Рабочая программа для ученика надомного обучения 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида


Рабочая программа
для обучающегося 1-а класса

Составитель:
Кондратенкова Н.А.
учитель-дефектолог
первая квалификационная категория
Москва 2013

Паспорт рабочей программы.
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (составитель Кондратенкова Н.А.)
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающегося, образовательная программа обеспечивает реализацию его права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
Категория обучающегося: обучающийся 1-а класса ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида №7».
Начало и срок реализации программы – с 18.11.13 г. по 23.05.2014 г.

Объем учебного времени: математика – 73 часа.
письмо и развитие речи – 73 часа.
чтение и развитие речи – 49 часов
Форма обучения: надомная.
Режим занятий: математика - 3 часа в неделю
письмо и развитие речи - 3 часа в неделю
чтение и развитие речи - 2 часа в неделю

Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая образовательная программа составлена для учащегося 1-а класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернатаVIII вида №7. При ее составлении были использованы: программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида под редакцией Воронковой В.В. Рабочая программа включает следующие предметы: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика.
Мальчик поступил в 1-й класс в ноябре 2013 учебного года. У ученика низкая мотивация к продуктивной деятельности. Слабо развиты дифференцированные движения пальцев рук. У мальчика снижено зрение: постоянно носит очки, при рассматривании предметов и картинок подносит их близко. При работе на листе письменные принадлежности (карандаш, ручку, фломастер) самостоятельно не удерживает: только рука в руке и очень короткое время. Мальчик часто пропускает уроки, по причине состояния здоровья. С учетом индивидуальных возможностей и особенностей мальчика было составлено календарно-тематическое планирование на учебный год. Оно включало продолжительный добукварный период. Постоянное использование на уроках нетрадиционных приемов (песочной терапии, прозрачного мини мольберта), чтобы повысить заинтересованность ученика использовать игровые и словесные приемы (чтение стихотворений, загадывание загадок) и дозированную нагрузку.
Обучение грамоте
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.      Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.      Добукварный  период.    Основные задачи добукварного периода: подготовить учащегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.      В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.      На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассник учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.       Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, небольшие инсценировки.      Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д.       Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассник учится различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащийся практически знакомится с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Он учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.      Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.       Первоклассник учится различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.    Первоклассник приобретает навык пользования карандашом, ручкой, учится раскрашивать обведенные по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.   
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.      В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.      Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.      Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных.       Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.      Упражнения в написании букв, слогов, слов (с направляющей помощью учителя) опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи
на 2013-2014 учебный год
№ Тема Кол-во
часов Дата
1 Выявление знаний и умений учащихся. Рисование и обводка по шаблону, раскрашивание. 1 18.11
2 Знакомство с наиболее распространёнными цветами. Различение цветных полосок по цвету и расположению. Рисование и обводка по шаблону, раскрашивание. 1 19.11
3 Различение геометрических фигур по цвету и размеру. Воспроизведение различных сочетаний из геометрических фигур. Рисование контуров знакомых предметов. 1 21.11
4 Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок. Рисование и обводка геометрических фигур. Раскрашивание и штриховка. 1 25.11
5-9 Письмо элементов букв: 5 26.11
28.11
02.12
03.12
05.12
10-12 Буква А. Упражнение в написании. 3 09.12
10.12
12.12
13-14 Буква У. Упражнение в написании. 2 16.12
17.12
15-16 Слова АУ, УА. Звукобуквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв. 2 19.12
23.12
17-18 Буква М. Упражнение в написании. Обратные слоги АМ, УМ. Прописная буква М. 2 24.12
26.12
19-20 Буква М. Упражнение в написании. Обратные слоги АМ, УМ. Прописная буква М. 2 03.02
04.02
