Возрастное развитие координационных способностей у юных ходоков


Возрастное развитие координационных способностей у юных ходоков
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность. В теории и практике физической культуры проблемы воспитания физических качеств и их влияния на спортивную деятельность актуальна на сегодняшний день, так как исследование и развитие физических качеств являются одной из главных проблем в области физической культуры и спорта. Разнообразные двигательные действия формируются в течении жизни человека под влиянием многих факторов и процесс их формирования может приобретать различный характер, оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Подростки занимающиеся разными видами спорта имеют различный уровень физической подготовки и проявления основных двигательных качеств.
Объектом исследования. Является тренировочный процесс направленный на развитие координации у юных ходоков.
Предметом исследования. Является влияние различных упражнений на уровень общей и специальной физической культуры
Цель исследования. Определить динамику возрастного развития координационныйх способностей у юных ходоков
Гипотеза исследования. Предполагалось, что высокая эффективность тренировочного процесса юных спортсменов в переходном периоде может быть достигнута при соблюдении следующих условий:
- обеспечения всестороннего физического развития и подготовленности юных спортсменов;
- сочетания в тренировочном процессе средств активного отдыха, упражнений для развития координации и средств специальной подготовки ходоков.
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1 Координационные способности
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методики физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.
В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. Coordination – согласование, сочетание, приведение в порядок). Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие – то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический) (О.А. Двейрина).
Еще в 1946 году в книге «Физиология человека» крупнейший и авторитетнейший отечественный ученый в области биомеханики человека , физиологии активности и теории управления движениями Н. А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е превращение их в управляемые системы». Это определение и по сей день является одним из наиболее распространенных и общепризнанных. По мнению Н.А. Бернштейна (1947,1991), главной трудностью управления двигательного аппарата является преодоление избыточных степеней свободы. Как известно, по подсчету О. Фишера (1906), с учетом возможных перемещений между туловищем, головой и конечностями в человеческом теле находится не менее 107 степеней свободы (возможных основных направлений движений). Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы. Поэтому основная задача, которую должны решать при координации движений, - исключение избыточных степеней свободы (Ю.Ф. Курамшин 2003).
Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения. Поэтому происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей. ( Л.П. Матвеева и А. Д. Новикова.)
При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов, затем — за счет коротких физических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональный спортсмен. Однако координация нужна не только в спорте. От нее зависит каждое движение человека.(В.М. Покровского,
Г.Ф. Коротько). В.И. Лях (1995) указывает на то, что понятием координационных способностей начали широко пользоваться в последнюю четверть XX в. для конкретизации представлений двигательного качества ловкости. Координация движений рассматривается как совокупность трех видов координации: нервной, мышечной и двигательной. Деление носит условный характер, поскольку координация – это единый процесс центрально-периферической организации движений. Нервная координация представляет собой интегральный показатель взаимодействия афферентных систем организма и программирования движения, приводящего в конкретных условиях к решению данной двигательной задачи.
Мышечная координация – это согласование напряжений мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Сложность мышечной координации вытекает из биомеханической сложности движений человека. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею. Совместно действующие мышечные группы, руководимые нервными центрами, часто определяют как нервно-мышечную координацию.
Двигательная координация рассматривается как согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующие двигательной задачи, текущей ситуации и функциональному состоянию организма. Именно в двигательной координации в полной мере отражаются особенности нервно-мышечной координации, а так же влияние внешних условий движения звеньев тела. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею.
(Д.Д. Донской 1971).
Наряду с указанными выше видами координации следует различать и такие разновидности, как сенсорно-моторная и моторно-вегетативная, от которых зависит качество выполнения задач. Первая связана с согласованием деятельности опорно-двигательного аппарата и особенности сенсорных систем (анализаторов) – зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной по восприятию, обработке (анализу и синтезу) и передачи афферентной информации при регуляции движений и позы тела. К ним, в частности, относятся зрительно-двигательные координации, вестибуломоторные и др.
Сенсорно-моторный тип координации требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов – зрительных, слуховых, тактильных и их сопоставления с внутренними сигналами – проприоцептивными и вестибулярными. Любое мышечное движение связано с деятельность вегетативных систем, поэтому координация вегетативных функций оказывает большое влияние на успешное решение двигательных задач (Е.П. Ильин, 1973, 2003)
Координацию движений (двигательную координацию) можно рассматривать как результат согласованного сочетаний функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной взаимосвязи между собой, т.е как единое целое (системный уровень), либо как результат слаженного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма (местный, локальный уровень)
(Ю.Ф. Курамшин, 1999; А.А. Мирошников, 2000)
1.2 Виды координационных способностей и их классификация.
