Разработка урока по теме Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Автор урока: Шепелева Т.И., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 51»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Львова С.И.
Тема урока: Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Содержательные: 1) дать представление о морфологии как разделе лингвистики; 2) научить различать части речи по грамматическим и морфологическим признакам, показать синтаксические признаки частей речи; 3) ввести в лексикон учащихся понятия самостоятельных и служебных частей речи.
Деятельностные: 1) формировать у учащихся умения реализации новых способов действий; 2) развивать познавательную, речевую и коммуникативную активность ребят; 3) формировать и развивать у учащихся умение высказывать и обосновывать свою точку зрения на рассмотренную проблему.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, любовь к родному языку; создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения; ориентирование на успех в любом деле.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; развитие познавательной, речевой и коммуникативной активности; формирование и развитие умения высказывать и обосновывать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.
Предметные: дать представление о морфологии как разделе лингвистики; научить различать части речи по грамматическим и морфологическим признакам, показать синтаксические признаки частей речи; ввести в лексикон учащихся понятия самостоятельных и служебных частей речи.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне 1.Приветствует учащихся.
2.Формулирует цели урока: рассмотреть слова с новой стороны, слова как части речи.(1 м.) 1.Представляют лингвистическую сказку.
2.Высказывают мнение о разделах лингвистики, которые изучают слово с точки зрения звучания и происхождения.
3.Пытаются сформулировать определение морфологии как раздела лингвистики (по аналогии с уже изученными разделами)(3 м.) Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение.2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и сознание потребности к построению нового способа действия. 1.Высказывает мысль о принадлежности слова к определённой группе слов.
2.Предлагает соотнести слово с группой слов. Игра «Руки вверх». Учитель называет имя существительное- ребята поднимают правую руку, имя прилагательное - левую, глагол - обе (яблоко, русский, лететь, высокий, высота, туман, строить, стройка, ребёнок, красивый, беседа, красота, красоваться).
3. Предлагает изучить биографию слова «Лилия».
4. Предлагает послушать стихотворение К. Бальмонта о лилии.
5. Предлагает учащимся вспомнить имя мамы Карелиной С. и имя бабушки Васильевой С. (Лилия) и перечислить признаки этого слова.
6. Вводит понятие «части речи». (3 м.) 1.Читают стихотворение о словах.
2. Определяют часть речи по вопросу. Игра «Руки вверх».
3. Представляют презентацию «Биография слова «Лилия» (индивидуальное домашнее задание).
4. Читают стихотворение К.Бальмонта о лилии (Карелина С.).
5. Вспоминают имя мамы и имя бабушки одноклассниц и перечисляют признаки слова «Лилия».
6. Представляют страничку истории о происхождении термина «части речи». (4-5 м.)
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
3.Этап осмысления. Первичное закрепление.
Цель: построение и фиксация нового знания 1.Создаёт проблемную ситуацию. Просит задать вопрос к словам «в» и «и».
2.Говорит о делении частей речи на две группы и вводит понятия «самостоятельные» и «служебные» части речи. (3 м) 1.Пытаются составить предложение из слов Мы, Россия, живём.
2. Пытаются составить предложение из слов Девочка, упала, поскользнулась.
3.Делают вывод о роли предлогов и союзов в предложении.
4.Выполняют синтаксический разбор предложения: Мы живём в России.
5.Делают вывод, что слова служебных частей речи сами по себе не являются членами предложения.
6.Определяют лексическое значение слов «школа» и «в».
7.Переносят схему в тетрадь.(5 м.) Взаимопроверка тетрадей. Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: оценивание усвоенного содержания.4.Динамическая пауза (этап физической разрядки).
Цель: сменить вид деятельности Физ. минутка (1м.) Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
5.Подведение предварительных итогов.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения 1.Предлагает определить принадлежность слов к самостоятельным или служебным частям речи, доказать своё мнение, выбрав правильные варианты из предложенных. (2 м.) 1.Исполняют лингвистическую песню на мотив «Пластилиновой вороны».
2.Высказывают мнение об алгоритме определения части речи по языковым признакам. (5 м.) Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.
6.Закрепление нового материала.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях 1.Предлагает составить высказывание Н.Рериха «Всякое общение с природой освещает человека». Помогает учащимся, называя признаки каждого слова.
2.Предлагает выполнить ряд заданий к стихотворению М. Ходяковой:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
3.Создаёт проблемную ситуацию. Просит надписать части речи над словами в первом предложении стихотворения.
4. Просит рядом с глаголом поставить частицу «не». Определить роль частиц.
5.Просит определить своё настроение после выполнения сложного задания, приклеив листочки оранжевого цвета (отличное настроение), жёлтого цвета (хорошее настроение), зелёного цвета (немного грустное настроение) на нарисованное дерево. (7 м.) 1.Составляют и записывают высказывание Н.Рериха, расположив слова разных частей речи в правильном порядке.
2.Вставляют подходящие по смыслу слова в стихотворение М.Ходяковой (работа в парах).
3.Выполняют задания к стихотворению: 1) найти глагол по схеме; 2) найти существительное по признакам; 3) найти предлог, имеющий пространственное значение; 4) составить синквейн к стихотворению.
4.Выполняют тестовое задание.
5. Определяют роль частиц. Познавательные: умение находить нужную информацию.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные: умение решать проблемы.
