Методические рекомендации преподавателям по вопросам мотивации обучающихся к участию в творческом конкурсе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. БОРОВОЕ»
Методические рекомендации преподавателям по вопросам мотивации обучающихся к участию в творческом конкурсе
Методические рекомендации составила:
Файт Наталья Петровна, методист ДШИ с. Боровое
с. Боровое, 2016 год
Аннотация
В данной методической работе рассмотрены проблемы мотивации обучающихся к участию в творческих конкурсах разного уровня; проанализированы такие понятия, как мотивация, функции мотивации, причины падения интереса обучающихся к учёбе и конкурсам. Работа включает в себя методические рекомендации для преподавателей дополнительного образования детей в сфере культуры и искусств по вопросам мотивации обучающихся к участию в конкурсах.
При разработке данных рекомендаций использовался опыт работы других педагогов, собственного опыта и изученной литературы по данной теме.
Сведения об авторе:
Файт Наталья Петровна, методист, преподаватель первой квалификационной категории МКУДО «ДШИ с. Боровое» 8-906-907-53-05
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили
I. Пояснительная записка
Дополнительное образование, как вспомогательное к основному, помогает осуществлять заказ государства – воспитать настоящего гражданина России, развить его творческую составляющую.
С учетом ФГТ творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося. Участие в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и преподавателей ДШИ. Но последнее время от преподавателей ДШИ можно услышать, что у детей уже с 3 класса пропадает желание принимать участие в конкурсах, они не проявляют активность на уроках, бездействуют. И что же делать? Кто виноват? Как правильно выстроить свою работу, чтобы ребёнок проявил желание участвовать в конкурсах, проектах, исследованиях, и стал активным участником в жизни школы, или это безвыходная ситуация?
Эта проблема показалась мне актуальной, и я решила помочь преподавателям разобраться в сложившейся ситуации.
Цель работы: оказание методической помощи преподавателям по вопросам мотивации ребёнка к участию в творческом конкурсе, составление методических рекомендаций по данной проблеме.
План работы:
Выяснить, происходит ли развитие творческих способностей ребёнка посредством участия в конкурсах;
Проанализировать передовые технологии по затронутой проблеме;
Подготовить рекомендации для преподавателей по данной проблеме.
II. Основная часть
1.1. Теоретическая часть
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Результативная сторона мотивации выступает в двух видах. С одной стороны, она связана с постановкой далеких перспективных целей, с другой - с принятием ребенком целей и задач в самой учебной деятельности, в процессе урока.
Проблемы мотивации были предметом исследования многих ученых. Формирование мотивации учения изучалось А.К. Марковой, В.И. Василовским, Г.И. Щукиной, Ю.Н. Кулюткиным, B.C. Ильиным, Р.А. Ждановой, Г. С.Сухобской.
А.Н. Леонтьев считает, что «мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности». А так же он выделяет две функции мотивов: функции побуждения и смыслообразования.
Почему же так происходит: интерес к обучению, к участию в конкурсах от класса к классу уменьшается, многие дети начинают лениться и стремятся попустить урок, их старательность уменьшается, авторитет преподавателя падает. В чем причины подобного явления? Ведь изначально дети приходят в школу с ярко выраженным желанием учиться, и у большинства из них имеется устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности. Исследования психолога М. Ф. Морозова обнаруживают, что сам по себе интерес к явлениям и событиям окружающего мира от класса к классу не только не угасает, но продолжает развиваться, становясь все более напряженным и весомым, более сложным по содержанию. Однако этот интерес, по-видимому, недостаточно удовлетворяется в школе.
Причины падения интереса к обучению, к участию в творческих конкурсах весьма разнообразны. Чтобы уметь противодействовать им, следует четко представить главнейшие мотивы обучения как деятельности, их «потребностную» природу.

Формирование мотивации - это решение вопросов воспитания личности. Характерные, часто актуализирующиеся мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами. Активность, увлеченность, ответственное отношение к труду взрослого человека закладываются уже в школе, в процессе учебной деятельности ребенка. Формирование общественно значимых мотивов, разумных потребностей личности является одной из важнейших задач социальной политики нашей страны.
Сегодня процесс обучения тесно связан и с конкурсами различного уровня, которые не только поддерживают и развивают интерес к изучаемому предмету в ДШИ, что и без того самоценно, но и стимулируют познавательную активность, инициативность, самостоятельность учащихся в работе с дополнительной литературой. Участие в конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Творческие конкурсы объединяют обучающихся и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения.
