Творческая работа Использование информационных технологий в начальной школе при изучении некоторых разделов на уроках математики

Комитет по образованию администрации г. Саратова
Городская аттестационная комиссия





Использование информационных технологий в начальной школе при изучении некоторых разделов на уроках математики



Творческая работа
на первую квалификационную категорию
учителя информатики
Муниципального образовательного учреждения
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
прогимназии «Кристаллик» Кировского района г. Саратова





г. Саратов, 2003 г.
Введение
Российское образование на современном этапе можно охарактеризовать широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открываются ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося [1]. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Персональный компьютер помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна. Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Облегчение доступности базы знаний за счет применения постоянно совершенствующихся средств мультимедиа (цветовое и звуковое оформление, анимация) и методик дистанционного обучения (обучающе-контролирующие программы, диалоговый режим, различные уровни сложности) изменяет ролевую функцию учителя в образовательном процессе. Важно научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса.
Использование компьютера на уроках математики в начальной школе позволяет развить интерес к предмету, внести новые интересные элементы в процесс обучения; формировать навыки самооценки и самоконтроля; развить навыки оказания взаимопомощи; формировать прочные навыки счета; удачно варьировать коллективную работу на уроке с индивидуальной.
В нашей прогимназии «Кристаллик» созданы условия для успешного введения информационных технологий. Поэтому тема работы была выбрана неслучайно, т.к. формирование элементарных математических представлений в начальной школе является важным моментом. В 1 классе на уроках математики выполнение арифметических вычислений на первых порах вызывает у детей много трудностей. Таким образом, урок информатики организован с целью закрепления знаний, полученных во время уроков математики, на основе опыта и использования современных программных программ. Творческое и эффективное применение информационных технологий на уроках математики является целью моих профессиональных изысканий.




















Использование информационных технологий
в начальной школе на уроках математики
Детям младшего школьного возраста еще достаточно трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, учитель для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте и т.д. Трудность в том, что дети становятся все более и более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Здесь стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывать индивидуальные психологические особенности памяти, мышления, внимания детей позволяет применение компьютерных обучающих программ на уроке. Таким образом, учащиеся с более высоким уровнем продуктивной деятельности могут при помощи компьютера добиться более ощутимых результатов, выполняя упражнения повышенной сложности.
Для отслеживания промежуточных и конечных результатов в своей работе я использовала Программный комплекс «Учебный мониторинг». Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Построение интегрированных уроков требует от учителя глубоких знаний как самого предмета информатики, так и интегрируемого в него предмета.
Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.
Рассмотрим программные продукты, используемые в учебном году на уроках математики при изучении некоторых разделов.
















Программное обеспечение для изучения некоторых разделов математики в 1 классе.




(Числа от 1 до 10(

состава числа;
порядковый счет
сравнение чисел;
сложение и вычитание чисел


(Числа от 10 до 20(

последовательность чисел;
табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20;
состав

(Числа от 20 до 100(

двузначные числа;
табличное сложение и вычитание чисел;
сравнение чисел по их месту в ряду



Программное обеспечение (ПО)


Программное обеспечение (ПО)

Программное обеспечение (ПО)


1


2

3

4

5

6

7

8

9

10

-(Медиа Хауз ( Математика на планете счетоводов

(Медиа Хауз ( Математика на планете счетоводов

(Планета чисел для малышей(

-Nikita (Вундеркинд+(

-(Мультис(
-(Медиа Хауз( Математика на планете счетоводов


-(Незнайкина Грамота(

-(Веселая математика(
-(Медиа Хауз( Математика на планете счетоводов

-(Медиа Хауз( Математика на планете счетоводов

-(Медиа Хауз( Математика на планете счетоводов

-(Медиа Хауз( Математика на планете счетоводов

-(Медиа Хауз( Математика на планете счетоводов


Далее мы рассмотрим ПО подробнее.
1. Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете.

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415
- В результате выполнения задания учащиеся отрабатывают навык работы с цифровыми клавишами на клавиатуре.
Математическая задача состоит в том, чтобы ученик правильно указал цифру на клавиатуре, которая соответствует количеству предметов, нарисованных на экране.
- в данном задании ребенок с помощью (мыши( указывает на тыкву, число на которой соответствует количеству появляющихся героев на экране за определенное время. За каждое правильно выбранное число на ветке внизу появляется вишенка.


13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415
2. В этом задании с помощью счетоводов необходимо рассадить семена в каждую лунку так, чтобы в следующей было на одно зерно больше, чем в предыдущей.
Задание выполняется с помощью (мыши(:
которая указывает куда двигаться: влево или вправо;
количество нажатий на правую кнопку указывает на количество посаженных семян

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415

3. Задача учащихся выяснить на каком листочке сидит больше животных, а затем с помощью (мыши(, удерживая левую кнопку, пересадить животных так, чтобы их стало поровну на листах.

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415
13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415

4. Детям предлагается посчитать примеры на сложение и вычитание, компоненты которых представлены в виде набора определенных предметов, а ответ нужно указать в числовом ряду на экране монитора. Происходит осмысливание знаков математических действий «+», «( », совершенствуются вычислительные навыки. Положительный эффект вызывает у детей оценка компьютером результата их вычислений: улыбающийся мальчик на экране при верном решении или огорченный в случае неудачного ответа.
При работе с этой программой дети используют манипулятор (мышь(.