Ряд авторов ( С.Н. Монастырев, 1986; Л.П. Шульгатый, 1999; В.П. Озеров 2002; А.Ю. Макаров, 2003; И.М. Козлов, 2003) исследуя вопросы формирования двигательных навыков, прямо или косвенно показали положительное влияние оценок временных характеристик на эффективность двигательных действий.
Координационные способности очень многообразны и специфичны для каждого вида спорта. Однако их можно дифференцировать на отдельные виды по особенностям проявления, критериям оценки и факторам, их обусловливающим. Опираясь на результаты исследования ( С.С. Гужаловский, 1984; В.Н. Платонов, 1997), можно выделить следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей:
Способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений;
Способность к сохранению устойчивости позы (равновесия);
Чувство ритма;
Способность к ориентированию в пространстве;
Способность к произвольному расслаблению мышц;
Координированность движений.
В реальной тренировочной и соревновательной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии.
Ю.Ф. Курамшин (2001) к числу основных координационных способностей относит так же и способность к дифференцированию различных параметров движения ( временных, пространственных, силовых); способность к перестраиванию движений; способность к соединению (комбинированию) движений; способность подстраиваться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи; способность к управлению временем двигательных реакции; способность предугадывать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом.
Целый ряд координационных способностей Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов (2001) разделяют на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности.
Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят от «чувства пространства» , «чувства времени», «чувства прилагаемого усилия». Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещения (В.Б. Коренберг, 1979; Ю.М. Кабанов, 1996; А.Л. Кабанов, 2002).
Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется излишним, чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Уровень координации человека определяется следующими способностями:
1. быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
2. точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
3. дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
4. приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
5. прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;
6. ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность "умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью".
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Классификация координационных способностей.
Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность.
Для эффективного Формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к Физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей.
Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:
- способность к реагированию;
- способность к равновесию;
- ориентационная способность;
- дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.
Способность к реагированию это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голосом.
Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тепа в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Первыми применять так называемые упражнения на "равновесия", то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.
Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).
Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся ситуации или движущегося объекта. Например, выход после прыжка в три оборота, акробатические прыжки, вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.
Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек, ритмическая способность при броске.
Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.
1.3. Средства воспитания координационных способностей, основные приемы воспитания координационных способностей
Практика воспитания физического воспитания и спорта располагает основным арсеналом средств для воспитания на координационные способности.
Основным средством для воспитания координационных способнос¬тей являются физические упражнения повышенной координационной слож¬ности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыж¬ками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.
Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.
На стартовой тренировке применяют две группы таких средств:
1. Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.
2. Развивающие, направленные на непосредственно воспитание координационных способностей, проявляющихся конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Зятем, они теряют свою ценность, так как любое, основанное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, но стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Основные приемы воспитания координационных способностей.
Координационная способность – определение более емкое, чем ловкость и рассматривается этот вопрос шире.
Ловкость – только часть координационных способностей.
Координацией является одна из важных функций употребления движениями человека, а именно: согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему, соответственно поставленных двигательных задач.
Двигательное действие – это сложное структурное образование, элементом которого являются следующие части движения:
- интеллектуальная (когнитивная);
- чувствительная (сенсорная);
- исполнительная (моторная).
Между этими элементами существуют многообразные связи, которые еще более усложняют анализ координационных способностей. Существует много типов координационных способностей:
1 тип. Реагирующая способность (слуховая и зрительная).
Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метоп позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать задания быстрее и точнее.
Для воспитания способности к реагированию следует применять:
а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);
б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);
в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный;
г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).
При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности.
2 тип. Способность к равновесию.
Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты, повороты или комбинации упражнений.
Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие.
Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.
Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.
3 тип. Дифференцированная способность.
При воспитании способности дифференцировать различные параметры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, "сближаемые" и "контрастные" задания.
При воспитании точности движений используется метод "контрастных" заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и тому подобно. Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение.
В процессе развития у детей пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную.
Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии.
Воспитание у детей способности точно реагировать величины силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и так далее.
Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки применения изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях.
При воспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами, воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе.
Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обучении выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе, формирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:
1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.
2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).
3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе).
4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков – быстро, 8 –медленно) и другие.
4 тип. Ритмическая способность.
Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.
Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.
Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).
Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой.
В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.
5 тип. Способность к переключению – проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры.
В процессе управления в движении необходимо использование различных видов коррекционных способностей, а ловкость является проявлением конвекционных способностей в быстрых, точных и относительно сложных движениях.