Конкурсы, фестивали – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности преподавателя. Когда обучающийся принимает участие в конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу преподавателя, но и образовательного учреждения в целом.
Проведение конкурсов способствует выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, расширению кругозора, развитию мотивации к изучению предмета, повышению уровня достижений, самоутверждению. Происходит социальная адаптация детей во время проведения конкурсов, общения со сверстниками. У детей появляется желание стать успешнее, лучше учиться, а у преподавателей - стремление лучше работать, применять новые приемы на уроках. У родителей повышается уважение к школе, доверие к ней.
Цель конкурсов – дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к познанию. Участие в них помогает профессиональному самоопределению. Удовольствие от выполнения заданий и радость победы лауреата и участника могут «зажечь путеводную звезду» и привести к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку.
Каждый ребёнок, принимая участие в конкурсах, преследует какие-то свои цели. Для самых маленьких этот опыт станет полезным дополнением на первых этапах обучения, когда, собственно, и формируются не только начальные умения ребёнка познавать окружающий мир, но и его отношение к искусству на протяжении всей его последующей жизни. Любой конкурс, фестиваль – это не только проба сил, но и расширение мировоззрения ребёнка, предоставление ему возможности саморефлексии от участия, общения и выступления. Яркость побед и горечь поражений могут стать дополнительным мотивом для продолжения занятий по выбранному виду деятельности, желания доказать самому себе своё превосходство и мастерство.
Ценно участие в конкурсах и для старшеклассников, ведь это не только хороший способ углубить свои знания, но и возможность проявить себя в целом. Не стоит забывать и о том, что участники после подведения итогов, как правило, получают дипломы, которые могут стать отличным дополнением для дальнейшей ступени образования.
В нашей школе наблюдается устойчивый рост интереса к интернет-конкурсам, они являются великолепным элементом информатизации образовательного процесса, а также предоставляют широкие возможности приобщения к культуре использования телекоммуникационных технологий в образовании, позволяют выявлять наиболее талантливых и творческих учащихся. Еще одним преимуществом дистанционных конкурсов является то, что участвовать в них могут все дети, причем как группами, так и индивидуально. Подведение итогов и определение победителей происходит в каждой возрастной группе либо по сумме баллов, набранных конкурсантами по всем номинациям, либо по каждой номинации отдельно среди всех участников. Отчет о конкурсе обычно публикуется на сервере образовательного центра, который их проводит.
1.2. Практическая часть
Методические рекомендации преподавателям по вопросам мотивации ребёнка к участию в творческом конкурсе.
1.Поддержка и одобрение взрослых.
Предлагая ребёнку принять участие в конкурсе, мы заведомо ставим его в ситуацию оценки и конкуренции. Это заранее сложные условия, поэтому решаются участвовать далеко не все. Здесь необходима поддержка и одобрение взрослых, нужен опорный человек в этой теме. Таким человеком могут стать как преподаватель, так и родители, а лучше всем вместе. И только тогда, почувствовав поддержку и одобрение, ребёнок в состоянии идти дальше.
Родители могут поддерживать своего ребенка такими словами: «Давай попробуем и посмотрим, понравится тебе самому рисунок или нет». Если рисунок ребенку понравился, можно предложить ему сделать следующий шажок – сравнить рисунок с работами других детей. А потом узнать у ребенка, понравились ли ему рисунки других участников или нет, и почему? И тогда, даже не заняв призовое место, ребенок может получить от конкурса положительный эффект и в дальнейшем захочет участвовать в подобном мероприятии.
Из моих личных наблюдений... задача преподавателя - это не просто подготовить обучающегося к конкурсу, главное - научить его адекватно воспринимать как победу, так и поражение. Настраивая своих воспитанников на конкурс, всегда проговариваю: «Главное не медаль за первое место, главное своя внутренняя пусть даже маленькая победа. Победа над собой». Мои учащиеся всегда с удовольствием принимают участие в конкурсах, радуются как своими, так и чужими успехами.
2. Правильно организованная мотивация преподавателя.
Правильно организованная мотивация - залог колоссального успеха. Именно организованного, так как я отвожу большую роль в формировании мотивации именно преподавателю. Насколько будет убедителен сам преподаватель, например, повествуя о конкурсах, насколько он будет сам поистине увлечен тем, что он пытается донести детям (а это отлично чувствуется и читается по блеску глаз, воодушевленному голосу и пр.); насколько он сам будет отчетливо представлять ценность того или иного мероприятия, ровно настолько преподаватель найдет отклик в сердцах своих воспитанников. Недостаточно только дать информацию, надо чтобы захотелось ее взять; недостаточно только говорить о возможных результатах, надо чтобы эти результаты захотелось достичь. Любой человек, будь то ребенок, будь то взрослый, действие совершает по желанию - в основе поступка будет лежать его собственный мотив. А что это будет - страх или удовольствие, безусловно, зависит от конкретной ситуации.