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415

Тренажер позволяет сформировать навыки сложения и вычитания. Используя клавиши управления курсором (вправо, влево, вниз) учащиеся выбирают правильный ответ и направляют его к знаку (=(, неправильные ответы направляют на перо, где они лопаются.

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415

Целью этого задания является запоминание количества жуков, подлетающих к цветку, затем с помощью цифровых клавиш ребята показывают, сколько прилетело сначала, сколько потом, сколько получилось в результате.

На примере изучения чисел первого десятка выясняется, как образуется каждое следующее число в натуральном ряду, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми предшествующими или последующими числами, учащиеся знакомятся с различными способами сравнения чисел (сначала на основе сравнения соответствующих групп предметов, а затем по месту, которое занимают сравниваемые числа в ряду).
При изучении сложения и вычитания в пределах 10 дети знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами равенство, неравенство. При этом имеется в виду, что математические термины должны усваиваться детьми естественно.
13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415

5. В данном задании (мышь( имитирует карандаш, с помощью которого необходимо указать последовательность чисел, в результате правильного соединения получается забавная картинка, которая потом (оживает(.

6. В задании на сложение необходимо указать на цифровых клавишах количество фруктов, лежащих на тарелках, а затем узнать их общее количество. В задании на вычитание с помощью (мыши( необходимо разобрать забор по бревнам, которые связаны в определенном количестве, а затем с помощью цифровых клавиш указать порядок вычитания бревен.

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415
13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415
(Математическое болото( позволяет одновременно складывать и вычитать. Результатом выполнения задания будет перемещение (калькулятора(с помощью мыши с одного берега на другой. Следует учитывать, что за каждое построение мостика отнимаются баллы, а стоимость каждой кочки прибавляется.

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415
Задание состоит из двух частей и позволяет усвоить состав двузначных чисел.
1.Необходимо посчитать количество предметов в банке и выбрать подходящее число с помощью (мыши(.
2. На банке уже написано количество, необходимо из мешков набрать такое же количество предметов и положить в банку.

При изучении этого раздела учащиеся продолжают знакомиться с натуральным рядом чисел за пределами однозначных. Учатся образовывать числа второго десятка, получают двузначное число при сложении двух однозначных.
13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415

Задача ученика сосчитать предметы на экране, а затем выбрать с помощью (мыши( соответствующее количеству предметов двузначное число. Если такого числа нет, то ученик должен сам набрать число на цифровых клавишах.

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415

В этом задании дети составляют примеры на сложение и вычитание выбирая числа при помощи (мыши( из предложенных на экране так, чтобы там же выбрать и ответ к выбранному примеру.

13 EMBED Photoshop.Image.5 \s 1415

Цель этого задания – за определенный промежуток времени правильно расставить знаки сравнения с помощью (мыши(. В результате ученик получает поощрение о т счетовода.

При подборе программного обеспечения по выбранной теме присутствовали игровые задачи, стимулирующие интерес детей; дидактические задачи, а также задачи управления компьютером, которые определяли необходимый элемент компьютерной грамотности на уроке. Все уроки проводились в соответствии с санитарными правилами и нормами.


Формы проведения интегрированных уроков были разнообразны. Например, урок по теме (Числа от 1 до 10( были проведены в виде викторины, а по теме (Числа от 20 до100( в виде состязания. А также использовались уроки-презентации, уроки-путешествия и т.д.
По результатам проведения таких уроков в классах была проведена диагностика степени усвоения учебного материала с помощью программного комплекса (Учебный мониторинг(.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415










Заключение
Анализ интегрированных уроков с применением ПК в начальной школе показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей детей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий, овладении основами абстрактно-логического мышления.
Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение компьютерных технологий на самых ранних этапах. Расширение рынка обучающих и развивающих программ превращает эту реальность в целесообразность, а компьютеризация общественного производства и всех сфер жизнедеятельности человека делают целесообразность необходимостью.
Главным условием успешного внедрения информационных технологий в учебный процесс в младшем школьном звене является обеспечение преемственности учебных программ всех ступеней обучения, более эффективное интегрирование компьютерных технологий в систему межпредметных связей.
Накопленный опыт по данной теме позволяет применять его в работе с другими разделами курса математики в дальнейшем. Так, например, мною дальше подбирается и апробируется программное обеспечение по теме (Табличные и нетабличные случаи умножения и деления( для 2-ых и 3-их классов.








Литература
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М.: Знание, 1998. – 69 с.
Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду // Информатика. – 2000. – №6. – С. 16-21.
Ломко Е.Б. Развивающие игры фирмы «Никита» // Информатика и образование. – 1993. – №6. – С. 68-69.
Материалы IX и Х конференций «Информационные технологии в образовании» – «ИТО-2000, 2001».
Программно-методические материалы. Математика. Начальная школа/сост. И.А. Петрова. – М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Обучаем по системе Л.В. Занкова. Первый год обучения. Москва, 1993.



Примерный комплекс упражнений для глаз      1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.      2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.      3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.      4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.      Проведение гимнастики для глаз не исключает проведения физкультминутки. Регулярно проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.     








13PAGE 15


13PAGE 14515


13PAGE 15


13PAGE 141415




Root Entry