Двигательные координационные способности называются способности к согласованию определенных двигательных действий и операций в единое целое с учетом поставленной цели.
Отсюда следует сделать вывод по координационным способностям.
1. Коррекционные способности – это один из ведущих факторов эффективной двигательной деятельности.
2. Коррекционная способность более широкое понятие, чем ловкость, и включает его в себя.
3. В управлении движениями действиями координационные способности занимают промежуточное положение между координационными способностями (физические качества) и двигательными навыками и умениями.
1.4 Методика воспитания координационных способностей.
Воспитания координационных способностей:
Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Для развития координационных способностей следует использовать разнообразные варианты упражнений, - это гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания координационных способностей.
1. Основным методом являются упражнения (многократное повторение), а средством - физические упражнения.
Координационные способности будут возрастать, если их целенаправленно развивать совместно с координационными способностями (быстрота, сила).
Тренировочные средства бывают общие, то есть совершенствовать общий уровень способностей, выполняемых в грубой форме. И специальные – это совершенствование определенных координационных способностей и выполняемые с высокой точностью.
2. Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполнять под контролем сознания это:
наблюдение тренера или спортсмена;
объективно дополнительная информация (приемы самоконтроля);
использование зеркала или запись на видеопленку.
3. Использование дополнительных тренировочных средств, которые улучшают функцию анализаторов. При относительной пассивности занимающегося (использование вращающегося кресла или площади), для тренировки всестороннего аппарата (способность к равновесию).
4. Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности согласно выборочной задачи. Например, для волейболиста дифференцированная способность, для бегуна-спринтера – реагирующая способность.
5. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических примеров будет повышаться сложность тренирующих средств.
Существуют методические приёмы для воспитания конкретных способностей:
1. Варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных положений, из положения лежа, сидя).
2. Изменение внешних условий (помещения, температура, ветер, снег и так далее).
3. Комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий).
4. Выполнение упражнения при недостатке времени (приседание за 30 секунд).
5. Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка, хлопок по плечу, выстрел.
6. Выполнение упражнения после предварительной подготовки – для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных действий.
Основным средством развития и совершенствования координационных способностей являются координационные упражнения. Их множество, и разделяются они на две группы:
а) упражнения, совершенствующие координационные способности, скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания);
б) упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость, предъявляются повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при значительном утомлении (лыжи, бег на длинные дистанции, спортивные игры и так далее).
Методические приемы для совершенствования координационных способностей, которые делятся на две группы:
1. Изменение способа выполнения движения:
направление движения - ведение с изменением направления;
силовые движения;
темп движения;
объем движения;
ритм движения;
исходное и конечное положение;
зеркальное выполнение движения.
2. Изменение условия выполнения при сохранении способа:
постоянно меняющееся условие;
постоянные силовые упражнения;
предварительная нагрузка;
предварительные раздражители вестибулярного аппарата;
дополнительное задание во время применения;
комбинирование с другими упражнениями.
Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностей.
1.5 Задачи развития координационных способностей.
Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.
При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц. Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке.Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.Включение человека в сложную систему «человек—машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исходя из этого, определены следующие задачи профессионально-прикладной физической подготовки по развитию координационных способностей:1. улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);2. развитие координации движений неведущей конечности;3. развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.( Г.Б. Мейксон, 1966; В.П. Назаров, 1969;
В.С. Фапфель, 1975; В.А. Сальников, 1997; В.А. Нестеров, 1997; Е.В. Попова, 1997; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2001).СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Абросимова Л.М., Фруктов А.Л. О роли «скоростных» тренировочных занятий накануне соревнований высококвалифицированных легкоатлетов на длинные и сверхдлинные дистанции.//Теория и практика физической культуры, 1959. № 6.-С. 12.
Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г. – 235с.
Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. – 200с.
Булкин В., Лутковский Е., Ребриков В. Управление предсорев-новательной подготовкой//Легкая атлетика, 1977. 11. - С. 10.
Булкин В.А., Ершова E.H., Медведев B.H. Структура и содержание комплексного педагогического контроля. Комплексный педагогический контроль в процессе управления спортивной тренировкой. - Л., 1984.-С. 17-24.
Булкин В.А., Ершова E.H., Медведев В.Н. Средства и методы педагогического комплексного контроля. Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов. Л., 1985. - С. 9 - 16.
Гобик М.А., Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт, 1988 г. – 127с.
Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 264с.
Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988 г. - 186с.
Евтеев В., Макаров А., Варшавский Б. Предсоревновательная подготовка//Легкая атлетика, 1977. № 6. - С. 21.
