Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 10 класса (базовый уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им. М.В. Ломоносова
с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара

«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
____________________
Руководитель МО
_________/____________/
Протокол №____
«___» _________ 2015 г.


«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МБОУ СОШ №6
____________ /__________/
«___» _________ 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ 6
___________ /С.А.Кручинина/
Приказ № ___
«___» _________ 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по обществознанию

среднего (полного) общего образования


Уровень программы: базовый

для 10 классов



Составитель:
Серова Т.В.
Высшая квалификационная
категория





Самара
2015


Паспорт программы
Класс
10

Предмет
Обществознание

Уровень программы
Базовый

Количество часов в неделю
2 ч.

Количество часов в год
68 ч.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004.

Рабочая программа составлена на основе программы
1.Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006
Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011
3. Человек и общество. 10 – 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев) / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008

Учебник
Человек и общество. Учебник для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.


Учебно-методические средства обучения (дополнительные)










Аннотация к рабочей программе

Класс 10
Учитель Серова Т.В.
Количество часов
всего за год 68 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных работ 4 , тестов 8;
Планирование составлено на основе ГОС 2004 г
1.Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006
2. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011
3. Человек и общество. 10 – 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев) / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008

Учебник
1. Человек и общество. Учебник для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
2. Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию для 10 класса
(базовый уровень)
Программа преподавания курса обществознания в 10 классе в 2014 – 2015 учебном году является модифицированной. Данная программа составлена на основе
1. Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006
2. . Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011
3. Человек и общество. 10 – 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев) / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008
Рабочая программа ориентирована на 10-е классы, рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. В данное планирование по обществознанию (базовый уровень) внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 70 часов, а 68 часов
(34 *2=68 часов).
Для изучения обществознания в 10 классе в 2014 – 2015 учебном году используются два учебных пособия:
1. Человек и общество. Учебник для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. Пособие рассчитано на использование в урочной деятельности в рамках школы.
2. Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. Пособие ориентировано на выполнение классных и домашних заданий
Интеграция двух программ и двух учебных пособий обоснована тем, что
Во – первых, практика сдачи ЕГЭ показала, что КИМы составлены в основном с опорой на материал Программы «Человек и общество» (10 – 11 классы, 102 часа) авторов: Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Е.И. Жильцовой, Л.Ф. Ивановой, А.Т. Кинкулькина, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева (М. «Просвещение», 2007) и учебного пособия 10 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. В базовом уровне преподавания обществознания введен ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Во-вторых, выбор модифицированной программы (усложнение курса) обусловлен тем, что 2/3 выпускников выбирают обществознание для сдачи ЕГЭ, т.к. данный курс является обязательным для поступления в ВУЗы.
В-третьих, программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.


Цели курса:
развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации;
развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
воспитание гражданской, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (базовый уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.
Формы организации учебного процесса:

коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 10-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и итоговой контрольной работы.
Плановые контрольные работы – 4; тестов – 8.

Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 2 часа в неделю в соответствии с БУП -2004г.



Наименование раздела
Кол- во часов
Темы контрольных работ
Дата проведения

10 класс

1
Введение
1




2
Общество
4
Тест 1



3
Человек
10
Тест 1
Общество и человек


4
Духовная культура
8
Тест
1



5
Экономика
4
Тест 1



6
Социальная сфера
15
Тест 2

Социальная сфера


7
Политическая сфера
12
Тест 2



8
Право как особая система норм
10
Тест 2
Политико-правовая сфера


9
Заключение
4
Годовая контрольная



Итого
68




Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Введение. Значимость социально-гуманитарного знания в современном мире.
Раздел 2. Общество. Общество и общественные отношения. Понятие общества. Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Общество как сложная динамичная система. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Раздел 3. Человек. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек, индивид, личность. Цель и смысл жизни человека. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Структура и мотивы деятельности. Виды человеческих знаний. Проблема познаваемости мира. Социальное познание, его особенности. Самопознание и его формы. Основные особенности научного познания. Естественные и социально-гуманитарные знания.
Раздел 4. Духовная культура Понятие культуры. Многообразие культур. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство в культуре. Народная, массовая, элитарная культура. Искусство, его формы и направления. Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Понятие морали и религии. Многообразие религий. Роль религии в России и современном мире. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.
Раздел 5. Экономика. Экономика и её роль в жизни общества. Зависимость уровня жизни от состояния экономики. Отношения собственности. Многообразие форм собственности. Распределительные отношения. Экономические системы: традиционная, командная, рыночная. Рыночные отношения в современной экономике. Виды рынков. Закон спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Экономическая культура.
Раздел 6 Социальная сфера. Социальная структура общества, многообразие социальных групп. Социальная стратификация и неравенство. Социальная мобильность. Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Тенденции развития семьи в современном мире. Молодёжь как социальная группа. Особенности социализации молодых людей. Этнические общности. Нации, национальное самосознание. Межнациональные отношения в современном мире. Национальная политика.
Раздел 7. Политическая сфера. Роль политической системы в жизни общества. Структура и сущность политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Признаки правового государства. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Демократия, её принципы и политические механизмы. Многопартийность и партийные системы. Парламентаризм. Политическая жизнь современной России.
Раздел 8. Право как особая система норм. Право в системе социальных норм. Признаки права. Система права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Понятие правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Виды и признаки юридической ответственности. Современное российское законодательство. Отрасли права: конституционное, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, экологическое. Правосознание. Правовая культура и правомерное поведение.
Раздел 9. Заключение. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса.


Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Перечень учебно-методического обеспечения
Программы
Сборник нормативных документов. Обществознание/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006
2. Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова) / Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011
3. Человек и общество. 10 – 11 классы (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев) / Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008

Учебник

1. Человек и общество. Учебник для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
2. Обществознание: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2007

Методические пособия
1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа./Кишенкова О.В., Татур А.О.- М.: « Интеллект- Центр»,2008.
2. Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы / Сост. Т.А. Корнева.- М.: Издательство «Глобус», 2009.
3. Обществознание.9-11 классы: тестовые задания/ авт.- сост. В.С. Медведева, 2008.


Список литературы
1. Преподавание истории и обществознания в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
2. Подготовка к итоговой аттестации. Обществоведение, 11 класс. - М: Просвещение, 2006
3. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию
1. 1С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.
2. Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
15