Урок по теме «Орфография как подраздел лингвистики»


Урок по систематизации знаний по орфографии за курс начальной школы для 5-го класса (начало года) разработала учитель русского языка и литературы Ломоносовской школы №5 Афанасенко Елена Ипполитовна
Обобщение и систематизация знаний по теме «Орфография как подраздел лингвистики» «Орфография слова – это его биография»  В. П. Шереметьевский Цели урока:
Образовательная
повторить, обобщить, систематизировать теоретические и практические сведения по подразделу лингвистики «Орфография»
Развивающая
развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы; развивать интерес учащихся к языку с помощью дополнительной информации; развивать внимание, логическое мышление, развивать навыки обобщения и систематизации материала.
Воспитательная
воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать интерес и уважения к родному языку
Обратимся к эпиграфу, он является основной идеей урока и дает направление нашей мысли.Как вы понимаете слова В. П. Шереметьевского?(1мин.)
Ученики: Знать биографию слова – это значит знать, как оно образовалось, к какой группе родственных слов принадлежит, а значит правильно проводить проверку орфограмм) 
Какова цель нашего урока?
Ученик. Понять, насколько мы знаем биографию слова и можем наши знания о нем применять на практике.
Учит. Убедиться, владеете ли умением определять орфограммы и проводить их проверку.
1.Обобщение теоретического материала. Небольшая разминка «Закончи предложение»
( в процессе опроса составляется план работы с орфограммами)
Продолжите предложения ( повторение теоретических знаний ) (3мин.)
1. Ключевое слово раздела «Орфография» - …….2. Орфограмма –это……3. Ошибкоопасное место для гласных в слове - ……….4. Ошибкоопасное место для парных согласных по глухости \звонкости ……….5. Ошибкоопасное место для парных согласных по мягкости \твердости ……….
6. Ошибкоопасное место для непроизносимых согласных…………….
7. Чтобы проверить орфограмму нужно … (ребята составляют алгоритм проверки орфограмм)
а) определить ошибкоопасное место звука в слове;
б) определить морфему, где звук находится;
в) уяснить лексическое значение слова или морфемы, где находится звук;
г) часть речи, если необходимо
Это алгоритм для орфограмм, выбор которых зависит от хорошего знания морфемики, лексики и морфологии. С этими орфограммами мы с вами будем работать.
Обобщение фронтальной работы: теорию вы знаете хорошо, алгоритм определения орфограмм составлен, переходим к практике.
Докажите действиями, что нахождение и проверка орфограмм вам по плечу.
Задание №1
Прочтите это шуточное стихотворение, оно поможет вам осознать необходимость уяснения лексического значения слова (его биографии) при проверке орфограмм, в противном случае ошибок не избежать. Обозначьте звук буквой.
Шарик рану зал[и]зал, с костью в будку зал[и]зал.Я ружьишко зар[и]дил и морковку прор[и]дил.Вышел в сад и ув[и]дал, как кустарник ув[и]дал
Работа в парах с раздаточным материалом. (3 мин)
Взаимопроверка. Оценка: каждая орфограмма 1 балл
Что собой представляют эти слова, почему могут повлечь ошибки?
Задача №2
Биографию слова мы прочитываем и через его морфемный состав. Выборочно-распределительный диктант. (Взаимопроверка по карточке-ключу ) (5 мин)
Записать слова в зависимости от места нахождения орфограммы в слове, вставить и обозначить орфограммы.
стел…т, пл…сать, ре…кий увид…м, в алле…, …бить, плюш…вый
в тетрад…, бе…страшный, о…точить, берез…вый, трав…ной
приставка корень суффикс окончание
Как справились с заданием? У кого нет ошибок – 5 , у кого от 1 до 3 - 4.
Какие рекомендации вы можете дать тем, кто допустил ошибки. Ребята дают рекомендации по алгоритму определения морфем в слове.
Задача №2 Графический диктант (2мин)
Я предложу вам несколько утверждений. Если вы согласны с моим утверждением, поставьте «+», если нет – «-». Ответы записываем в листах.Я утверждаю, что:1. Ошибкоопасные позиции для гласных могут быть и под ударением.2. В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных после шипящих под ударением пишется Ё.
3. В корне слов и окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется Ё.
4. Мягкий знак не пишется после шипящих в кратких прилагательных и во мн.ч. существительных жен. р. род.п.
Ответ: 1)+;  2) - ; 3) + ; 4) + (проверка по ключу)
Сравните свою запись с записью на доске. У кого нет ошибок -5, у кого одна ошибка—4
Задача №3 Работа в группах. (5мин)
Теперь вы поработаете в роли учителя. Проверьте диктант Пети Ошибкина. Какие типы орфограмм он не усвоил? (Работайте с оценочным листом)
Ранние утро. Под крышой сарая было гниздо. Чорный галчёнок упал из гнезда. Он пищял. Ему нужна была помощ. Кот барсик крался кмалышу.
Мать кинулась на врага. Кот отступил.
Сколько ошибок у Пети?
Отметьте в оценочном листе типы ошибок.
