Конспект занятия по теме: «Спешим на помощь Городецким мастерам» по разделу Городецкая роспись (7-8 лет)

Управление образования Администрации г.о. Электросталь
Московской области
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «РОСТОК»












Конспект занятия по теме:

«Спешим на помощь Городецким мастерам»
по разделу: «Городецкая роспись»
с использованием игровой технологии.
Возраст детей 7-8 лет.



Выполнила:
педагог дополнительного образования
Дудина Ирина Владимировна

















Г.о. Электросталь
2014 г.

Конспект занятия
по разделу «Городецкая роспись».
Тема занятия: «Спешим на помощь Городецким мастерам»


С использованием игровой технологии.
Для обучающихся 7-8 лет
.
Время занятия: 2 часа.
Автор: педагог дополнительного образования Дудина И.В.

Цель занятия:
1.Привить любовь к русскому народному прикладному искусству (Городец).
2.Повысить интерес у детей к созданию сказочного Городецкого дерева через игровую технологию.

Задачи:
1.Закрепить знания детей об этом виде искусства.
2.Закрепить технику Городецкой росписи.
3.Закрепить умение выполнять Городецкие узоры для коллективной работы.
4.Развивать память, творческие способности детей, чувство цвета, мелкую моторику пальцев рук.
5.Создать психологически-комфортную обстановку на занятиях.
5.Активизировать словарь: «Городецкая роспись», бутон, розан, купавка, оживка,  подмалевок.

Тип занятий: комбинированный.
Методы обучения: беседа и практикум с применением игровой технологии, с элементами коллективной творческой деятельности и информационной технологии.
Формы обучения: индивидуальная. 

Оборудование и материалы: ноутбук для музыкального сопровождения и игровой викторины, литература с техникой выполнения городецкой росписи, плакаты с поэтапным выполнением городецких цветов, плакат «дерева» для росписи, картонные заготовки (кружочки, птички), гуашь, палитра, кисти №1, №4, банки с водой, клеёнка, салфетка.

Методические приёмы:
Игровой момент-почтальон приносит письмо из сказки от Василисы Премудрой. Педагог зачитывает его.
Повторение материала предыдущего занятия.
Игровой момент – «Волшебное превращение» (имитируя Городецкие цветы, двое детей, с головными уборами розана и купавки выступают в роли волшебников).
Игровая викторина с просмотром слайдов
Практическая работа (роспись цветов и птиц).
Физкультминутка со стихами и музыкальным сопровождением.
Коллективная компоновка цветов и птиц на сказочное дерево.
Коллективное разгадывание мини- кроссворда.

