Использование интерактивной доски на уроках истории

Использование интерактивной доски на уроках истории
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с. Девица
Усманского района Липецкой области
Матыцина Валентина Владимировна

21 век - век информационных технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь, а значит и в образовательное пространство, то есть в школу. Сейчас уже невозможно представить себе школу, в которой на уроках не используются ИКТ. Мультимедийные технологии позволяют сделать обучение наглядным, увлекательным, более эффективным. Компьютер, мультимедиа проектором, интерактивная доска –это необходимое оборудование каждого кабинета школы.
Интерактивные доски и программное обеспечение к ним выпускают разные производители. Я работаю с интерактивной доской SMART Board в программе Notebook .И именно использование этого оборудования приводит к тому, что оно способствует повышению уровня усвоения учебного материала, т.е. улучшает понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Давно установлено, что около 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% через слух и оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус. Но когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и потрогает, сам что-то воспроизведет, запишет, нарисует, смоделирует и т.п.. Интерактивная доска – лучшее из технических средств наглядного обучения, помогающее эффективному взаимодействию учителя с классом. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы можно успешно использовать для обучения. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать действия, относящиеся к излагаемому материалу.
 Методические возможности использования интерактивной доски:
Доска используется как в пассивном (экран для просмотра видео, презентаций), так и в активном режиме (использование всех функций интерактивной доски).
Использование доски для изучения нового материала: демонстрации наглядного материала, презентаций с введением кратких записей, составлением схем-записей. При этом есть возможность выделить главное на графических объектах, картах, изображениях, акцентируя на это внимание учеников. 
Использование доски для проверки и закрепления знаний учащихся: можно организовать работу с терминами или датами, картами, наглядностью, документами. Работа организуется как индивидуально, фронтально, так и в малых группах, что повышает эффективность урока.
Организация работы с письменными историческими источниками на уроках истории вызывает затруднения у ребят и воспринимается ими как скучная работа. Интерактивная доска дает возможность работать наглядно для всего класса с историческим источником. Для этого импортируем текст в формате Word в интерактивный режим работы. Учитель задает вопрос к документу, а ученики выделяют маркером, нумеруют и подчеркивают на доске в тексте источника фрагменты, подтверждающие их ответы.
При помощи функций интерактивной доски «непрозрачный экран», «электронное перо» «перетаскивание». и т.д. можно разнообразить задания. Учащиеся являются непосредственными участниками процесса, что позволяет активизировать учебную деятельность на уроке, создать ситуацию заинтересованности.
Интерактивная доска позволяет использовать задания разного уровня сложности, что повышает успешность детей.
Работа с интерактивной доской дает широкий простор для творчества учителя и учеников результатом чего является интерес к предмету.
Типы заданий, используемых при работе на интерактивной доске:
«Отметьте»
«Заполни пропуск»
«Кроссворд»
«Выделите»
«Личности в истории»
«Соотнесите»
«Историческая карта»
«Расположи в хронологической последовательности»
«Тесты»
«Схемы и таблицы»
«Работа с рисунками»
«Узнай по описанию» и т.д.
Правильное использование интерактивной доской на уроке позволяет добиться оптимизации учебного процесса.
Преимущества использования интерактивной доски на уроке:
доступность материала;
экономия времени;
усиление наглядности и «яркости» обучения;
укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых;
повышение внимания и заинтересованности учащихся к содержанию урока;
развитие творческих способностей учащихся;
многообразие видов деятельности учащихся и форм итогового контроля;
возможность представить материал, соединяющий звуковую, видео-иллюстративную информацию в единое целое.

Повышение эффективности обучения не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне. Да и сама доска не делает урок развивающим, таким его может сделать только учитель, ясно представляющий цель урока, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.





.