Технологическая карта к уроку русского языка по теме Морфология и части речи


Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Макарова И.В.


Предмет: русский язык
Класс : 6
Автор УМК: РыбченковойТема урока:
«Морфология. Части речи»
Тип урока: игровой урок, повторение
Цели:
ДеятельностныеСодержательные
Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы. Актуализация полученных знаний;
Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы. Творческие задания
Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала. способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять части речи в тексте;
формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
УУД
Этап мотивации
Цель: организовать направленное внимание на начало урока;
проверка готовности рабочих мест;
создание положительного настроя учащихся на урок. Прозвенел звонок, начинается урок.
: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных частях речи, изученных в этом учебном году.
– Скажите, какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология).
Вы очень удивитесь, когда узнаете, что несмотря на греческое происхождение этого слова (морфо – форма и логос –учение), изобретение этого термина принадлежит Гете – немецкому поэту, который долгое время занимался изучением форм и строением растений.
Есть чудесное слово КНИГА, непохожее на него слово ЧИТАТЬ, и совсем непохожее на них ИНТЕРЕСНЫЙ. Какое предложение мы можем составить из этих слов. Почему?
– Сегодня мы совершим космическое путешествие по морфологическим планетам. Делятся на 4 группы Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения
(Л).
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний
Цель: повторить и обобщить сведения частях речи Есть чудесное слово КНИГА, непохожее на него слово ЧИТАТЬ, и совсем непохожее на них ИНТЕРЕСНЫЙ. Какое предложение мы можем составить из этих слов. Почему? Придумывают предложения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.
Л 3 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Метапредметные:
умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации.
Познавательные:
строить высказывания в устной форме.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).
Постановка учебной задачи
Цель:
подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Мы на планете Имя существительное. Но что интересно! В центре планеты стоит чудесное колесо, и вам предстоит его правильно покрутить, иначе не сможете продолжить путь. (Слайд № 5)
ЗАДАНИЕ 2. “Чудесное колесо” (за каждое правильное слово – 1 балл)
ЗАДАНИЕ 3. “Космический гипермаркет”
ЗАДАНИЕ 4. “Четвертый лишний” (за правильный ответ – 1 балл + 1 балл за объяснение)
ЗАДАНИЕ 5. “В гостях у Куле-Муке”
Отвечают на задания. МетапредметныеМП.: формирование логических действий анализа объектов.
Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.
Построение проекта выхода из затруднения Отгадай загадку
ЗАДАНИЕ 7. “Потеряшки”.
ЗАДАНИЕ 8. “Выкуп”
ЗАДАНИЕ 9. “Сложные прилагательные”
ЗАДАНИЕ 10. “Где мы?”
ЗАДАНИЕ 11. “Найди нас”.
ЗАДАНИЕ 12. “Просклоняй-ка”.
ЗАДАНИЕ 14. “Чудесный чемоданчик
ЗАДАНИЕ 15. “Космическая буря” Отвечают на задания. Метапредметные познавательные
: формирование логических действий анализа объектов;
Адекватное понимание информации устного сообщения;
Владение разными видами чтения ( поисковым, изучающим текстов разных стилей и жанров.
Коммуникативные 5: осваивать культуру общения, слушать товарища.
Предметные -6: опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения
Метапредметные познаватеьные : установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.
Физкультминутка А теперь немного отдохнем.
Без сомненья, мы устали.Встали! Сели! Снова встали!Разогнулись, потянулись, Вправо-влево повернулись!Головою повертели!Сели! Встали! Снова сели!
Слова какой части речи помогли нам отдохнуть? Выполняют физминутку. 6.Первичное закрепление
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи. ЗАДАНИЕ 17. “Переводчик”.
ЗАДАНИЕ 18. “Полезные советы”.
Отвечают на задания.
Метапредметные познавательная:
формирование логических действий.
Метапредметные коммуникативная : Способность участвовать в речевом общении
7.Применение знаний и формирование умений и навыков На каких же планетах мы побывали?
Что нового вы сегодня узнали?
Маршрутные листы прошу всех сдать.
Та команда, которая займет 1 место, получит “5”.
Команда, занявшая 2 место, заработает “4”.
.Заполняют листы Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища.
Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание.
Цель:
закрепить полученные знания Пока вы пишете синквейн на тему “Урок”, я подвожу итоги нашего путешествия.
Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это текст из пяти строк. Как строится синквейн? Строгие правила таковы:
Первая строка – тема урока, выражается одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, имена прилагательные.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношения автора к данной проблеме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщающем уровне, повторяющее суть темы.
Выполняют задание Метапредметные:
формирование логических действий.
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).