Литературный и музыкальный ряд:
Шпикалова Т.Я., Изобразительное искусство во 2 классе. Пособие для учителя. М.:Просвещение.1984 г.
Василенко В. «Народное искусство». Москва,1974 г.
Разина Т. «Художественные промыслы Подмосковья». Москва 1982 г.
Горяева Н. А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», учебник для 5 класса. М.:Просвещение. 2006 г.
Дорожин Ю.Г. «Городецкая роспись» Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Москва. Мозаика-синтез.
Танец маленьких утят.
Танец снежинок.
План занятий.
Организационный момент (педагог встречает детей и даёт им задание).
Основная часть.
Зачитывание письма от Василисы Премудрой.
Повторение пройденного материала (техника, элементы, цвета, используемые в Городецкой росписи, фокусы детей, викторина).
Практическая работа: роспись картонных заготовок цветов и птиц, коллективная компоновка и клейка расписанных цветов и птиц на волшебном дереве.
Заключительная часть.
Обсуждение и анализ выполненной работы. Мини-кроссворд.
Уборка рабочих мест.
Прощание с учениками.
Ход занятия. 1.Организационный момент.
Педагог встречает детей в классе.
-Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы заканчиваем раздел «Городецкая роспись» и поэтому сможем помочь Василисе Премудрой - оживить волшебное дерево. Мы от неё получили не простое письмо, а письмо из сказки.
2.Основпая часть.
Педагог читает письмо:
- Здравствуйте мои хорошие девочки и мальчики. Я Василиса Премудрая. Узнала я о вас много хорошего.  Знаю, что вы ребята, маленькие художники-мастера умелые и поможете мне расписать сказочное дерево.
В нашем тридевятом царстве, тридесятом государстве случилась беда. Поселился в наших краях злой волшебник Кощей Бесцветный. Уж очень он не любил красоту и яркие краски. Все он перекрашивал в серый и черный цвет. Было у него волшебное зеркало. Глядя в него, он видел все, что делается в нашей сказочной стране. Как-то раз заглянул он в свое сказочное зеркало и увидел: среди всей серости красивый город Городец. А жили в нем мастера-умельцы. Все в этом городе переливалось яркими красками. И люди там были веселыми и радостными. Ах, как рассердился Кощей Бесцветный: не бывать такой красоте на земле русской. Напустил он серой краски и город стал мрачным и унылым, а люди грустными и несчастными. А самое страшное, что он стер их память – они забыли свое дело. Забыли чудесную городецкую роспись. Так и останется все серым и унылым, если вы нам не поможете. А чтобы чары Кощеевы развеялись, нужно чтобы мастера вспомнили свою Городецкую роспись, а для этого нужно помочь волшебному деревцу расцвести Городецкими цветами и позвать на деревце Городецких птиц. Волшебное деревце с цветами и птицами вернёт мастерам память, а Кощей Бесцветный забудет навсегда своё колдовство.
Педагог:
-Ребята, вы согласны помочь Василисе?
- А какие цветы бывают в Городецкой росписи? (Выходят трое девочек с цветочными головными уборами: розан, купавка, бутон, кружатся и демонстрируют фокус).
-А какие краски использует художники для Городецких цветов? (Розовый, красный, голубой, синий).
-Почему роспись называется Городецкой?  (мастера жили в городе Городец, поэтому роспись и называется Городецкой).
-Какие предметы расписывают Городецкой росписью? (деревянную посуду, игрушки, мебель).
-Из каких элементов состоит Городецкая роспись? (Розан, купавка, бутон, оживка, листья).
-Что кроме цветов изображается в Городецкой росписи? (кони, птицы).
-Какие цвета используются в росписи?
-Что такое «оживка»? Для чего она нужна?  (штрихи на элементах узора белым краской, оживляют, освежают рисунок).

Педагог:
-Ребята, Василиса прислала нам фотографии цветов и попросила выбрать только Городецкие цветы, и найти в цветах ошибки. ( Педагог с детьми просматривает на компьютере слайды и дети выбирают Городецкие цветы и находят в них ошибки).

Педагог раздает детям пустые заготовки для росписи цветов и птиц.
- Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.
Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.
– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать цветы? (С большого круга, затем глазки и лепестки.)
Самостоятельная работа детей.
В процессе работы педагог советует детям – пока высыхает краска на больших кругах – цветах, бутонах, раскрасить у птиц хвосты, крылья ,грудку, а потом уже прорисовать “глазки и дужки”и не забыть о «оживке».
Физкультминутка (с музыкальным сопровождением).
Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
И покружимся немножко,
И попрыгаем слегка, На четыре руки шире, Пять, шесть – тихонько сесть,
Продолжаем мы опять Василисе помогать.

Готовые, высохшие цветы и птицы поочерёдно подносят педагогу и вместе приклеивают к волшебному дереву.(Работа проходит под музыкальное сопровождение).
Педагог:
-Теперь у нас волшебное деревце готово. Мы выполнили просьбу Василисы Премудрой, оживили дерево и с помощью волшебной силы Городецкие мастера обрели память и чары Кощеевы развеялись.
Дети высказывают свое мнение, почему им понравилась эта работа и какие цветы и птицы получились более аккуратны.
Педагог предлагает детям отгадать мини-кроссворд для закрепления.

1




п








2
р
о
з
а
н



г
о
р
о
д
е
ц







4
м
е
б
е
л
ь


5
к
р
а
с
н
ы
й



6
г
о
л
у
б
о
й


7
т
е
н
ё
в
к
а



р
о
з
о
в
ы
й




о
ж
и
в
к
а





10
к
у
п
а
в
к
а






1.Первый этап в Городецкой росписи.
2.Название цветка, у которого «глазок» всегда в центре.
3.Город, в котором жили мастера.
4.Предметы, которые расписывали Городецкой росписью.
5.Цвет краски для лепестков у розана.
6.Цвет краски для подмалёвки купавки.
7.Второй этап в Городецкой росписи.
8.Цвет краски для подмалёвки розана.
9.Название этапа, который оживляет и освежает рисунок в Городецкой росписи.
10.Название цветка, у которого «глазок» расположен в любой стороне круга.

Педагог:
– Молодцы ребята, все постарались, отгадали правильно кроссворд и помогли Василисе и мастерам. Они вам очень благодарны.

 


Заголовок 115