Личностные: способность оценивать свои действия.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания 1.Моделирует ситуацию возвращения к началу урока и просит сформулировать цели.
2.Предлагает составить синквейн:
- Первая строка содержит одно слово – название темы урока;
- Вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных,
- Третья строка – три глагола, определяющие вашу деятельность на уроке;
- Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, раскрывающих смысл слова на первой строке;
- Последняя строка – одно слово-ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в первой строке.
3. Выдаёт домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Раннее утро», «заставив работать» слова разных частей речи и собственное воображение. В первых двух предложениях над словами надписать часть речи, если возникает трудность, поставить вопросительный знак.(1 м.).
4. Выставляет оценки за урок (1 м.) 1. Формулируют цели урока.
2. Составляют синквейн, несколько зачитывают.
3. Подводят итоги уроков.
4. Записывают домашнее задание. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.
Приложение 1
Лингвистическая сказка
Действующие лица: ведущий, Колобок, Фонетика, Этимология, Морфология.
Ведущий:
- Было это или не было, но говорят, что было… Однажды выпало из сказки слово «колобок» и покатилось по дороге. Катится Колобок, а навстречу Фонетика.
- Ты кто?
- Я слово.
- Какое слово?
- Колобок.
- Какое?
- Ко-ло-бок!
- Вот теперь слышу, что ты слово: все твои звуки произносятся, как им положено, и ударение на своём месте. Звучи так и впредь!
Ведущий:
Но вскоре ему дорогу преградила Этимология.
- Ты кто?
- Я слово «колобок».
- А как ты устроено? Кто твои родственники?
- Не знаю.
- Не огорчайся, я тебе всё расскажу. Ты образовано от слова «колоб» (круглый хлеб) с помощью суффикса -ок-, который имеет уменьшительно-ласкательное значение, т.е. «маленький круглый хлебец». Ну а слово «колоб» образовано от слова «коло» (колесо). Теперь понятно, кто твои предки?
- Ура, оказывается, у меня есть родственники!
Ведущий:
Вдруг видит Колобок на пеньке сидит Морфология.
- Ты кто?
- Я слово «колобок», что значит «маленький круглый хлебец».
- А какая ты часть речи?
- Никакая. Я просто слово.
- Так не бывает. Каждое слово – непременно какая-то часть речи. Садись за парту, внимательно слушай и узнаешь, к какой части речи ты относишься.


Приложение 2
Стихотворение о слове
Всему название даю –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами!
Приложение 3
Презентация «Биография слова «лилия»
Цель: изучить биографию слова «лилия».
Гипотеза: биография слова интересна, как и биография человека.
Лексическое значение: лилия – луковичное растение с цветами нежного запаха, с прямым стеблем и крупными красивыми цветами в виде колокола. Белая л., Водяная л. (кувшинка). Встречается до 45 видов. Считается символом величия; в старину была изображена на гербах французских королей.
Этимология слова «лилия»: прилагательное лилейный, также поэтическое лилея (Карамзин). В немецком lilie, в польском lilia, в латинском lilium.
Ассоциации.
Эпитеты: ароматная, белоснежная, застенчивая, нежная, царственная, чистая, блистательная.
Высказывания о лилии.
Приложение 5
Стихотворение К.Бальмонта о лилии
В стране таинственной, далёкой,
Что первой смотрит на Восток,
Проснулся солнышку послушный,
Прекрасной лилии цветок.
Она всегда шелков воздушней,
Всех ароматнее духов.
Её рождение – как чудо;
Как дар таинственных богов!
Скользит над радужной планетой
Та, в мотыльковых башмачках,
Звенящая в улыбках лета
И в молодых ещё стихах.
Приложение 6
Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.
Приложение 6
Лингвистическая песня на мотив «Пластилиновой вороны»
Одну простую сказку,
А, может, и не сказку,
А, может, непростую
Хотим вам рассказать.
Её мы помним с детства,
А, может, и не с детства,
А, может, и не помним,
Так будем вспоминать.
Нам помнится Максиму,
А, может быть, Диане,
А, может быть, Ивану
Однажды повезло.
Спросил учитель строго,
Спросил про части речи,
А, может, и не речи,
Нет, всё-таки её.
И им на ум приходят
Слова «урок» и «двойка»,
А, может, и не «двойка»,А, может, даже «пять».
Послушайте, учитель,
А, может, одноклассник,
А, может, и директор,
Что тоже хорошо.
Слова «урок» и «школа»
Назвали нам предметы,
У них своё значение
И признаки ещё,
Им можем мы задать вопрос,
Как членам предложения,
Поэтому к служебным их никак не отнесёшь.
Идею этой сказки,
А, может, и не сказки
Поймёт не только взрослый,
Но даже карапуз:
Сиди за партой тихо,
Учи уроки дома
И, слушая учителя,
Мотай себе на ус!
Приложение 7
Тестовое задание
Укажите раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи:
а) фонетика; б) словообразование; в) морфология.
2. Найдите глагол:
а) красивый; б) красоваться; в) красота.
3. Укажите вариант, где представлены слова только самостоятельных частей речи:
а) в, около, крик; б) я, три, песня; в) семья, и, если.4. Какое утверждение неверно:
а) самостоятельные части речи не отвечают на вопросы; б) самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия; в) самостоятельные части речи являются членами предложения.