Технологическая карта к уроку русского языка по теме Чередование гласных в корне слова.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Дисциплина / группа «Русский язык»
Группа 1 Р1
Тема занятия Чередующиеся гласные корня
Ф.И.О. преподавателя Трубанова Екатерина Александровна
Цель занятия Повторить изученное о правописании гласных в корне слова; систематизировать знания о правилах выбора букв в корне слов; совершенствовать умения словообразовательного анализа;
Подготовка заданий ЕГЭ части А.
Задачи занятия обучающие развивающие воспитательные
на основе повторения ранее изученного материала систематизировать знания о правописании гласных в корне слова;
рассмотреть варианты выбора букв в чередующихся корнях
закрепить навыки словообразовательного анализа
формирование самостоятельности мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение;
формирование навыков самостоятельной работы, работы с учебником;
развитие зрительной памяти;
воспитание умения контролировать свою деятельность и оценивать её;
воспитание познавательной активности, культуры общения.
Аппаратное и программное обеспечение Аппаратное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, локальная сеть, выход в Internet;
Программное обеспечение: MS Power Point, MS Word
Методическое описание ЦОР Обучающие, демонстрационные, моделирующие
Тип занятия Усвоение и первичное закрепление новых знаний
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1 Организационный момент
Цель Сообщение темы урока, постановка цели урока, сообщение этапов урока
Длительность этапа 4 мин
Форма организации деятельности обучающихся Фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, координатор
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация слайда, содержащего цель и задачи занятия, выполненного в среде MS Word
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2 Проверка домашнего задания
Цель Выяснить степень усвоения ранее изученного материала
Длительность этапа 8 мин
Форма организации деятельности обучающихся Фронтальная, индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, аналитик, эксперт
Основные виды деятельности преподавателя Анализ типичных ошибок
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация слайдов, содержащих ГДЗ
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 3 Актуализация знаний
Цель Подготовка к восприятию нового учебного материала (повторение правил выбора гласной в корне слова)
Длительность этапа 15 мин
Форма организации деятельности обучающихся Фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, координатор, эксперт
Основные виды деятельности преподавателя Организация фронтального и индивидуального опросов, комментирование ответов, координирование самостоятельной работы обучающихся
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация слайдов с учебным заданием
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 4 Изучение нового материала
Цель Ввести определение постановки проверяемых гласных в корне слова и чередующихся гласных в корне слова
Длительность этапа 25 мин
Форма организации деятельности обучающихся Фронтальная, индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе Лектор, организатор беседы, демонстратор, аналитик
Основные виды деятельности преподавателя Подача нового материала, демонстрация презентации
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация презентации «Чередование корней» ( *.ppt, 1 МБ)
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 5 Закрепление и систематизация полученных знаний
Цель Закрепить полученные знания, сформировать умение применять правила постановки безударных и чередующихся гласных
Длительность этапа 30 мин
Форма организации деятельности обучающихся Фронтальная, работа в малых группах
Функции преподавателя на данном этапе Координатор рассуждений студентов, организатор и координатор самостоятельной работы обучающихся
Основные виды деятельности преподавателя Инструктаж по выполнению задания, координирование рассуждений обучающихся
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 6 Рефлексия
Цель Оценка результатов занятия. Подведение итогов
Длительность этапа 8 мин
Форма организации деятельности обучающихся Фронтальная, индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, эксперт
Основные виды деятельности преподавателя Организация фронтальной беседы, инструктаж по домашнему заданию, оценка результатов занятия
Учебный элемент, время Учебный материал с указанием задания Рекомендации по выполнению
УЭ-1
(4 мин) Организационный момент
Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами вы должны
1) повторить и систематизировать знания о правописании гласных в корне слова;
2) рассмотреть случаи исключения из правила;
3) научиться дифференцировать варианты написания слов с проверяемыми и чередующимися гласными в корне;
4) применять правила правописания на практике;
Внимательно прочитайте цели занятия
УЭ-2
(8 мин) Проверка домашнего задания
Цель: выяснить степень усвоения ранее изученного материала
УЭ-3
(15 мин) Актуализация знаний
Цель: повторить основное правило правописания чередующихся гласных
Перед вами слайды, содержащие примеры слов с чередующимися корням. Сделайте вывод и запишите в бланк информацию об условиях выбора правописания чередующийся гласной в корне. За каждый правильно найденный пример начислите себе балл.