21-22 Прямые открытые слоги МА, МУ. Звукобуквенный анализ слогов АМ-МА, УМ-МУ. Прописная буква У. 2 06.02
10.02
23 Буква О. Прописная буква О. Слоги ОМ-МО. Звукобуквенный анализ. 1 11.02
24 Упражнение в написании слогов АМ-МА, УМ-МУ, ОМ-МО. 1 13.02
25-26 Буква С. Прописная буква С. Обратные слоги АС, ОС, УС. Звукобуквенный анализ. 2 17.02
18.02
27-28 Прямые открытые слоги СА, СО, СУ. Звукобуквенный анализ. Составление и написание слов с пройденными буквами. 2 20.02
24.02
29 Буква Х. Прописная буква Х. Обратные слоги АХ, ОХ, УХ. Звукобуквенный анализ. 1 25.02
30 Упражнение в написании слогов АХ-ХА, УХ, ОХ-ХО. Составление и написание слов с пройденными буквами. 1 27.02
31-32 Буква Ш. Строчная и прописная буква Ш. Слоги и слова с буквой Ш. 2 14.04
15.04
33 Дифференциация С-Ш. 1 17.04
34 Составление и письмо слогов и слов с усвоенными слоговыми структурами. 1 21.04
35 Буква Л. Слоги, слова с буквой Л. 1 22.04
36-37 Большая буква Л. Слова, предложения с буквой Л. 2 24.04
28.04
38 Слова, состоящие из одного закрытого слога. Дифференциация Л-М. 1 29.04
39 Звук и буква Ы. Слоги и слова с буквой Ы. 1 05.05
40 Предложения с буквой Ы. 1 06.05
41-42 Составление и письмо слогов и слов с усвоенными слоговыми структурами. 2 08.05
12.05
43 Повторение. 1 13.05
44 Буква Н. Слоги, слова с буквой Н. 1 15.05
45 Прописная буква Н. Предложения с буквой Н. 1 19.05
46 Буква Р. Буква Р на конце слова. 1 20.05
47 Прямые слоги с буквой Р. Слова с буквой Р. 1 22.05
Итого: 47 часов
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи
на 2013-2014 учебный год
№ Тема Кол-во
часов Дата
1 Беседа: школа, класс. 1 19.11
2 Игрушки, школьные вещи. Понятие «слово». 1 21.11
3 Утро школьника. Режим дня. Понятие «предложение». Составление и анализ предложений. Различение звуков окружающей действительности. 1 26.11
4 Сад, огород. Понятие «слог». Деление слов на слоги, составление слов из отдельных слогов. Различение звуков окружающей действительности. 1 28.11
5 Звук и буква «А». Выделение звука и знакомство с буквой. 1 03.12
6 Звук и буква «У». Выделение звука и знакомство с буквой. 1 05.12
7-8 Слова АУ, УА. Звукобуквенный анализ. Сходство и различие. Составление слов. Чтение по следам анализа. 2 10.12
12.12
9-10 Звук и буква «М». Выделение звука и знакомство с буквой. Составление и чтение прямых открытых слогов МА, МУ. 2 17.12
19.12
11-12 Обратные слоги АМ, УМ. Звукобуквенный анализ. Составление, чтение по следам анализа. 2 24.12
26.12
13 Звук и буква «М». Обратные слоги АМ, УМ. Звукобуквенный анализ. 1 04.02
14 Составление и чтение прямых открытых слогов МА, МУ. Составление, чтение по следам анализа. 1 06.02
15 Звук и буква «О». Выделение звука и знакомство с буквой. Составление слогов ОМ-МО. Сравнение, звукобуквенный анализ. 1 11.02
16 Прямые слоги СА, СО, СУ. Слова с ними. Чтение слов с пройденными слоговыми структурами. 1 13.02
17 Звук и буква «С». Выделение звука и знакомство с буквой. Слоги и слова с буквой С. Обратные слоги АС, ОС, УС 1 18.02
18 Прямые слоги СА, СО, СУ. Слова с ними. 1 20.02
19 Звук и буква «Х». Выделение звука и знакомство с буквой. 1 25.02
20 Прямые и обратные слоги АХ-ХА, ОХ-ХО. 1 27.02
21 Предложения с буквой Ш. Дифференциация С-Ш. Чтение слогов и слов. 1 15.04
22 Звук и буква Л. Слоги и слова с буквой Л. 1 17.04
23 Звук и буква Н. Слоги и слова с буквой Н. 1 22.04
24-25 Слова с буквой Н. Предложения с буквой Н. 2 24.04
29.04
26 Закрепление. 1 06.05
27 Звук и буква Н. Слоги и слова с буквой Н. 1 08.05
28 Слова с буквой Н. Предложения с буквой Н. 1 13.05
29-30 Звук и буква Р. Слоги и слова с буквой Р. Слова и предложения с буквой Р. 2 15.05
20.05
31 Предложения с буквой Р. Дифференциация Р-Л. 1 22.05
Итого: 31 час
Основные требования к знаниям и умениям учащегося 1-го класса:
-Выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
-Называть предметы и соотносить их с картинками;
-Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
-Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
-Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена ближайших родственников;
-Различать звуки на слух в собственном произношении;
-Читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
-Слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
-Писать пройденные буквы по обводке (с помощью учителя);
-Списывать с печатного текста отдельные слоги и слова (с помощью учителя).
      Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащегося с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.      Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка.      Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью.    Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащегося в процессе обучения математике, являются абстрактными.      Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить учащегося к усвоению абстрактных математических понятий.      Практические действия с предметами, их заменителями учащийся должен учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. Чтобы пробудить интерес к математике необходимо использовать различные дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения, создавать увлекательные для детей ситуации.      Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Календарно-тематическое планирование по математике