Ясно, что положительный мотив несет в себе массу преимуществ: с большим успехом преодолеваются трудности, по-другому организуется время и пространство, спокойнее воспринимаются неудачи, ощущается мобилизация внутренних сил. Преподаватель, как никто другой должен ратовать за формирование положительной мотивации, если нацелен на результат.
3. Демонстрация успехов обучающегося.
Чтобы сформировать устойчивый мотив, преподавателю нужно проводить регулярную работу по привлечению обучающихся к конкурсам, например, организовывать собрания по обсуждению результатов конкурса, где все ребята могли бы поделиться своими впечатлениями и побудить остальных к участию. Можно организовывать фотовыставки по прохождению конкурсов, чтобы у детей осталась добрая память о проделанной работе.
Еще, как вариант, для формирования мотивации можно использовать в своей работе технологию портфолио. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию. Четко организованная работа на этом фронте - отличный мотив к участию в конкурсах.
Персональные выставки, тематические стенды под названием «Мы годимся», демонстрирующие успехи конкретного ребёнка - его грамоты с участием, победами, фото кубков, медалей, также повышают мотивацию к участию в конкурсах.
4. Поощрение участников конкура.
После конкурса можно поощрить победителей и поставить отметку по предмету, к которому относился конкурс. Важно вручить грамоты или сертификаты ребятам – участникам конкурсов при всей школе, это тоже повышает мотивацию. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов).
5. Разъяснительная работа с обучающимися.
Для того чтобы ребята понимали, какое значение для них имеет участие в конкурсах, нужно проводить преподавателю разъяснительную работу с детьми: для младших школьников это могут быть примеры из жизни известных людей (желательно значимых для них), объяснить какое значение имело для них участие в конкурсе (спортсмены, артисты, эстрадные «звезды», ученые и т.д.). Со старшеклассниками проводить беседы, тематические встречи в направлении их будущей жизни по окончании школы, разъяснять, какие конкурсы им могут помочь для самоутверждения в жизни или будущей профессии.
6. Пример активного, эрудированного преподавателя.
Возвращаясь к вопросу о конкурсах, я считаю, чтобы детям захотелось в них участвовать, преподавателю нужно самому участвовать в различных конкурсах и обсуждать свои успехи, а иногда и минусы со своими обучающимися. Это сближает, ставя их по одну сторону от баррикад, которые возводит окружающая действительность. Обмен впечатлениями, взаимная поддержка, совместное переживание неудач - это поможет в поддержании желания действовать в том же направлении.
Дети, в большинстве своем, обладают духом соперничества. Как показывает практика обучающиеся всех возрастов с завидным азартом и энтузиазмом участвуют в конкурсах, с нетерпением ожидая результатов. Скорее всего, стоит вопрос об отсутствии мотивации среди преподавателей. В свое время Эйнштейн Альберт сказал: «Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример». Для ребят пример активного, эрудированного преподавателя - участника многочисленных конкурсов, может послужить тем самым необходимым стимулом личностного роста.
Ведите за собой обучающихся, уважаемые коллеги, и результат не заставит себя ждать!
IV. Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. М., 1972. 2. Каменская Е.Н.Основы психологии, Ростов н/Д, Феникс, 2003, 155 с.3. Лавриненко В. Н.Психология и этика делового общения, Москва, 2005, 215 с.4. Асеев В.Г.Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.5. Маркова А.К.Формирование интереса к учению у учащихся., 2000, 175 с.6. Мартова Т.В.Этика деловых отношений, Феникс, 2009, 252 с.7. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления, Ростов на Дону, 2009, 222 с.8. Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Педагогика, 2000. – 304 с.9. Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. — М., 1986. — 392 с. 10. Харламов И.Ф.Педагогика. – М., 197411. http://student.mirvmeste.com/news/kak-motivirovat-studenta.html12. http://www.rae.ru/monographs/77-280413. http://www.psychological.ru/ 14. http://rupravlenie.ru/wp-content/uploads/2009/10/3_Lifshits_Students-motivation.pdf15. http://www.unco.edu