1. Корни –кос-, -кас- 1. Касаться/коснуться
Касание/прикосновение
2. Корни -зор-, -зар-
-гор-, -гар- 2. Заря/зори
зоревать
3. Корни –раст-, -рощ-
-скак-, -скоч- 3. Растить/заросли
Выращивать/выросли
Росток, ростовщик
4. Корни -мак-, -мок-
-равн-, -ровн- 4. Обмакнуть/промокнуть
Сравнить/сровнять
5. Корни –бер-, -бир-
-пер-, -пир- 5. Соберу/собирать
Запереть/запирать
6. Корни –дер-, -дир-
-тер-, -тир- 6. Дерёт/отдирать
Натереть/натирать
7. Корни –мер-, -мир-
-блест-, -блист- 7. Умереть/умирать
Блестеть/блистать
8. Корни –стел, -стил-
-жег-, -жиг- 8. Застелить/застилать
Выжечь/сжигать
9. Корни –чет-, -чит-
9. Счеты/считать
Работайте самостоятельно.
Запишите верные ответы в бланк.
Выполните взаимопроверку, сверяясь с ключами.
Заполните оценочный лист.
КЛЮЧИ 1. Корни –кос-, -кас- 1. Суффикс -а- – пишется а
Без суффикса -а- – пишется о
2. Корни -зор-, -зар-
-гор-, -гар- 2. без ударения а под ударением о
3. Корни –раст-, -рощ-
-скак-, -скоч- 3. Чередование согласного в корне
4. Корни -мак-, -мок-
-равн-, -ровн- 4. Лексическое значение
5. Корни –бер-, -бир-
-пер-, -пир- 5. Наличие суффикса а- и
Отсутствие суффикса- е
6. Корни –дер-, -дир-
-тер-, -тир- 6. Наличие суффикса а- и
Отсутствие суффикса- е
7. Корни –мер-, -мир-
-блест-, -блист- 7. Наличие суффикса а- и
Отсутствие суффикса- е
8. Корни –стел, -стил-
-жег-, -жиг- 8. Наличие суффикса а- и
Отсутствие суффикса- е
9. Корни –чет-, -чит-
9. Наличие суффикса а- и
Отсутствие суффикса- е
Ф.И.О ______________________________________________________________
Группа_1Р1_____________ Специальность: 190631
№ п/п Корни с чередующимися гласными Условия постановки гласной в корне Кол-во
баллов
1 2 3 4
1. Корни –кос-, -кас- 2. Корни -зор-, -зар-
-гор-, -гар- 3. Корни –раст-, -рощ-
-скак-, -скоч- 4. Корни -мак-, -мок-
-равн-, -ровн- 5. Корни –бер-, -бир-
-пер-, -пир- Корни –дер-, -дир-
-тер-, -тир- 6. Корни –дер-, -дир-
-тер-, -тир- 7. Корни –мер-, -мир-
-блест-, -блист 8. Корни –стел, -стил-
-жег-, -жиг- 9. Корни –чет-, -чит-
Всего баллов УЭ-4
(25 мин) Изучение материала
Цель: отработать умение различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными; формировать навык правописания корней с чередующимися гласными.
Демонстрация презентации «Чередование гласных в корне слов» с комментариями преподавателя Внимательно слушайте объяснения преподавателя.
Делайте записи в тетради.
УЭ-5
(30 мин) Закрепление и систематизация полученных знаний
Цель: закрепить полученные знания, сформировать умение применять способы проверки гласных
1)
2)
3)
4)
а)
б)
Приступайте к самостоятельному решению заданий
Русский язык Греков, Крючкова, Чешко, стр. 58.
Работайте в группах. Решив каждое задание, сравните ответы с товарищами в группе. Если испытываете трудности при проверке – обратитесь к преподавателю. Проверьте правильность решенных заданий у преподавателя и оцените
УЭ-6
(8 мин) Рефлексия
Цель: Оценка результатов занятия. Подведение итогов.
1. Подведите итоги вашей работы, суммируя полученные баллы.
2. Запишите домашнее задание: учебник А.И. Власенков, упражнение 90, 91,94. Словарная работа.
1) Заполните оценочный лист и подведите итоги работы.
2) Запишите домашнее задание. Внимательно прослушайте инструктаж преподавателя по выполнению домашнего задания
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.О. __________________________________________________________
Группа ____________ Специальность 1190631ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ СПОСОБ ОЦЕНКИ КОЛ-ВО БАЛЛОВ
УЭ-1(вводный тест) взаимопроверка, преподаватель УЭ-5 (самостоятельное выполнение тренировочных упражнений) самооценка, преподаватель
Всего баллов:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«5» - более 21 балла; «4» - от 16 до 21 баллов; «3» - от 11 до 16 баллов.