Урок русского языка Морфемика как раздел лингвистики (5 класс)

Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 им. Ю.А.Гагарина с. Сарыг-Сеп
Зубакина Татьяна Юрьевна
Тема: Морфемика как раздел лингвистики.
Цели: дать учащимся понятие морфем и их символов; ознакомить с морфемикой как разделом лингвистики; развивать навык разбора слов по составу, аналитические способности; воспитывать внимательность, аккуратность.
Формирование УУД:
- познавательные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; умение читать и слушать, извлекать нужную информацию, соотносить ее со своими знаниями и опытом;
- регулятивные: умение планировать свою деятельность; контролировать свои действия, оценивать результат своей деятельности и продвижения;
- коммуникативные: умение задавать вопросы и формулировать ответы по теме урока; контролировать и объективно оценивать действия партнера и свои собственные действия; выражать собственное мнение и позицию;
- личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Планируемые результаты: учащиеся будут знать предмет изучения морфемики – морфему, значимую часть слова; учащиеся научатся выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; объяснять языковые явления.
Ход урока.
1. Организационный момент.

2. Опрос по домашнему заданию.

3. Актуализация опорных знаний.
Приём «Найди соответствия».
Разделы науки о языке
Что изучает

Орфоэпия
Слова, их значение и употребление

Лексикология
Значимые части слова

Словообразование
Способы образования слов

Морфемика
Словосочетания и предложения

Синтаксис
Правила произношения


4. Мотивация учебной деятельности.
- В стихотворении пропущены слова, которые будут главными на уроке. Восстановите их и назовите тему сегодняшнего урока.

Та часть слова, что изменяется,
называется,
Остальную же часть слова
Именуем мы .
слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
За корнем
Обогрел местечко.
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Река большая
Превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь –
· всего лишь в печку.
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - .
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
(А.Косоговский)

5. Постановка целей и задач урока.

6. Работа над темой урока.
А. Пользуясь учебником, выпишите значения слов «морфемика», «морфема».
Б. Игра «Отгадай и объясни».
- Какая морфема самая главная в слове?
- Какая морфема стоит перед корнем?
- Какая морфема стоит после корня?
- Может ли слово содержать два корня?
- А две приставки?
- Какая часть объединяет почти все морфемы?
- Какая морфема стоит после этой части слова?
В. Игра «Кто быстрее».
Соберите слова, обозначив их части.

ветр
ой енн под ый


ветр е ветер
ветр

ян ищ


ок
Ответ: ветерок, ветрище, ветряной, подветренный.
В. Выполнение тренировочных упражнений по учебнику.

7. Рефлексия.
- Нарисуйте общую схему слова при помощи символов морфем.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности вы испытывали в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас сейчас настроение?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне (улыбающийся смайлик и грустный смайлик).

8. Домашнее задание: Придумать и разложить на морфемы (на отдельных листах) 4-4 слова для игры «Кто быстрее».