на 2013-2014 учебный год
№ Тема Кол-во
часов Дата
1 Один, много, остальные. 1 18.11
2 Одно, много. Круг. Обводка круга. Рисование солнца. 1 19.11
3 Положение предмета в пространстве: слева, справа. Определение положения предметов в пространстве. Расположение предметов по заданию. 1 21.11
4 Сравнение размеров предметов: больше, меньше, равные. Обводка и тушёвка квадрата. 1 25.11
5 Временные представления: сутки (утро, день, вечер, ночь). Обводка и тушёвка треугольника. 1 26.11
6 Сравнение групп предметов по количеству: много, немного, несколько. Шар. Изменение количества предметов в группе. Обводка клеток в тетради по заданию: много, мало. 1 28.11
7 Временные представления: вчера, сегодня, завтра. Сравнение групп предметов по размеру предметов и количеству. 1 02.12
8 Сравнение длин предметов с помощью третьего. Расположение предметов по длине. 1 03.12
9 Число и цифра 1. Точка. Прямая и кривая линии. 1 05.12
10 Число и цифра 2. Числовой ряд 1,2. Построение прямых. 1 09.12
11 Состав числа 2. Сравнение чисел 1,2. 1 10.12
12 Состав числа 2. Сравнение чисел 1,2. Меры стоимости: 1 рубль, 2 рубля. 1 12.12
13-14 Число и цифра 3. Треугольник. Числовой ряд 1-3. Место числа 2 в числовом ряду. 2 16.12
17.12
15-16 Состав числа 3. Построение нескольких прямых через одну точку. 2 19.12
23.12
17 Повторение. 1 24.12
18 Повторение. Геометрические фигуры. 1 26.12
19-20 Повторение. Состав числа 3. Построение нескольких прямых через одну точку. 2 03.02
04.02
21 Меры стоимости. Прямоугольник. 1 06.02
22 Меры стоимости. Проведение прямых через две точки. 1 10.02
23-24 Знак сложения. Сложение. Сложение в пределах 3. Чтение и запись примеров. 2 11.02
13.02
25-26 Вычитание. Знак вычитания. Чтение и запись примеров. Построение прямых через одну и две точки. 2 17.02
18.02
27 Математическая задача (условие, вопрос, решение, ответ). Нахождение суммы и остатка. Прямая и кривая линии. 1 20.02
28 Число и цифра 0. Геометрические фигуры. Числовой ряд 0-3. 1 24.02
29-30 Число и цифра 4. Квадрат. Числовой ряд 1-4. Место числа 3 в числовом ряду. Порядковые числительные: четвёртый. Моделирование квадрата. 2 25.02
27.02
31 Число и цифра 5. Числовой ряд 1-5. Место числа 4 в числовом ряду. Пятый. Прямоугольник. 1 14.04
32-33 Сложение и вычитание мер стоимости в пределах 5. Действия с числами в пределах 5. Построение прямых в заданном направлении. 2 15.04
17.04
34 Сравнение предметных множеств в пределах 5. 1 21.04
35 Число и цифра 6. Квадрат, прямоугольник. 1 22.04
36-37 Числовой ряд 1-6. Порядковое числительное «шестой». Квадрат, прямоугольник. 2 24.04
28.04
38-39 Состав числа 6 из двух числовых групп. 2 29.04
05.05
40 Действия в пределах 6. Название компонентов действий. 1 06.05
41 Число и цифра 7. Проведение прямых через одну точку. 1 08.05
42 Числовой ряд 1-7. Порядковое числительное «седьмой». Проведение прямых через две точки. 1 12.05
43-44 Состав числа 7. Шар, куб. Сравнение размеров. 2 13.05
15.05
45 Действия в пределах 7. Названия компонентов действий в речи учителя. Брус, прямоугольник. 1 19.05
46 Переместительное свойство сложения. Брус. Сравнение размеров. 1 20.05
47 Действия в пределах 7. Шар, куб. 1 22.05
Итого: 47 часов
Основные требования к знаниям и умениям учащегося 1-го класса:
-Различать 2 предмета по цвету. Величине, размеру, массе
-Сравнивать предметы по одному признаку;
-Определять положение предметов на плоскости;
-Определять положение предметов в пространстве относительно себя;
-Образовывать, читать и записывать (выкладывать) числа первого десятка;
-Считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 8-9 (счет по 2, по 5, по 3, не обязательно);
-Решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 8-9 с помощью счетного и дидактического материала;
-Пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 8-9 (с помощью учителя);
-Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера (со значительной помощью учителя);
-Заменять несколько монет по 1р. (1 к.) одной монетой достоинством 2р., 5 р., (5 к.), бумажной купюрой; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., (5 к., бумажную купюру достоинством по 1 р. (1 к.) (со значительной помощью учителя);
-Строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию (не обязательно проводить прямую линию через одну и две точки);
-Обводить геометрические фигуры по трафарету.
Список используемой учебно-методической литературы:
1. В.В. Воронкова Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида 1-4 классы, 4-е изд-е. — М.: Просвещение, 2006.
2. С. В. Кудрина: Уроки математики. Конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса образовательных учреждений VIII вида - М.: Владос, 2013.
3. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина Букварь для корреционных общеобразовательных учреждений VIII вида, 4-е изд-е. — М.: Просвещение, 2006.
4. А.А. Хилько Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 1999.