудкам и песням нашел юноша дорогу на родину, но застал мать умрающей.


ОК № 8 «Предложения с обособленными членами».
§31, 32.
Слайд № 19. Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания.

15