Выступление логопеда на родительском собрании Речевое развитие будущих первоклассников


Выступление учителя-логопеда на родительском собрании








Речевое развитие будущих первоклассников






подготовила учитель – логопед
Каримова Л.А.


















2014


Уважаемые родители, рады Вас приветствовать в нашей школе. Мое выступление будет посвящено речевой готовности дошкольников к обучению.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь – это форма мышления.
Уровень речевого развития ребенка можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приёма и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления, в основе которого лежит коммуникативная готовность. И от того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.
В школу приходят дети, которые имеют в своём словарном запасе от 3 до 7 тысяч слов. Очень важно, чтобы к началу обучения в школе ребёнок правильно произносил все звуки,
мог проводить звуковой анализ,
рифмовать, придумывать новые слова,
правильно строить предложение,
умел рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало и конец рассказа или сказки.
Однако следует заметить, что большое значение для развития речи имеет среда, в которой он растёт, требования окружающих к его речи и целенаправленная работа взрослых. Если ребёнок слышит речь неверную по артикуляции, грамматически неправильную, то он усвоит её в таком же виде и у него будет речь с такими же дефектами.
Очень сложным для многих первоклассников во время обследования задание на составление рассказа по картинке. Нужно:
-правильно разложить картинки;
-оценить ситуацию;
-связными предложениями описать ее.
Предметный словарь
- называние предметов и их частей:
человек: шея, брови, лоб, ресницы, щёки, ладонь, локоть, плечи, колени;
- обобщения: «Назови одним словом»
платье, юбка, брюки - (одежда);
-детёныши животных: «У кого кто?»
- у коровы- , -у свиньи- , - у овцы-,
- профессии:
Кто шьёт одежду?
Словарь признаков:
- подбор прилагательных к существительным:
Цыплёнок какой? Матрёшка какая? Яблоко какое? Цветы какие?;
- прилагательные, образованные от существительных: Чемодан из кожи, он
какой? Варежки из шерсти, они какие? Ваза из стекла, она какая?;
- употребление антонимов.
Глагольный словарь «Что делает?»:
- рыба (плавает), бабочка, змея, конь.
Грамматический строй речи:
- образование существительных во мн.ч.
в И. п: дом - дома, стул - стулья, ухо- уши;
в Р. п: один - дом, а много чего? – домов, звезда – звезд, ухо – ушей.
- употребление простых и сложных предлогов:
в, на, под, со, с, из, из-за, из-под, между;
- падежные конструкции: Чего много в лесу? Кого видел в цирке?
Чем ты смотришь? На чём катаются дети?
Состояние слоговой структуры слов:
- повторить слова: милиционер, перепорхнуть, кораблекрушение,
- предложения: Водопроводчик чинит водопровод.
Произношение и различение звуков.
У детей встречаются недостатки произношения отдельных звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению.
Фонематическое восприятие:
- определи место звука в слове: 1-й, 3-й, последний.
- послушать и повторить слоги: та-да-та, ка-га-га, па-па-ба
Том-дом-ком, бочка-почка, мышка-мишка, коза-коса;
Состояние общей и мелкой моторики.
Существует закономерность, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Состояние психических и волевых процессов:
- контактность, внимание, память, усидчивость, работоспособность.
Кроме всего сказанного при подготовке детей к развитию как устной, так и письменной речи большое значение имеет развитие мелкой моторики.
Лучше всего – лепить из пластилина, собирать конструктор, складывать мозаику, рисовать, составлять различные фигурки из пальцев.
Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.
Эффективным способом развития связной речи является рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня. Разучивание стихов способствует пополнению словарного запаса, развивается произвольная словесная память.
Известно, что речь ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок.
Речь ребенка - важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.
Бытует мнение, что логопед – это специалист, который учит детей правильно произносить звуки. Правильное произношение звуков - это лишь вершина айсберга. Основная работа школьного логопеда – это профилактика и коррекция трудностей письма. В настоящее время большинство младших школьников имеют различные речевые нарушения. Сюда относятся нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, трудности чтения и письма, заикание. Все перечисленные ошибки впоследствии отражаются в письменной речи и носят характер стойких и специфических.
Кроме того, у детей с речевыми нарушениями, как правило, страдают такие психические функции как мышление, внимание, память, восприятие, что связано с недостаточной зрелостью или поражением мозговых структур. Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа школьного учителя-логопеда.
Учащиеся зачисляются на логопедический пункт по результатам обследования.
До 15 сентября будет происходить формирование логопедических групп.
Работая в тесном контакте с психологом, родителями и педагогами, выстраиваю свою дальнейшую работу.Это индивидуальные занятия, которые позволяют исправить нарушенные звуки. Это групповые занятия, темы которых определяются индивидуальными особенностями ребенка.
Продолжительность индивидуальных занятий -20 минут, в группе – 40 минут.
Успех коррекционного обучения детей во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий.
Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению домашних заданий.
Как привить ребенку любовь к чтению? Этот вопрос один из часто задаваемых родителями. Это понятно. Сегодня для многих книгу заменяет телевизор и компьютер. Но книги все равно не исчезают из современной жизни, и дети должны их читать и любить.
1. Интерес к самостоятельному чтению книг быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободную минуту взрослые члены семьи берутся за книгу, ребенок невольно подражает им.
2. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.
3. Запишите ребенка в библиотеку и регулярно посещайте ее.

Родители могут обратиться к логопеду за консультацией независимо от того, посещает ребенок логопедические занятия или нет.

Желаю вам здоровья и радости от встречи со школой.




































Список литературы:
1. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - М., 2002.
2. Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод.разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко – М., 1990.
3. Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. М., 1982.
4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М., 1985.
5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.- М., 1983 г.
6. Кузнецова, В.Г. Основы специальной психологии / В.Г. Кузнецова. - М., 2002.
7. Пантелеева, Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Л.А. Пантелеева // Журнал «Логопед». – 2004. - №4.
8. Парамонова, Л.Г. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе»: сб. тестов и развивающих упражнений / Л.Г. Парамонова, М.Н. Ильина. – СПб

15