Запорожанов В.А. Вопросы управления//Легкая атлетика, 1976. -1.-С. 14, 2. С. 10.
Захаров М.С. Изменение двигательных и вегетативных параметров ходьбы с разной скоростью и в процессе утомления: Автореф. дис. .канд. биол. наук. М., 1974. - 39 с.
Захаров М.С., Фруктов А.Л. Двойная опора в спортивной ходьбе//Легкая атлетика, 1972. № 1.,- С. 18.
Зациорский B.M., Волков Н.И., Фруктов А.Л. Исследование переноса тренированности в беге и ходьбе//Теория и практика физической культуры, 1959. № 10. - С. 759.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1970. - С. 118-172
И. Платонов В.И. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986.-284 с.
Израель 3., Чоговадзе А. Влияние больших нагрузок на функциональное состояние стопы спортсменов.//Теория и практика физической культуры, 1966. № 1. - С. 30.
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.:. Просвещение, 1988. -203 с.
Каймин М., Тюпа В., Полозков А., Фруктов А., Михайлов Н. Два стиля спортивной ходьбы какой лучше?//Легкая атлетика, 1979. - № 12.-С. 10.
Каймин М.А. Критерии эффективности техники спортивной ходьбы на предельных скоростях и их использование в тренировочном процессе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1984. 20 с.
Каймин М.А., Тюпа В.В., Ярмульник Д.Н. Биодинамика ходьбы. Ташкент: Медицина, 1987. - 70 с.
Козлов В.И. Гладышева А.А. Основы спортивной морфологии. - М.: ФиС, 1977.-103 с.
Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998г. - 146с.
Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 1996 г. - 204с.
Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999 г. - 165с.
Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 г. - 211с.
Мейксон Г.Б., Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. - М.: Физкультура и спорт, 1997 г. - 235с.
Николаиди Ф.И. Нужно идти правильно/Легкая атлетика, 1974.-№4.-С. 24.
Николаиди Ф.И. Основные параметры техники спортивной ходьбы и специальные средства их совершенствования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1982. -21 с.
Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976 г. - 354с.
Озолин Н.Г. Опыт применения динамометрии для фиксации изменения тонуса нервной системы спортсмена в процессе тренировки/Пеория и практика физической культуры, 1952. № 12. - С. 889.
Озолин Н.Г. Реальная альтернатива//Легкая атлетика, 1990. № 11.-С.8.
Озолин Н.Г. Спортсменам о спортивной тренировке. М.: Физкультура и спорт, 1966. - 75 с.
Персон P.C. Мышцы антагонисты в движениях человека. М: Наука, 1965,- 115 с.
Полозков А.Г. Экспериментальное исследование техники, средств и методов тренировки юношей в спортивной ходьбе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тарту, 1972. - 17 с.
Пономарев Н.И. Основы спортивной тренировки/УТеория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1969.
Сирис С. Воспитание двигательных навыков. Легкая атлетика, 1969.- 1.-С. 25-26.
Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М.: Академия, 1997 г. – 156с.
Сулейманов И.И. и др., Общее физкультурное образование: Учебник. Том 1. Школьное физкультурное образование. Часть 3. – Омск: СибГАФК, 1999 г. - 128с.
Суслов Ф.П., Теория и методика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1997 г. – 105с.
Тер-Ованесян A.A. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1978. - 195 с.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: ФиС, 1974.-232 с.
Фольборт В. Система чередования утомления и отдыха как физиологическая основа тренировки//Избранные труды. Издательство Академии наук УССР, Киев, 1962. С. 379 - 383.
Фруктов А.Л. Спортивная ходьба. М.: Физкультура и спорт, 1961.- 106 с.
Фруктов А.Л. Спортивная ходьба. М.: Физкультура и спорт. -М., 1970.-56 с.
Фруктов А.Л., Ратов И., Муравьев В. Опорные реакции в спортивной ходьбе//Легкая атлетика, 1969. № 8. - С. 8.
Фруктов А.Л., Суслов Ф.П. Классификация основных специальных тренировочных средств//Легкая атлетика, 1971. № 6. - С. 11.
Харре Л., Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971 г. - 107с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.
Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 348с
Шубина И.Ф. Планирование тренировочного процесса в женской спортивной ходьбе на этапе специальной подготовки: Дис. .канд. пед наук. Омск, 1997. - 166 с.
Яковлев Н.М., Сметанкин A.A. Способ управления двигательными сокращениями мышц человека. Авт. свид. СССР по кл. А 61 В 5/02, 553968, заявл. 12.08.74, опубл. 15.04. 77.