Презентируя работу группы обязательно включите рекомендации Пете, какие правила проверки орфограмм он должен повторить.
Оценка задания: 9 б.
Оценочный лист
Типы ошибок Наличие ошибок
(+\-)
Безударные гласные в окончаниях прилагательных Безударные гласные в окончаниях существительных Безударные гласные в корне Правописание О?Ё после шипящих в корне слова под ударением О?Ё после шипящих в суффиксах существительных под ударением Правописание ча, ща, чу, щу Правописание имен собственных Правописание предлогов Задача №4 (5 мин)
Творческий диктант
Замените следующие словосочетания одним словом:
1.Рисунки в журнале, газете, книге – (иллюстрации)
2.Сквозной проезд, прорытый под землёй – (тоннель)
3.Место, где получают и выдают деньги –(касса)
4.Свидетельство об окончании средней школы – (аттестат)
5.Асфальтированная дорога– (шоссе)
6.Помещение в школе – (класс)
Что объединяет все эти слова? Чем материал этого задания отличается от предыдущего? (В этом задании нельзя осуществить проверку орфограмм, их нужно проверить по словарю и запомнить, биография слова не работает) Продолжите список слов с удвоенными согласными. (2-3слова) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задача №4. (самостоятельная работа) ( 5мин)
1вариант
Замените выделенные слова синонимами с орфограммой непроизносимых согласных. Обозначьте ее графически.
1.Позади веселое  лето. Пришла красивая  осень. Скоро её сменили  дни  пасмурной осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.2 вариант
Замените выделенные слова антонимами с орфограммой непроизносимые согласные. Обозначьте ее графически.
Позади печальное  лето. Пришла  холодная  осень. Ранней осенью дни дождливы.   Тихий  ветер срывает с деревьев последние листья.
Какую роль играют синонимы и антонимы в текстах? (Они не только делают текст выразительным, эмоционально- образным, но и помогают избегать повторения одних и тех же слов)
Оцени работу. За каждое правильно замененное слово -1балл.
Задача №4 Рефлексивное задание (3мин)
Ученики 5-го класса в начале учебного года составляли программу для компьютера. Они внесли в нее только то, что сами знают о законах русской орфографии.
Подчеркните одной чертой слова, которые подчеркнул бы этот компьютер, как неизвестные написания для учеников 4 класса, а 2-мя чертами те орфограммы, которые вы знаете, но мы сегодня с вами их не взяли.
Пятёрка, хорошо, подкоп, пишет, резкий, цыплята, большой, грачом, течёт, шёлк, шорох, вьюга, блестящий, предыстория, блистать, разъезд, кочка, цирк, бесшумный, командовать, умыться, у синего (моря)Рефлексия
 
1.На уроке я работал..                                                        2.Своей работой на уроке я…3.Урок для меня показался…4.За урок я…5.Мое настроение…
6.Материал урока мне был…7.Домашнее задание мне кажется…  активно/пассивно                   
доволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно
Домашнее задание. Я вам предлагаю на выбор три задания. Задание №1
Тест (уровень А)
1. При написании какого слова нужно использовать правило:
«Безударную гласную в корне проверяйте ударением».
1) п_белка 2) г_зета 3) молод_сть 4) л_нивый
2. В каком слове на месте пропуска не надо писать букву Т ?
1) влас_ный 2) лес_ница 3) чудес_ный 4) хрус_нула
3. В каком словосочетании на месте пропуска надо писать окончание И?
1) встретились на вокзал_ 2) играли на площадк_
3) мечтал о поездк_ 4) подъехали к площад_
4. Укажи слово, в котором пропущен мягкий знак (ь).
1) багаж_ 2) ноч_ной 3) в_ехал 4) молодёж_
5. В окончании какого имени прилагательного на месте пропуска
пишется буква И? 1) на горяч_м песке 2) по свеж_й траве
3) зимн_м лесом 4) в дальн_ю поездку
Задание №2 (уровень В)Исправь ошибки, запиши проверочные слова.Я присел отдохнуть у ручийка, открыл флягу, чтобы запостись водой, да так и оставил ее в травке. А когда обирнулся, то увидел, что горлышко вляжки крошечный паучишка уже украсил тонкой паутинкой. Я протенул руку, и паучок сразу удрал, смишно подпрыгивая на высоких ножках.Задание №3 (уровень С )
На основе перечня изученных орфограмм в начальной школе составить словарно- орфографический диктант из словосочетаний.
Перечень орфограмм, изученных в начальной школе.
1. Буквы И, У, А после шипящих.
2. Сочетания букв ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ, РЩ.
3. Правописание приставок и предлогов.
4. Проверяемая безударная гласная в корне слова.
5. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
6. Звонкие и глухие согласные в корне слова.
7. Непроизносимые согласные в корне слова.
8. Удвоенные согласные в корне слова.
9. Разделительные Ъ и Ь.
10. Падежные окончания имён существительных.
11. Падежные окончания имён прилагательных.
12. Безударные личные окончания глаголов.
13. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
14. Мягкий знак после шипящих в окончаниях существительных и глаголов.
15. НЕ с глаголами.